ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Женщина в горском обществе

Будни лезгинской горянки в прошлом и настоящем

Роль и права женщины в обществе - тема, не теряющая актуальности вот уже более ста лет. Есть что сказать по этой теме и в лезгинском обществе. За последний век разительно изменился мир - и мы вместе с ним тоже. Любопытно бросить взгляд назад и определить, как менялась роль женщины у лезгин.

Исторически, как и в любом патриархальном обществе, у лезгин, стоит признать, права женщин были весьма ограничены. Её повседневная жизнь была отрегулирована многочисленными нормами поведения и ограничениями. С одной стороны, она не могла иметь внешних отношений в обществе. Её представителем в социуме был муж или отец. Но и внутри дома женщина едва могла озвучить свои интересы и душевные переживания с надеждой, что ее поймут. Таковы уж были те суровые времена.

Род занятий женщины в ту пору - ковроткачество, вязание носков, пошив одежды и т.д. В то же время, нельзя сказать, что такой порядок лишь дискриминировал женщину, так как она находилась под защитой и опекой мужчины - отца или мужа. Но всё было не так уж однозначно. Если женщина бывала относительно бесправна как жена или невестка, то в качестве матери ее авторитет был непререкаем. К примеру, сыновья, даже самые волевые, сильные и дерзкие, и в зрелом возрасте подчинялись воле матери, как в детстве. В том числе в таких важных вопросах, как выбор будущей жены. В общем, у нас царили правила, хорошо знакомые любому патриархальному обществу, и со своей стороны мы вряд ли можем добавить туда что-то новое и другим доселе неизвестное.

Примечательно, однако, что довольно часто патриархальные традиции шли вразрез с мусульманским правом - шариатом, который гарантирует женщине защиту ее персональных и имущественных прав и интересов. Так, например, девушку довольно часто могли выдать замуж без ее согласия, что запрещено по шариату. И подобных примеров, как сейчас сказали бы, правовых коллизий между шариатом и адатами, можно привести достаточно.

И вновь жизнь учит нас тому, что нельзя пытаться всё упростить, пытаясь описать быт и нравы - реальность куда многограннее и неожиданнее ее описания. Как же тут не вспомнить лезгинскую поэтессу 15 века Микрах Кемер, которая публично озвучивала свои произведения?! Она родилась в богатой семье, изучила арабский язык, писала стихи, играла на чунгуре, пела на свадьбах и торжествах. Вполне активный общественный образ жизни.

Довольно нелестные описания положения женщин в горском обществе мы встречаем в русских источниках середины 19 века. Дочь полковника Фёдора Рота, Нина, пребывая в 1848 году в Ахтах, несколько раз упоминает в своих мемуарах, что "женщины здесь на положении рабынь" и "стареют уже в 30 лет". Также она отмечает, что мужчины не здороваются с женщинами. Судьба ее, однако, сложилась столь неординарно, что в итоге она добровольно вышла замуж за местного юношу.

Есть несколько противоположные этому свидетельства, тоже из русских источников, говорящие о том, что нашим предкам не была чужда и романтика в отношениях между мужчиной и женщиной. Так, участник Битвы за Ахты 1848 года, русский граф Виктор Доливо-Добровольский-Евдокимов пишет следующие строки: "они [женщины долины Самура] так привлекательны, что сами горцы отличаются здесь угодливостью к прекрасному полу и вслух любуются, когда девушка гонит буйволов или с неподражаемой грацией несет тяжелый кувшин воды. А Лезгинка в праздник или на свадьбе, когда красавица завернет чадру вокруг шеи, влетит в кружок и бросит смелым взглядом вызов молодежи… Но этот предмет может увлечь очень далеко" Согласитесь, между этими двумя свидетельствами из русских источников одного и того же года (1848) заметен серьезный контраст.

На протяжении 19 века вряд ли в обществе проявились существенные изменения в плане положения женщин. Однако, в связи с широким распространением такого явления, как отходничество, забот и обязанностей у женщин прибавилось. Во второй половине 19 века, начале 20-го, в Дагестане, особенно в его южной части, стал наблюдаться отход мужчин на сезонные работы в Бакинскую губернию. Обычно это происходило зимой, когда сельскохозяйственные работы в горах приостанавливались, и мужчины могли найти себе применение на бакинских нефтепромыслах, либо где-то еще. Само собой разумеется, что у оставшихся на несколько месяцев без мужей горянок проблем прибавлялось, и им приходилось брать на себя новые функции. В определенной степени такая вынужденная эмансипация могла подготовить женщин к грядущей советской эпохе с ее революционными переменами.
Советский период

Положение вещей начало резко меняться в 1920-е годы. Главной причиной является, разумеется, установление советской власти и распространение новых порядков по всей стране, в том числе, в Дагестане и Азербайджане. Положение женщины в обществе начало стремительно меняться. Примечательно, что в РСФСР женщины получили избирательное право даже раньше, чем в США и большинстве других стран Запада. Светско-атеистическая пропаганда новой власти призывала женщин снять платок, как символ угнетения женщин патриархальными устоями общества.

