ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Письменность до Маштоца

У предков лезгинских народов мог существовать свой дохристианский алфавит

Месроп Маштоц
Одним из недостаточно изученных и неясных аспектов древней истории Восточного Кавказа остается вопрос о появлении письменности в Кавказской Албании. Когда она появилась? Был ли великий древнеармянский просветитель Месроп Маштоц создателем письменности наших предков или он лишь усовершенствовал то, что уже было? Этими вопросами задается исследователь лезгинской истории Бедирхан Эскендеров, статью которого мы предлагаем вашему вниманию.

История возникновения, становления и упадка с последующим исчезновением письменности в Кавказской Албании таит в себе множество неясных, порой и противоречивых, необъяснимых с точки зрения логики моментов. И таких моментов действительно много. В этой статье мы рассмотрим вопрос возможности существования ранней, дохристианской письменности.

Вообще, надо сказать, что письменность является не просто частью культуры, а некоей планкой, определяющей степень способностей саморазвития народа. Этносы, обладавшие в прошлом письменной культурой, автоматически причисляются к высокоразвитым и цивилизованным. Поэтому все вопросы, так или иначе связанные с письменностью и просвещенностью, являются очень чувствительными для всех без исключения народов.

В этой связи понятны стремления лезгинской интеллектуальной общественности доказать, что своя письменность у Кавказской Албании была и в языческий период, а преподобным Месропом Маштоцем она была лишь реконструирована, а не создана с нуля. Обоснованием своих заявлений они приводят фразу из Корюна (древнеармянский историк, писатель и переводчик первой половины V века), что Месроп Маштоц, придя «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению».
Памятник историку Корюну
В качестве дополнительных подтверждений обычно предъявляются отрывки из трудов Евтропия, Орозия и других древнеримских авторов, рассказывающих о переписке албанских царей, которые имели место задолго до прибытия в Албанию блаженного Месропа.

Эти, в целом понятные и естественные заявления лезгинских патриотов обычно вызывают болезненную реакцию у прямых наследников величия духовных подвигов Месропа Маштоца. Они рассматривают такие высказывания как несомненные посягательства на славу своего гениального земляка.

У глагола «возобновил», который неосторожно вставлен Корюном, по мнению специалистов армянского языка, есть и другие значения, например, «вернулся к прежним действиям» и т. д. А сведения древнеримских историков считаются недостаточно доказательными, так как в них язык посланий не указан.
Тем не менее, мы считаем, что своя письменность у Кавказской Албании существовала задолго до принятия христианства, об этом ясно говорит главный историк Кавказской Албании Моисей Каланкатваци. В третьей главе первой книги своего труда, озаглавленного «О том, какие народы имели свою письменность», он пишет: «Имеющие письменность народы суть: евреи, латиняне, [письменностью] которых пользуются и ромеи, испанцы, греки, мидийцы, армяне, алуанцы».

Трудно сказать, почему до сих исследователи проходили мимо этой главы, но разве здесь речь идет не о более ранних, дохристианских письменностях? Ведь в VII, в котором предположительно жил Каланкатваци, письменность имело куда больше народов.

И Каланкатваци, вне всяких сомнений, выдающийся ученый-энциклопедист своего времени, просто не мог не знать, что кроме перечисленных семи народов свои алфавиты были еще у многих других. Он не мог забыть, что кроме армян и албан Месропом была создана письменность и для иверов, т. е. грузин, у него Маштоцу посвящено несколько глав, и там он пишет и об иверском алфавите.
На наш взгляд Каланкатваци в этой главе однозначно говорит о древних письменностях. Использование ставшего в его время архаизмом термина «мидийцы» свидетельствует о том, что Каланкатваци пользовался при составлении этой главы каким-то неизвестным, старинным источником. Ведь как мидийская письменность, так и сам язык исчезли еще до нашей эры (современные потомки этого языка – талышский, татский, гилянский и пр.).

Так что, опираясь на Каланкатваци, можно говорить о том, что своя письменность у Кавказской Албании с большой вероятностью была еще в языческой древности.

В ближайшее время мы, по возможности изучив все доступные сведения, постараемся более подробно рассказать об истории письменности Кавказской Албании.

Бедирхан Эскендеров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Новые горизонты албанистики

Видеолекция по истории Кавказской Албании от лезгинской молодежи Санкт-Пете ...

Грузинскую письменность номинируют на внесение в список культурного наследи ...

