ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сельджуки в Юждаге

Новые правители с исламизацией повлияли и на культуру лезгинских народов

История укоренения в землях Южного Дагестана мусульманской культуры имеет несколько этапов. Если первый этап с 7 до 10 века был связан с мусульманскими правителями арабского происхождения, то с 11 века здесь резко укрепляется держава Сельджуков, которая с продолжением исламизации региона положила начало тюркизации Восточного Кавказа.

Возникновение державы Сельджуков

В 9-10 веках в северо-западной части Средней Азии, в Южном и Западном Казахстане обитали тюркоязычные племена огузов. Основным их занятием было скотоводство и отчасти сезонное земледелие, а также рыболовство и охота.

В низовьях реки Сырдарьи располагался город Йангикент - столица огузского раннефеодального государства с сильными пережитками родо-племенного строя. Главой огузского государства был йабгу (западно-тюркский титул верховного правителя), но его власть была ограничена народным собранием.
Основная масса огузов кочевала в степях Приаралья и Северного Прикаспия, но отдельные их группы обитали по среднему течению Сырдарьи, доходя до Южного Прибалхашья.

Часть огузов и родственных им тюрок - халаджей и карлуков - называлась туркменами. В основном так именовались этнически смешанные группы, жившие на северо-восточных границах Мавераннахра (междуречья Сырдарьи и Амударьи) и в Западном Семиречье.

В Х-ХI вв. государство огузов постепенно ослабевает и вступает в полосу упадка. Стремление йабгу и родо-племенной аристократии (беков) закабалить простых скотоводов (эров) привело к народному восстанию. В эту борьбу оказались втянутыми и вожди огузских племен среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау. 

Они возглавили компактную группу племен, которые стали затем именоваться сельджуками. Свое название это объединение, состоявшее в основном из огузов и туркмен, получило по имени его предводителя Сельджука ибн Тугака. Он был выходцем из племени кынык и около середины Х в. ушел с подвластной ему ордой в Нуратинские горы, а оттуда - в низовья Сырдарьи.

Завоевания

Как известно, держава Сельджукидов, возникшая в середине 11 века, оставила заметный след в мировой истории. В пору своего наивысшего расцвета она включала в себя почти всю нынешнюю Среднюю Азию, Иран, часть Афганистана, Закавказья, Передней и Малой Азии. 

Образование громадного Сельджукского государства имело немалое значение для хода истории в странах Востока. В том числе его образование способствовало дальнейшему распространению ислама в данном регионе, в том числе и на Восточном Кавказе. Как пишет Аббас-Кули Бакиханов, «усилившаяся Сельджукская империя сделалась могущественной, и государь ее обращает особое внимание на Ширван и Дагестан. При них-то многие племена горцев приняли ислам».

Проникновение сельджуков в Дагестан начинается во время правления султана Алп Арслана, правившего в 1063-1072 годах. Средневековые источники описывают его как «великого завоевателя», которому подчинялись более «тысячи двухсот падишахов».

Сельджукиды также всячески использовали ислам и духовный авторитет багдадских халифов для упрочения своего влияния в обширной империи.
 
Выход на Кавказ

В середине 60-х годов 11 века начинается волна новых завоевательных походов Сельджукидов в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Переднюю и Малую Азию. Границы империи и ее вассальных владений расширились при Алп Арслане от пределов «Хотана до Дербента Хазарского и царства Абхазского». 

В 1067 году султан Алп Арслан направил в Дербент отряд регулярных войск под предводительством Сау Тегина. Город был захвачен сельджуками, и Сау Тегин, назначив Аглаба бен Али своим заместителем в Дербенте, вернулся к султану.

Время правления сменившего Алп Арслана на троне султана Маликшаха (1072-1099) считается периодом наивысшего могущества державы Сельджукидов. При нем широкое распространение получает практика раздачи целых областей и провинций испытанным в боях полководцам. 

Дербент и прилегающие к нему территории Дагестана в декабре 1075 г. были пожалованы Сау Тегину, имя которого стало читаться в хутбе с кафедр мечетей города после имени султана.

После смерти сельджукского султана Маликшаха вследствие междоусобной борьбы за власть государство Сельджукидов постепенно утрачивает свое могущество, что способствовало укреплению экономического и политического положения Ширвана и Дербента, которые вновь начали проводить самостоятельную политику. 

