ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Объединить лезгин столицы

Мадрудин Магомед-Эминов о планах «Мослезги» на новую десятилетку

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент интервью с председателем Совета региональной автономии «Московские лезгины», заведующим кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ, доктором психологических наук Мадрудином Магомед-Эминовым.
 
Собеседник ФЛНКА рассказал об истории становления организации, поделился мнением о нынешнем состоянии лезгинского народа, основных тенденциях в нашем обществе, поведал о планах на будущее, а также обрисовал основные направления сотрудничества с Федеральной автономией.
 
Мадрудин Шамсудинович, позвольте поздравить Вас и всех, кто тем или иным образом все эти годы был причастен к деятельности «Московских лезгин», с 10-летним юбилеем этой замечательной организации. Расскажите, пожалуйста, о том, чем сейчас живут Московские лезгины: какие проекты реализует организация, что запланировано на ближайшее время?
 
Благодарю за поздравление! Действительно, НКА «Московские лезгины» была создана 10 лет назад, в 2006 году в рамках реализации указа Президента РФ В.В.Путина о национально-культурных автономиях в деле сохранения языка и самобытности лезгинского народа. Первым председателем совета автономии был Р.И.Урдуханов.
 
С 23 апреля 2008 года по 16 ноября 2011 года организацию возглавлял А.З.Саркаров. И с ноября 2011 года по настоящее время я являюсь председателем Совета «Московских лезгин».
 
При создании московской организации наибольшую активность проявил Амиль Саркаров, найдя поддержку у академика РАН А.А. Гусейнова и других авторитетных фигур.
 
С тех пор и до настоящего времени работа региональной автономии внесла и продолжает вносить существенный вклад в этнокультурную жизнь столицы, в сохранение и развитие лезгинской культуры.
 
Для того чтобы охарактеризовать деятельность Московских лезгин, потребуется краткий исторический экскурс. Изначально НКА «Московские лезгины» была создана как молодежная организация, в отличие от ФЛНКА, решавшей на федеральном уровне более глобальные вопросы лезгинского народа как разделенного этноса.
 
Ведущей, центральной деятельностью, вокруг которой объединилась молодёжь, было проведение танцевальных демов и других культмассовых мероприятий.
 
Я стал председателем Совета организации в конце 2011 года не потому, что предыдущий председатель не справлялся со своей работой, а для того чтобы расширить деятельность автономии и поднять на новый уровень, в том числе, за счет соединения её с работой Лезгинского интеллектуального клуба, созданного в 2009 году.
 
Таким образом, нами были заданы новые направления деятельности «Московских лезгин» за счет включения в работу не только молодежи, занятой культмассовой работой и организацией танцевальных демов, но и деятелей науки, культуры и творчества, общественных деятелей.
 
В соответствии с этой линией, одним из крупных наших проектов стала работа над Большой лезгинской энциклопедией, которая уже проходила в несколько этапов, и там есть свои достижения и проблемы.
 
Кроме того, особым аспектом стало создание клуба свободного диалога, который не только послужил местом обсуждения самых разнообразных проблем, но и стал площадкой общения со своими земляками и приобщения к самобытной лезгинской культурной жизни.
 
Особое место занимает проект работы с молодёжью. В рамках этой деятельности не только осуществляются разнообразные коммуникативные практики, встречи и творческие мероприятия, но и организуется активная культмассовая деятельность, проведение демов, участие в мероприятиях, проводимых Московским домом национальностей, Правительством Москвы и т.д.
 
Наиважнейшим элементом этой работы является формирование культуры личности и этнокультурной идентичности. В рамках работы с молодёжью у нас сформировалась инициативная группа, которую мы называем активистами.
 