В советское время широко проходила социальная эмансипация горянок. Уместно привести пример с Ахтынским театром тех лет. В дореволюционные годы, в театральном кружке Идриса Шамхалова женские роли игрались мужчинами. Причиной тому были строгие нравы общества тех времён, не допускавшие того, чтобы женщина выставляла себя напоказ, да и вообще была занята публичной работой. Функции женщины тогда были ограничены вопросами внутрисемейного ведения и только. Все сношения с обществом и связанные с публичностью дела считались исключительно мужскими прерогативами. Однако, советская власть активно продвигала идею равноправия мужчин и женщин. А уже после революции у нас появляются известные актрисы и певицы - Алла Джалилова, например, которая аж в 1927 году стала солисткой Большого театра.
Алла Джалилова - первая дагестанская балерина Большого театра в Москве
Представительницы прекрасного пола, образно выражаясь, "вышли из сакли". Они повсеместно стали привлекаться к общественной деятельности. Особенно сильно это проявлялось в новообразованных коллективных хозяйствах, где они могли проявиться как активистки трудовых и партийных организаций. В отдельных случаях в 1930-е годы женщины даже возглавляли (!) отдельные колхозы. Со временем женщины стали активно осваивать развивающиеся по всей стране сферы образования и культуры. С целью ликвидации неграмотности всюду шло массовое строительство школ и домов культуры - эти учреждения стали отдушиной для тех женщин, которые хотели посвятить себя какому-то квалифицированному труду.

Справедливости ради надо отметить, что осознание необходимости социальной культивации женщин начало проникать в наше общество еще до прихода советской власти. Здесь уместно привести конкретный пример - в 1917 году в Касумхюре была открыта школа для девочек. Она была открыта внучкой Гасана Алкадарского Шахризат Султановой. В первое время ей трудно было собрать девочек в школу, но после они сами с большой охотой стали посещать учебное учреждение.  Впоследствии наряду с молодыми девушками в школу стали приходить и замужние женщины.

В послевоенные и застойные годы новое положение вещей укоренялось. Женщины глубже осваивали занимаемые ими сферы деятельности. В 1959 году лезгинка Камер Адилгезелова-Палчаева стала, как утверждается во многих источниках, первой горянкой доктором наук.

В наше время до полной эмансипации женщинам еще далеко, но еще с советских времен сформировались определенные ниши в публичной работе, где они широко представлены. Это сотрудницы управлений муниципальных образований, бухгалтера и секретари, сотрудники музеев и библиотек, домов культуры, учительницы и др. В то же время заметно, что женщины почти не встречаются в руководстве районов, сельсоветов, больниц и школ. То есть, женщины в нашем обществе считаются хорошими специалистами, но не управленцами. Естественно, исключения бывают всюду, но речь идет о массовых случаях.
Сафият Аскарова - первая дагестанская киноактриса
Известный российский ученый, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека ФАНО Сергей Савельев в одной из своих видеолекций заявил, что женщины могут не хуже мужчин заниматься бизнесом и активной общественной деятельностью, но в условиях стабильного и предсказуемого общества, жизнь в котором характеризуется низким стрессовым фактором. Собственно, это мы и видим на Западе, в обществе, где все играют по определенным правилам и многие факторы можно предсказать. Женщины там успешно занимаются предпринимательской деятельностью и не только. Но наше общество предсказуемым и лишенным опасностей не назовешь, трудности поджидают с самых разных сторон. А потому, женщины в бизнесе пока еще будут редким явлением - для этого просто не созрели необходимые условия.

В итоге, глядя на нынешнее поколение лезгин, можно отметить, что, как и все кавказское сообщество, оно находится на сломе эпох, вбирая в себя черты как патриархального, так и модернистского общества, вступившего в глобализационные процессы. В нем все еще ярко заметно патриархальное почтение к женщине как матери, и вместе с тем, наличие большого числа женщин с сильным чувством социальной ответственности. И здесь опыт нам подсказывает, что нужно брать самое лучшее из нравов разных эпох.

В наш век было бы преступно не дать раскрыться неограниченному творческому потенциалу прекрасного пола. Вместе с тем, огульная, ничем не сдержанная эмансипация также лишила бы их женственности, расшатала бы семейные ценности, доставшиеся нам от предков. И снова истина затаилась где-то посередине...

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия искренне поздравляет наших прекрасных горянок - матерей, бабушек, сестер, и всех женщин России с 8 марта и желает счастья, крепкого здоровья, любви и благополучия.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

В Махачкале открылась выставка «Женщины Кавказа»

Общественная организация «Муслимат» призывает руководство Дагестана контрол ...

Тридцать три крови: портрет жительницы Дагестана

8 марта на Кавказе. Битва за горскую честь женщины

Поздравляем всех женщин с праздником 8 марта

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 08 марта 2017 16:33

Ув.Автор! Называя ЛЕЗГИНКУ-горянкой,а ЛЕЗГИН-горцами вы льете воду на мельницу пришлых кочевников,которые хотят локализовать наш народ в горах и лишить их права на собственность на равнине.А реальность совсем другая! Все джамааты имели на равнине и земли,и населенные пункты.Земли находились в собственности джамаатов.Их конфисковала Советская власть в пользу колхозов,а ,впоследствии,отошли к Азербайджану. Къуруш имел 4 населенных пункта,Миграгъ 3 н.п.,Чепер 3 н.п.,Фияр 4 н.п.,Мацар 2 н.п.,Игъир 2н.п. и т. д. Содержать миллионы голов скота(КРС,МРС,лошади) в зимний период в горах было невозможно. Мы не горцы,не дагестанцы,не азербайджанцы-мы ЛЕЗГИНЫ.Мы жили ,живем ,и будем жить,инша АЛЛАh, и в горах,и в предгорях,и на берегу нашего моря КАСпар.Наши предки не прятались в горах за камнями и под камнями,а ценой собственной крови и жизней сохранили за нашим народом выход к морю.Да,да.да! Мы,ЛЕЗГИНЫ,единственный народ на Кавказе (Кавкасиони-аборигены) сумевший сохранить выход к равнине,к морю. Наша временная :слабость:-результат недальновидной политики Империи,которая,надеюсь,опомнится и исправит хотя бы то,что можно еще исправить. Хотя,кто знает.....!


Цитировать