Если во второй половине 11 века ширваншах Ферибурз I платил ежегодный налог в 70 000 динаров сельджукскому султану Маликшаху, то впоследствии сумма налога была уменьшена до 40 000 динаров.

Усиление влияния 

Однако, несмотря на ослабление влияния государства Сельджукидов на регион, тюркское влияние на жизнь населения северо-восточного Кавказа в домонгольскую эпоху было весьма ощутимым, о чем свидетельствует ряд фактов. 

Так, в 1123 году по просьбе дербентского амира из Ирака на Кавказ пришли тюрки-сельджуки и успешно воевали против ширван-шаха. В следующем же году, то есть в 1124, грузинский царь воевал против дербентского войска, состоявшего из «лезгин», кипчаков, и одержал победу.

О существенном влиянии сельджуков на жизнь Дербента можно также сделать вывод на основании того, что с начала 12 века среди имен правителей города встречаются тюркские имена (Бек-Барс, Арслан), о чем свидетельствуют монеты второй половины 12 – начала 13 века.

Во время правления сельджуков ислам распространяется во многих районах Северо-восточного Кавказа, причем существенную роль в его распространении сыграли огузы. В пользу этого свидетельствует наличие в Дагестане огузских захоронений и письменные источники. 

Сельджукский период в истории Дагестана характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами Средней Азии и утверждением Дербента в качестве центра исламизации региона.

Со второй половины XI в., когда активная роль в исламизации Дагестана перешла к тюркскому элементу - сельджукам, широко применявшим культурно-политические методы воздействия, оказавшиеся более эффективными, чем применение силы. 

Как отмечал известный специалист по истории Востока В. В. Бартольд, «победа тюркского элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры». 

Следы пребывания

Итак, во второй половине 11 века Дагестан находился под непосредственной властью Сельджукидов, однако и в 12 веке народы Дагестана продолжают сохранять тесные связи с их державой.

Именно в 11-12 веках отмечается активное распространение ислама во многих районах северо-восточного Кавказа, причем существенную роль в его распространении сыграли огузы-туркмены. В пользу этого свидетельствует наличие в Дагестане огузских захоронений.

Кроме того, в селении Хунзах встречается имя собственное Огуз и «огъу-зилал», применительно к отдельному роду. В другом горном селении Дагестана - Ахты - одно из местных кладбищ до недавнего времени называлось «огъузрин сурар» («огузское кладбище»).

О влиянии сельджуков на Дагестан и их роли в распространении ислама свидетельствует эпиграфический материал - эпитафии и строительные надписи, относящиеся к 11-12 века.

Так, Л. И. Лавров описал надмогильный камень в селении Гельмец Рутульского района, надпись на котором гласит: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердно. Руководство строительством этого минарета осуществлял Хаджи, Сартан и Тасджи в 557 (1162) или 559 (1164)». 

Возможно, Тасджи - это тюркское Ташджи - каменщик. Во всяком случае, суффикс «-джи» - тюркского происхождения, означающий род занятий. На жилой башне в селении Ицари Дахадаевского района имеется датируемая 11-12 веками куфическая надпись: 

«О, господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества кроме...». Уже само упоминание слова «султан» в данной надписи свидетельствует о влиянии сельджуков на регион.

Сельджукские низамийи

Сельджукский период в истории Дагестана характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами Средней Азии и утверждением Дербента в качестве центра исламизации региона.

Распространению ислама на северо-восточном Кавказе способствовала появившаяся здесь сеть мусульманских образовательных заведений второй ступени - медресе. Следует отметить, что сельджукское правительство уделяло большое внимание строительству медресе в крупных городах, рассматривая их как центры идеологического влияния на население.

Своего рода эталоном для вновь создаваемых учебных заведений служило медресе в Багдаде, основанное сельджукским визирем Низам аль-Мульком в 1064-1066 годах и названное в его честь ан-Низамийа. 

В ан-Низамийе преподавали ученые-шафииты Абу Исхак аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шами, ал-Мустазхири и известный ученый и мистик Абу Хамид ал-Газали. Не позднее конца 11 века в селении Цахур, что в верховьях Самура, Низам аль-Мульк основал первое на Северном Кавказе медресе.

В медресе селения Цахур были переведены на местный язык два шафиитских трактата ученых из Египта Мухаммада аш-Шафии и Ислама ал-Музани. К началу 12 века медресе появились в Дербенте и в некоторых районах поблизости, в частности, в селениях Химейди, Арджил, Курах. 

