ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестанские языки должны развиваться

Интервью с ректором ДГПУ Магомедом Абдулаевым в преддверии форума «Лезгинский язык: сохранение и развитие»

Магомед Абдулаев
Ректор Дагестанского государственного педагогического университета, доктор юридических наук, профессор Магомед Имранович Абдулаев ответил на вопросы информационного портала FLNKA.RU о деятельности университета и ближайших планах, в частности, о проводимом совместно с ФЛНКА форуме «Лезгинский язык: сохранение и развитие», а также о значении родных языков в жизни республики.
 
Магомед Имранович, Вы уже несколько лет являетесь руководителем одного из ключевых вузов Республики Дагестан - Дагестанского государственного педагогического университета, и смогли вывести его работу на совершенно новый качественный уровень. Расскажите, пожалуйста, какие основные задачи стоят перед вузом сегодня, и какие направления планируется развивать в первую очередь?
 
Спасибо за интересные и важные вопросы! Дагестанский государственный педагогический университет это специализированное учреждение высшего образования, которое готовит квалифицированные педагогические кадры в системе классического образования. Учитель - это человек, который закладывает фундамент всех профессий. Если не будет грамотных учителей, не будет хороших инженеров, врачей, экономистов и т.д. Поэтому сегодня в ДГПУ созданы все необходимые условия для качественной подготовки педагогических кадров.

Вуз уделяет огромное внимание всестороннему развитию студентов, социальным и воспитательным вопросам,  научно-образовательной работе, учебно-материальной базе, организации учебного процесса в вузе.

Дагестанским государственным педагогическим университетом накоплен позитивный опыт в сфере национального образования и языковой политики, и вопросы сохранения и развития родных языков находятся в числе приоритетных. Вуз на протяжении многих десятилетий ведет подготовку квалифицированных кадров для городских и сельских школ, а также других образовательных учреждений.
 
В последние месяцы 2016 года ДГПУ инициировал масштабный и крайне актуальный проект по сохранению и развитию языков народов Дагестана. Было проведено несколько круглых столов, заявлены амбициозные планы по созданию отделений родных языков. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте - как он зародился и что планируется еще сделать?
 
Педагогическое образование – это основа любого образования. И язык – основа всякого образования. Ребенка сначала учат языку, а только потом всему остальному, ибо человек познает мир посредством языка.

Дагестан представляет собой уникальный по своему национальному составу, культурному и языковому многообразию регион. Русский язык обеспечивает функционирование всех политических, социальных и иных институтов страны,  а  вместе с созданной на нем богатейшей научной и художественной литературой является мощным фактором духовного развития и осуществляет особую миссию в сфере образования, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения.
 
В условиях многонационального Дагестана русский язык утвердился как язык межнационального общения. Но у каждого народа складывается своя уникальная языковая картина мира. У дагестанцев, естественно, наблюдается живой интерес к своему языку и культуре, все хотят сохранить ее, но она исчезнет, если мы ничего не будем делать. Мы взяли на себя инициативу и три года назад в ДГПУ открыли центр изучения родных (русского и дагестанских) языков.
 
Целью проводимых впервые в таком формате и важных для каждого народа Круглых столов является  разработка долговременной стратегии сохранения и развития родных языков и культур. Для этого проводится анализ современного состояния и проблем преподавания родного языка в школах с последующей выработкой рекомендаций для составления республиканской программы по развитию родных языков и литератур.
Ариф Керимов и Магомед Абдулаев
В форумах принимают участие представители государственных и общественных структур, предприниматели, представители научных и образовательных учреждений, поэты и писатели, аспиранты и студенты вузов, которые обсуждают интересующие их вопросы, высказывают свое мнение и вносят предложения для сохранения, дальнейшего развития и обогащения родных языков. В работе круглых столов активно участвуют наши соотечественники из разных регионов страны и зарубежья. По итогам форумов принимаются резолюции, и планируется проведение конференций по актуальным проблемам национальных языков и литератур.

Эти мероприятия не являются формальными и разовыми. Работа продолжается в заседаниях сформированных попечительских советов. Постоянно действующий сайт Форума становится живой площадкой, в том числе и дискуссионной, для общения и обсуждения актуальных проблем сохранения и развития родных языков и культур.

Нами также было поддержано предложение ФЛНКА о проведении конференции по проблемам лезгинского языка 20 марта. Кроме того, ДГПУ в дальнейшем планирует открыть в рамках университета отделение по подготовке учителей лезгинского языка.Создание такого специализированного отделения внесет большой вклад в сохранение и развитие лезгинского языка и письменности.
 
К сожалению, ситуация со знанием родных языков, в первую очередь, жителями городов, ухудшается. Многие эксперты считают, что положение можно исправить жесткими мерами, закрепив на законодательном уровне обязательность применения родного языка в различных сферах жизнедеятельности, а также введя экзамены. Согласны ли Вы с этим?
 
Меры, разумеется, нужны, где-то и жесткие. Но в целом необходимо комплексно подходить к решению вопроса сохранения и развития родных языков, потому  что здесь действуют объективные и субъективные причины.  Не все упирается в  совершенство законодательства, немаловажную роль, я бы даже сказал главенствующую, играет семья. Умение говорить на родном языке и основная база словесности закладывается в ребенке именно в семье.

Как ячейка нашего общества, семья должна быть максимально ориентирована на воспитание в детях чувства знания родного языка, передачи в молодое сознание традиций, национальной культуры и этнической идентичности.  И самое главное воспитать в них чувство ответственности за сохранение и последующей передачи этих знаний поколениям. 
 
Одной из важнейших своих задач ФЛНКА считает сохранение и развитие родных языков, формирования у молодежи интереса к профессиям, связанным с их применением - национальная журналистика, преподавание в школах и вузах, работа в сфере культуры. Каковы на Ваш взгляд перспективы сотрудничества между Лезгинской автономией и ДГПУ?
 
Считаю, что любая позитивная динамика в направлении родных языков полезна и необходима. Это задача всеобщая, и к поиску решений проблем сохранения дагестанских языков должны подключаться не только государственные органы власти, но и все гражданские институты. Объединившись, мы сможем получить реальные результаты не только в сфере профессиональной подготовки специалистов – педагогов по национальным языкам, но также и в дальнейшем с помощью муниципалитетов решать задачи их трудоустройства в школах, лицеях, гимназиях, национальных средствах массовой информации  и так далее.

Дагестанский государственный педагогический университет - это высшее образовательное учреждение, и мы всегда рады и открыты к сотрудничеству в культурно-образовательных аспектах со всеми государственными и общественными структурами.
 
Большое Вам спасибо за интервью, Магомед Имранович!

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия благодарит Вас за столь важные и своевременные инициативы и надеется, что совместными усилиями удастся добиться значительных успехов.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Рождение фонда «Рутулы»

Сберечь родной язык

В Дагестане открылся Клуб национальных языков

Педагог из Дагестана стала победителем Всероссийского мастер-класса учителе ...

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения ...

Комментарии (0)