Арабы Кавказской Албании

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Комментарии (16)
Комментарий #16, дата: 18 марта 2017 13:52

 Следует добавить, на лезгинском языке село называется - хюр, на пралезгинском Кур, Хар. Село Кура, раньше называли Стоянка Кура(Гора, Гермеса)


Цитировать          
Комментарий #15, дата: 18 марта 2017 13:26

В родословной моих предков указано, что три брата Гарай, Селим и Шамхал пересилились в местность Кутур-КУРе из села Чепер, раньше это село называли Чепер-Али, Джабель-Али, сокрощенно ДжабА, что недалеко от Горы Шалбуздаг и села КУРуш. КУРайшиты - племя Пророка Муххамеда, КУРайшем звали отца Пророка Ибрахима. Рядом находится и село Маза, Мазе называют потомков Пророка Ибрахима.

 Как видим, топонимика кричит нам о зарождение цивилизации на нашей земле. 

Кроме того, в докладе Князя Андронникова указfно, что все население КУРинского ханства, до Аслан-хана "состояло из райят, шихов - считавших себя потомками пророка Магомета, и евреев" то есть шихов было меньше чем райятов, но больше чем евреев, последние оказались самыми проворными.


Цитировать          
Комментарий #14, дата: 17 марта 2017 00:57

Мы подтвердили писание Священного Кур'ана

У Единого Бога множество имён

Нет Бога кроме Аллаха и Муххамед его последний Пророк до Судного дня


Цитировать          
Комментарий #13, дата: 17 марта 2017 00:31

Гермес - это Хар. У лезгинов помещение где женщины пекут хлеб на огне называется Хар. И тут мы видим связь Хара и Прометея с огнем.


Цитировать          
Комментарий #12, дата: 16 марта 2017 13:48

Если Алпан  древнее название Дербента ,то символ города "жезл   Гермеса"- Меркурия. На это нужно обратит историкам города хозяевам города особое внимание .да может быть стоить узаконит этот символ как символ города . с уважением .


Цитировать          
Комментарий #11, дата: 15 марта 2017 18:43

 Все верно, уважаемый Легбар, Прометей, по легенде был закован на скале недалеко от Дербента. Дербент на пралезгинском языке - Алпан.

Здесь уместно вспомнить город-государство Элба, созвучное с Албан и их божество Куру. Археологи обнаружили шумерские таблички с клинописью в Алеппо(Эбла), а как мы знаем представители гаплогруппы J* мигрировали из нынешнего Юждага в Сирию, а значит принесли с собой знания о Шумере(Семе,Шаме)

 Таблички Эблы использующие шумерскую клинопись содержат тексты на архаическом семитском языке, родственном аккадскому, арамейскому, арабскому и ивриту. Они освещали все стороны жизни этого центра, процветавшего ещё до объединения Аккада и Шумера под властью царя Саргона. Среди них были и официальные документы, характеризующие административную и хозяйственную деятельность царей, словари, школьные упражнения, гимны.


Цитировать          
Комментарий #10, дата: 10 марта 2017 11:56

[quote=Dakar]Приведу лишь несколько зарубежных источников которые создадут целостную картину дающее основание предполагать - Шумер предшественник Кавказкой Албании.

Фатх-Али-хан(Хаджи-Давуд) происходил из лезгинской дворянской семьи и как большинство лезгин был суннитом (Локхарт, стр. 117, 120). В 1131/1719 лезгины вторглись в Ширван и убили губернатора этой провинции. 
 
Амир Шах Хан Голи Quvanlu (1666-1694) согласно Astarabad к Fasai, переехал из Гянджи, отец Фатх-Али-Хана, отец Мохаммад Хасан Хана, отец Ага Мохаммад Хана - основал шахскую династию Каджаров.
Гянджа .... Племя Каджаров возглавили Зиядоглы (являлись прямыми Потомками Шумерского королевского дома), которые были Beglerbegs Карабахом, Амир аль-Umarai и Gouvernors Гянджи.
 Родословная династии Каджаров восходит к седьмому Имаму Мусе-ал-Казиму.

В Аз. Y-ДНК-проекте иранец гаплогруппа J* указал в предках Qajar-bek 13 c. его определили в дагестанскую группу Агваны. Потомок Фатх-Али-Хана в арабском Y-ДНК проекте Шарифов-Сейидов, указан как - Лезгин.

 Необходимо дополнить, где указано: "Племя Каджаров возглавили Зиядоглы (являлись прямыми Потомками Шумерского королевского дома), которые были Beglerbegs Карабахом, Амир аль-Umarai и Gouvernors Гянджи.".