Организация Яран Сувар – особая тема. Ариф Пашаевич, президент ФЛНКА, в свое время сделал важный и правильный шаг в деле проведения Яран Сувар. По его предложению, в Москве этот праздник стали организовывать «Московские лезгины» при поддержке ФЛНКА – и в этом году Праздничный концерт в таком формате проводится уже в пятый раз. Важно и то, что организация этого праздника проводится активистами Московских лезгин.
Ариф Керимов, Мадрудин Магомед-Эминов и академик Абдусалам Гусейнов
Каким Вы видите будущее «Московских лезгин»? Многие считают, что организация не так активна, как хотелось бы, и приводят в пример 2000-е годы, когда «Мослезги» гремели по всей Москве и их знал любой, кто мало-мальски был знаком с работой в национально-культурном поле столицы. Чего, на Ваш взгляд, не достает в работе сейчас и что нужно, чтобы вывести деятельность на прежний уровень и превзойти его?
 
Развитие деятельности «Московских лезгин», реновация и повышение её эффективности является для нас важной заботой. Она может выражаться в двух форматах.
 
Во-первых, в формате представительской функции – когда определенный костяк организаторов проявляет высокую активность в этнокультурном пространстве Москвы, Московского дома национальностей, Правительства Москвы и т.д., а также в коммуникационной среде других диаспор и общин, где «Московские лезгины» действительно были очень популярны. И мы продолжаем эту деятельность.
 
Но у нас появилось ещё другое важное направление – это непосредственная работа организации с реальными московскими лезгинами. То есть, чтобы организация стала подлинным объединением лезгин столицы.
 
Здесь важным является акцент на формирование и развитие этнокультурной идентичности наших земляков, живущих в Москве, то есть, основа для сохранения и развития лезгинской культуры.
 
Таким образом, задача наша не только в том, чтобы Московские лезгины были наиболее популярны среди белорусов, армян, грузин, чеченцев и других диаспор в Москве, а в том, чтобы, повторюсь, сформировать этнокультурное общество московских лезгин.
 
Важно, чтобы актив автономии не превратился в неких работников лезгинского музея, показывающих лезгинские танцы, наряды и кинжалы на городских мероприятиях, а вовлекал как можно больше лезгин, живущих в Москве в сохранение и развитие лезгинской культуры в полиэтнической, поликультурной среде москвичей.
 
И здесь мы уделяем особое внимание развитию этнокультурной идентичности московских лезгин в рамках формирования российской национальной идентичности.
 
Вот почему для развития второго формата, который, собственно, касается сохранения и развития самобытности нашего этноса, мы проводим много работы по созданию коммуникативной среды для разных клубов свободного диалога, групп встреч и творческих мастерских, Лезгинского интеллектуального клуба и других.
 
Поскольку последние пять лет площадкой для разворачивания деятельности «Московских лезгин» является кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (ныне кафедра психологической помощи и ресоциализации), мы также делаем акцент на процессах адаптации, интеграции наших земляков, профилактике радикализма, экстремизма.
 
Нужно учитывать, что у нынешней структуры московских лезгин не существует своего штата, вся работа осуществляется на общественных началах, на энтузиазме, со всеми плюсами и минусами подобной практики.
 
В реновации деятельности региональной автономии в более конкретном плане важным аспектом является координация и интеграция деятельности региональной и федеральной автономий.
Мадрудин Магомед-Эминов и Ариф Керимов
На встрече с Арифом Керимовым, а также на ещё одной встрече несколько дней спустя, где присутствовали он и некоторые другие авторитетные московские лезгины, мы обсуждали стратегию и тактику совместной деятельности в этом ключе.
 
В ближайшее время я планирую представить совету Московских лезгин и совету ФЛНКА концепцию работы, в которой можно было бы реализовать интеллектуальный потенциал не только представителей науки, творчества, культуры, но и лезгинской молодежи.
 
Кроме того, мы планируем провести исследование по реконструкции аутентичных, подлинных культурных феноменов, таких как празднование Яран Сувар, культура танцевального дема, лезгинской музыки, языка и других.
 