Следует особо подчеркнуть, что складывающаяся в регионе система исламского образования была рассчитана на новообращенных мусульман из среды местного населения.

Именно в период владычества сельджукидов в Южном Дагестане появляется целая плеяда местных ученых, таких как Лакзи Маммус, Лакзи Юсуф, Абу Бакр ад-Дарбанди, которые прославили свою родину во всем исламском мире.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Дербент. Два тысячелетия на перекрестке истории

Сыны Албании - Арран, Ширван и аль-Баб

Лакзи Маммус, как предтеча Яраги

Лакзи Юсуф и Дарбанд-нама

Армянский и Тбилисский Имараты

Комментарии (50)
Комментарий #50, дата: 22 декабря 2016 23:16

Цитата: Migraghvi
Цитата: Dakar
Микрахви, мои сообщения исходят из исследования родословной Хаджи-Давуда, эти исследования подтвердились научными результатами теста Y-ДНК.  Историю трактуют по разному, одни и те же исторические личности описываются под разными именами и датами исторических событий, и то что мы знаем, нам внушили через книги прошедшие цензуру, к архивам нас не допускают, да и на научных форумах банят, так как это ударяет по фальсификаторам. Поэтому предлагаю создать Лезгинский Y-ДНК проект, с помощью которого лезгинским ученым можно будет воссоздать свою настоящую историю. А то уже и Дербент не наш и присвоили себе название нации - лезгин.
Не надо бояться, что будут смеяться и даже угрожать, они на это расчитывают, бояться должны те, кто украл у нас историю.
 
 

Приведите,  пожалуйста,  ваш анализ источников. 

 Привел анализ источника, а в ответ

Сообщение содержит недопустимые к публикации теги.


Цитировать          
Комментарий #49, дата: 22 декабря 2016 20:20

Приведите,  пожалуйста,  ваш анализ источников. [/quote]

 Главный источник указал, но модератор видимо решил, что ещё рано публиковать.

Прочтите внимательно мои сообщения и в теме "Родословная Кубинских ханов"  На этой площадке невозможно все выложить, необходимо привлечение независимых специалистов и раскрытие архивов: Дагестана, Азербайджана, Грузии, Ирана и России, что невозможно, ибо их история окажется мифом. Свои исследования готов предоставить. По теме комментировал только "Легбар", а так получился монолог.


Цитировать          
Комментарий #48, дата: 22 декабря 2016 11:01

Цитата: Dakar
Микрахви, мои сообщения исходят из исследования родословной Хаджи-Давуда, эти исследования подтвердились научными результатами теста Y-ДНК.  Историю трактуют по разному, одни и те же исторические личности описываются под разными именами и датами исторических событий, и то что мы знаем, нам внушили через книги прошедшие цензуру, к архивам нас не допускают, да и на научных форумах банят, так как это ударяет по фальсификаторам. Поэтому предлагаю создать Лезгинский Y-ДНК проект, с помощью которого лезгинским ученым можно будет воссоздать свою настоящую историю. А то уже и Дербент не наш и присвоили себе название нации - лезгин.
Не надо бояться, что будут смеяться и даже угрожать, они на это расчитывают, бояться должны те, кто украл у нас историю.
 
 

Приведите,  пожалуйста,  ваш анализ источников. 


Цитировать          
Комментарий #47, дата: 21 декабря 2016 20:11

Микрахви, мои сообщения исходят из исследования родословной Хаджи-Давуда, эти исследования подтвердились научными результатами теста Y-ДНК.  Историю трактуют по разному, одни и те же исторические личности описываются под разными именами и датами исторических событий, и то что мы знаем, нам внушили через книги прошедшие цензуру, к архивам нас не допускают, да и на научных форумах банят, так как это ударяет по фальсификаторам. Поэтому предлагаю создать Лезгинский Y-ДНК проект, с помощью которого лезгинским ученым можно будет воссоздать свою настоящую историю. А то уже и Дербент не наш и присвоили себе название нации - лезгин.

Не надо бояться, что будут смеяться и даже угрожать, они на это расчитывают, бояться должны те, кто украл у нас историю.

 

 


Цитировать          
Комментарий #46, дата: 21 декабря 2016 13:08

Цитата: Dakar
Цитата: Migraghvi
Dakar, что за несурядицу вы пишите? Какое отношение к лезгинам имеют Тамерлан, Сталин, Шамиль и др???????В это серьёзно. Модераторам просьба убрать всю эту чушь отсюда, чтобнад нами не смеялись. Это не мнение человека, это клиника...