что важно и предки Хаджи-Давуда были царями Кавказкой Албании, а Шумер, как и КА, был разделён на племенные царства из которых выбирался главный правитель. 

 Если для критиков недостаточно приведённых доказательств, что Шумер - это КА, то вышла статья с новыми исследованиями ученых, в принципе подтверждающие наши исследования. 

 Выложить ссылку не удаётся.

 


 
 


Цитировать          
Комментарий #9, дата: 09 марта 2017 00:14
 Американские учёные доказали: родился такой человек - Авраам с гаплогруппой J*, и с тех пор гаплогруппа у его потомков не изменилась, у НОХско-Дагестанских народов можоритарная гаплогруппа J*, что значит такая же гаплогруппа была и у его предка Ноя, чей ковчег после потопа пристал к горам Кавказа, от его сына  Сема-Шем-Шам-Шумер, произошли названия языков семитский, шумерский, кроме того, название древних поселений Нуха, Киш, Маза, Куруш, Фриг и др., а также святая гора Шалбуздаг в древности "ГЪУЦАР'КУР" (ГОРА БОГОВ, КУР - Шумерский Бог), Стоянка Кура(Гора) в Кутур-Куре, подтверждают легенду о том, что первый человек Адам - Он же Кур, он же Гор, Он же Гермес, Он же Лек - Орёл поселился на Кавказе.
"Дагестанские языки, называемые в прошлом лезгинскими(бытующие до настоящего времени название дагестанцев, в персидских хрониках - лезги, в грузинских - леки) связываемыми с именем легендарного Лека - сына Торгома(Бог Тор у Шумеров) восемь сыновей которого считались родоночальниками наиболее крупных народов и этнических групп на Кавказе, представляли группу из 26 языков".

 26 племен входило в Кавказкую Албанию - Шумер

 
 

 


Цитировать          
Комментарий #8, дата: 09 марта 2017 00:07
Попробую уточнить и обосновать, что пралезгинский язык - это тот же албанский, арамейский и шумерский.
 Начну с известных лезгинских личностей, перейду к святым писаниям и легендам, из которых будет видно, что Лезгины, Кюринцы и Албаны, разные названия одного народа.

Почему-то лезгины уверены, что все каджары - это персы, когда говоришь, что Каджар -  персы называли мать Ага-Муххамед-хана, в честь имени которой называется  шахская династия Каджаров, а сам он не перс, не тюрк и не араб, а внук Фатх-Али-хана, после паломничества - Хаджи Давуд - потомок Пророка Муххамеда(САС) через его дочь Фатиму и зятя Имама Али(АС), то некоторые говорят, не позорь нас, не говори такое никому. Вот так вот проявляется насаждаемая со школьной скамьи пропаганда в зрелом возрасте. 

 Продолжу, в Грузии это имя Каджар известна как Кетаван из династии Багратиони, родословная которых восходит к библейскому царю Давиду - потомка Авраама.
 Фатх(Фара) звали отца Авраама, а жену Каджар, она же Агарь, она же Сара, сына звали Исмаил, он же Исаак, т.е. у Авраама была одна жена и один сын. 

Цитировать          
Комментарий #7, дата: 29 января 2017 17:32
Приведу лишь несколько зарубежных источников которые создадут целостную картину дающее основание предполагать - Шумер предшественник Кавказкой Албании.

Фатх-Али-хан(Хаджи-Давуд) происходил из лезгинской дворянской семьи и как большинство лезгин был суннитом (Локхарт, стр. 117, 120). В 1131/1719 лезгины вторглись в Ширван и убили губернатора этой провинции. 

 
Амир Шах Хан Голи Quvanlu (1666-1694) согласно Astarabad к Fasai, переехал из Гянджи, отец Фатх-Али-Хана, отец Мохаммад Хасан Хана, отец Ага Мохаммад Хана - основал шахскую династию Каджаров.
Гянджа .... Племя Каджаров возглавили Зиядоглы (являлись прямыми Потомками Шумерского королевского дома), которые были Beglerbegs Карабахом, Амир аль-Umarai и Gouvernors Гянджи.
 Родословная династии Каджаров восходит к седьмому Имаму Мусе-ал-Казиму.
В Аз. Y-ДНК-проекте иранец гаплогруппа J* указал в предках Qajar-bek 13 c. его определили в дагестанскую группу Агваны. Потомок Фатх-Али-Хана в арабском Y-ДНК проекте Шарифов-Сейидов, указан как - Лезгин.
 
 

Цитировать          



Назад 1 2 Вперед