К сожалению, в последние годы в лезгинской национальной среде приходится встречать ряд негативных явлений, среди которых можно назвать различные упреки и обвинения, зачастую совершенно необоснованные и вызванные незнанием ситуации и непониманием специфики данного вида деятельности. Как считаете, с чем это связано.
 
Как психолог, я знаю, что о негативном можно говорить больше и легче, чем о позитивном и хорошем, поэтому ограничусь здесь только несколькими моментами, так как это предмет специального обсуждения, которое я бы предложил провести в формате круглого стола.
 
Если взять для примера именно московских лезгин, то есть, лезгин, которые живут в Москве (притом, одни родились здесь, другие приехали из Дагестана, третьи из Азербайджана Армении, Грузии, Казахстана и т.д.) – то условно их можно разделить на две группы.
 
Одна небольшая группа – это лезгины, связанные с этнокультурными проблемами, они участвуют в деятельности общественных организаций или проявляют индивидуальную активность в общественной деятельности, то есть, интересанты.
 
Вторая группа – те, кто живет своей жизнью, не интересуясь этими проблемами и даже порой пытаясь держаться подальше от них. Очевидно, что люди, которые дистанцированы от деятельности общественных организаций, не разбираются в особенностях работы, не в курсе проблем, часто склонны к стереотипизации, приписыванию представителям организаций стереотипов, шаблонов, ярлыков.
 
Нередко, однако, эта стереотипизация носит поверхностный характер и приобретает негативную окраску. В более широком плане вообще россияне в целом, как известно, очень подозрительно относятся к властным структурам и общественным организациям.
 
Нас больше интересует, конечно, другая группа граждан, имеющих то или иное отношение к этнокультурной общественной деятельности. Вот эта группа тоже делится на две неравноценные группы: одни (это немногочисленная группа) что-то делают в меру своих способностей и возможностей – скажем так, работяги. А другие сидят, сложа руки, ничего не делают, зато активно оценивают первых, занимая судейско-прокурорскую позицию.
 
Что парадоксально – чем больше кто-то что-то делает, тратит свое время и деньги, тем больше в нем пытаются найти недостатков и изъянов. Когда всем этим людям предлагают – дескать, делайте, помогайте, участвуйте, то их и след простывает на время до очередного критиканства.
 
Нередко наши земляки воспринимают общественную организацию как денежный мешок, рог изобилия, откуда пытаются выудить средства для своих порой совершенно фантастических идей. Есть и еще одно негативное явление, характерное, в том числе, для более молодого поколения, когда они рассматривают этнокультурную работу исключительно с точки зрения индивидуалистической, корыстной мотивации – чтобы заработать на этом или же выдвинуться для карьерного роста. Да, конечно, мы должны думать о личных заботах, но они не должны превалировать над просоциальной мотивацией.
 
Негативным является ещё вот что: вместо того, чтобы открыто обсуждать спорные проблемы в культурном диалоге, наблюдается вот какая тенденция. Наши земляки, скрываясь под никами в соцсетях, снимая с себя личную ответственность за свои поступки, пишут различные анонимные грязные пасквили, чувствуя свою безнаказанность, скрываясь за псевдонимами и аватарками.
 
Всё это приводит к примитивизации личности, психологической и моральной деградации в среде, задачей которой является сохранение и развитие лезгинской культуры – так внедряется практика формирования некультурных личностей.
 
Дело же не в том, чтобы правильно и эффектно станцевать лезгинку, а в том, какую культуру личности выражает и осуществляет человек посредством танца.
 
В эстетике танца, в его красоте и изяществе выражается этика и нравственность личности. Многие дискуссии, которые ведутся в достаточно грубой форме, касаются совершенно далеких от жизни, нередко выдуманных проблем. Люди готовы серьёзно поссориться друг с другом только из-за того, как надо употреблять то или иное слово.
 
Для некоторых характерно неадекватно завышенное самомнение и себялюбие. Они считают, что являются носителями истины и единственным источником правды и только правды.
 