 Если не понятно, то это ваша проблема. Пройдёт время поймете. Я отображаю мысли из различных источников, которые должны быть приняты и в дальнейшим исследованы прежде всего лезгинскими историками. Для этого необходимо иметь смелость, так как на пути будут ставить барьеры разного рода академики, получившие звания и привилегия за фальсификации истории. Микрахви и таривердиев, Тамирлан он же Эмир-Чопан презирал предателей.
 П.С. Дорогу осилит идущий.

Здесь нечего понимать - вы искажаете и так уже искаженную историю лезгин. Над нами уже смеются.  Сначала нам подсунули Алупанскую книгу,  а теперь и вы со своими заведомо ложными мыслями,  набор слов какой-то. Изучайте лучше историю Урарту,  КА,  Лакза,  Давуда,  Ярагского,  историю первой половины двадцатого века,  изучайте и систематизируйте лезгинские диалекты- вот где масса неизведанных страниц. 


Цитировать          
Комментарий #45, дата: 18 декабря 2016 17:27

Цитата: Migraghvi
Dakar, что за несурядицу вы пишите? Какое отношение к лезгинам имеют Тамерлан, Сталин, Шамиль и др???????В это серьёзно. Модераторам просьба убрать всю эту чушь отсюда, чтобнад нами не смеялись. Это не мнение человека, это клиника...

 Если не понятно, то это ваша проблема. Пройдёт время поймете. Я отображаю мысли из различных источников, которые должны быть приняты и в дальнейшим исследованы прежде всего лезгинскими историками. Для этого необходимо иметь смелость, так как на пути будут ставить барьеры разного рода академики, получившие звания и привилегия за фальсификации истории. Микрахви и таривердиев, Тамирлан он же Эмир-Чопан презирал предателей.

 П.С. Дорогу осилит идущий.


Цитировать          
Комментарий #44, дата: 18 декабря 2016 12:17

Dakar - историк ты из машина времени не позорься пиши хот правдоподобного..


Цитировать          
Комментарий #43, дата: 17 декабря 2016 17:05

Dakar, что за несурядицу вы пишите? Какое отношение к лезгинам имеют Тамерлан, Сталин, Шамиль и др???????В это серьёзно. Модераторам просьба убрать всю эту чушь отсюда, чтобнад нами не смеялись. Это не мнение человека, это клиника...


Цитировать          
Комментарий #42, дата: 16 декабря 2016 13:35

Цитата: легбарm
человек написавший Тасджи думаю был грамотным и нельзя сразу перейти к таш.изучая многие работы специалистов лезги ч1алан пришел к ввыводу ,нам пора вернутся к истокам культуры языка-составит грамматику дидед ч1алан в отличии усларовской.назрела необходимость иначе любое умозаключение останется просто б......й .Туркменистане есть мавзолей султана санджара ,было бы интересно узнать причина его смерти  ,а поступок ставший причиной смерти нашли отражение в культуре сицилийской . возможно эта смерть и стала причиной великих передвижений. пути Господа не исповедимо

 В настоящее время имеются возможности развенчать мифы и фальсификации в истории через тестирование Y-ДНК в американской компании ФТДНА. Для этого необходимо создать Лезгингский ДНК-проект, у кого есть возможности могут протестироваться сами, остальным помогут спонсоры-патриоты. Только не связывайтесь с форумом "Молген" во главе с главным модератором форума "Фаррух", он же технический руководитель О.Бендер и К. - "Рога и копыта"


Цитировать          
Комментарий #41, дата: 13 декабря 2016 18:12

человек написавший Тасджи думаю был грамотным и нельзя сразу перейти к таш.изучая многие работы специалистов лезги ч1алан пришел к ввыводу ,нам пора вернутся к истокам культуры языка-составит грамматику дидед ч1алан в отличии усларовской.назрела необходимость иначе любое умозаключение останется просто б......й .Туркменистане есть мавзолей султана санджара ,было бы интересно узнать причина его смерти  ,а поступок ставший причиной смерти нашли отражение в культуре сицилийской . возможно эта смерть и стала причиной великих передвижений. пути Господа не исповедимо


Цитировать          



Назад 1 2 3 4 5 Вперед