В связи со всем этим, я полагаю, что важным в этнокультурной работе является формирование особой личностной культуры, которое достигается работой личности, которая заботится не только о себе, но и о других.
 
Ведь забота о других является основой просоциальной мотивации, на которой держится этнокультурная работа общественных объединений.
Актив «Московские лезгины»
Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы объединить усилия лезгинской общественности. Какие конкретные меры, проекты могут способствовать такому единению?
 
Лезгинские национально-культурные автономии являются наиболее организованными и широко известными. Посмотрите на ФЛНКА, которая действует наравне и даже на более высоком уровне, чем автономии в государствах ближнего зарубежья, не говоря уже о представителях других национальностей Кавказа.
 
Однако проблема объединения и единства – как мы говорим, садвал – для нас тоже очень актуальна. Лезгины как разделенный народ очень стремятся и мечтают о единстве, объединении.
 
Но сложившаяся территориальная, политическая в широком смысле разделенность нашего народа не прошла бесследно, без психологических последствий. Она оставила осадок в нашей душе и создала внутренний разлад – за физической разделенностью возникла психологическая сепаратность.
 
Разделенный лезгин в индивидуальном плане сепаратен – он держится отдельно, дистантно, полагается на себя и узкий круг близких и знакомых.
 
Вот эта сильная сторона (опора на себя, надежда на себя) создает и оборотную сторону, слабость и занятие дистантной позиции к другим, создающей крен в индивидуалистическую позицию.
 
Возникает своего рода противоречие: индивидуалистически настроенные люди стремятся к единству. Но тут и получается раздрай.
 
Я приведу частный пример, с которым мы столкнулись при создании Лезгинского интеллектуального клуба, а также в начальный период создания творческих встреч Московских лезгин, которые мы называем площадкой свободного диалога.
 
На первых встречах, несмотря на то, что там присутствовали самодостаточные, известные люди, творился хаос – говорили одновременно, пытались перебить друг друга, не слушали, о чем говорят другие, старались навязать свое мнение как единственно возможное. Постепенно ситуация стала меняться, когда люди поняли, что надо преодолевать стремление к личной исключительности и превосходству.
 
Кстати, на площадке свободного диалога Московских лезгин у нас происходит коммуникация молодёжной части и более взрослого состава, что позволяет обеспечить преемственность опыта поколений и приобщать молодёжь к живым народным корням.
 
Для того чтобы формировать конструктивное сотрудничество между людьми и организациями, прежде всего, необходима практика общения. Притом такая практика, в которой акцент смещается с формального общения на личностное, недирективное.
 
Таким образом, необходимо провести интенсивную работу на уровне взаимодействия организаций – и, прежде всего, в атмосфере доверия, на личностном уровне без всякой оценки, оценочной позиции.
Конечно, для того чтобы добиться этого, надо дистанцироваться от тех, кто заведомо показал свои корыстные прагматические интересы, кто стремится реализовать свои чрезмерные амбиции.
 
Второй момент связан с тем, что сложности в эффективной коммуникации в организации нередко возникают в связи с тем, что в самих организациях или между ними появляются отдельные личности – достаточно скандальные, создающие интриги и клевету. Вот эти отдельные неадекватные люди и настраивают членов организаций друг против друга, создают образ врага.
 
Такая ситуация возникает в вязи с тем, что существует дефицит реального, живого, непосредственного общения. Общение лицом к лицу подменивается всевозможными слухами, передающимися подобными сомнительными посредниками.
 
От посреднического общения надо перейти к живому, непосредственному общению. Необходимо создавать неформальную коммуникацию, где общение происходит в климате доверия, принятия, уважения, а не просто решаются специфические вопросы.
 
Умение слушать другого должно стать основной доминантой. Необходимо создавать единые мероприятия, в которых участвуют представители от разных организаций, но ведут себя при этом как члены одной команды, реализующей данный проект. Особое значение в деле повышения эффективности такой работы могло бы иметь проведение коммуникативных тренингов.
 
Приближается один из важнейших праздников для лезгин - "Яран сувар". Уже несколько лет его организацией занимаются "Московские лезгины" при поддержке ФЛНКА. Чего нам стоит ожидать в этом году? Есть ли какие-то сюрпризы, изменения в формате по сравнению с предыдущими годами? Быть может, Вы готовы раскрыть нам какие-то из секретов предстоящего мероприятия.

Это один из любимых праздников московских лезгин, который является значимым элементом этнического самосознания и идентичности. Более того, направленность организаций на совместное проведение мероприятия является хорошей практикой и школой по единению, поиску взаимопонимания – её надо развивать, создавая единый оргкомитет, в котором все его члены будут действовать как единая команда.
Да, действительно, в этом году есть определённые изменения в проведении ежегодного праздника. Прежде всего, инновации касаются самой концепции. В этом году концерт будет не просто программой, состоящей из последовательных вокальных и танцевальных номеров, а единым гармоничным сценарием. Основной сюжетной линией, пульсирующим нервом и красной нитью «Яран Сувар 2017» выбрана мифопоэтическая тема героини Яр, воплощённая в мизансценах. В единую интерлюдию концерта будут гармонично вписаны вокальные и танцевальные номера, анимационные и творческие представления. Сюжет строится на борьбе добра и зла на пути возрождения и обновления жизни и наступления нового.
 
Кроме того, мы тотально обновили состав участников – в этом году у нас 70% новых исполнителей, а репертуар обновлён на 100%. Песни, которые будут представлены в концертной программе, многократно прослушивались и выбирались при участии экспертов. Для того чтобы концерт соответствовал интересам и потребностям московских лезгин, мы также включили в программу популярных современных исполнителей.
 
В танцевальной части сценария мы решили предоставить больше возможностей творческим коллективам для самореализации – и для этого мы везде акцентируем лезгинскую танцевальную культуру.
 
Таким образом, Яран Сувар все больше становится этнокультурной фабрикой по сохранению нашей культуры и ее обогащению. Ещё один новый момент состоит в том, что мы решили сочетать концертную часть с поздравительными выступлениями официальных лиц.
 
Мадрудин Шамсудинович, готовы ли «Мослезги» к полноценному сотрудничеству с ФЛНКА и каким видите его Вы? Какие проекты, на Ваш взгляд, мы могли бы реализовать вместе?
 
Я считаю создание полноценного сотрудничества, взаимодействия, координации с ФЛНКА – причём не просто для красного словца, а для соединения потенциала лезгин столицы с потенциалом ФЛНКА – одной из важнейших задач, стоящих перед Московскими лезгинами.
 
Именно тогда этнокультурная работа лезгин гармонично будет происходить на разных уровнях деятельности как единое целое, сочетая различные форматы – культурный, научный, образовательный, воспитательный и другие.
 
Для этого нужно создавать совместные творческие группы, творческие проекты, круглые столы, творческие вечера, демы и др.
 
Как только мы завершим проведение «Яран Сувар 2017», я планирую инициировать разработку данного проекта для обсуждения с Арифом Пашаевичем и на совете ФЛНКА.
 
К тому же, деятельность ФЛНКА сейчас осуществляется на очень высоком уровне, она вышла на международную арену и, что важно, находит поддержку у руководства страны.
В этом плане надо отдать должное Арифу Пашаевичу, который выходит с руководством страны на прямой контакт. Подумайте, многих ли лезгин в публичном формате слушал Президент страны? Для этого надо иметь силу характера, твёрдость духа и социальную и гражданскую позицию.
 
В заключение скажу, что мы стремимся к тому, чтобы лезгинские автономии в едином духе как поднялись ввысь, на орлиную высоту, и вместе с тем укоренились в земле активностью региональных и местных организаций и творческого потенциала реальных, живых представителей этноса.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА