ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Стальные птицы в горах

Об истории и судьбе малой гражданской авиации в Дагестане

Сейчас уже мало кто помнит, но раньше в горах Дагестана была весьма развита малая гражданская авиация. Из Ахтов, Ботлиха и других глубинных горных мест можно было долететь до Махачкалы, Тбилиси или Баку. Однако, в силу определенных причин, этот вид транспорта канул в лету и вряд ли скоро вновь вернется в горы. Но это не мешает нам вспомнить, как когда-то низко над горами Дагестана пролетали стальные птицы с людьми на борту.

К слову сказать, третьего февраля этого года Дагестан отметил 90-летие своей гражданской авиации. Но эта дата связана с появлением гражданских авиаперевозок в Дагестане вообще, и касается лишь махачкалинского аэропорта. В 1927 году была создана "воздушная станция" на трассе Москва - Харьков - Ростов - Тифлис.

Но уже в поздние сороковые начала развиваться и малая гражданская авиация в горной, сельской зоне республики. В 1947 году начались регулярные полеты из Махачкалинского аэропорта в города Хасавюрт и Буйнакск, а также в села Кумух, Леваши, Хунзах и Ботлих. Уже в 1950-е малая авиация залетела и в Юждаг - открылся аэропорт в Ахтах.

Нельзя не поразиться тому героическому поколению. Представить только - еще не прошло и двух лет с окончания Великой Отечественной войны, страна переживала послевоенную разруху и голод, тратила неимоверные усилия на восстановление уничтоженного народного хозяйства. А тут, в сельской зоне Дагестана, запустили авиасообщение. Восхищение вызывает уже одно намерение воплотить столь дерзкий, амбициозный план. Ну а его реальное исполнение и вовсе выше всяких похвал. Поистине поколение героев!

"Рабочей лошадкой" нового вида транспорта были самолеты "Ан-2", легендарные "Кукурузники". Это очень надежный самолет, прошедший испытание временем. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный самолет, который производится более 60 лет. Всего их было построено более 18 тысяч. Детище КБ Антонова производят и ныне - в Китае. Использование самолетов Ан-2 позволило в свое время создать в Дагестане самую густую в стране сеть воздушных линий.

Одна из горных воздушных гаваней, Ахтынский аэропорт, был основан в 1950-е годы. Была налажена грунтовая взлетно-посадочная полоса, а впоследствии и здание аэропорта с небольшой диспетчерской. Жители Самурской долины пользовались этим удобным транспортным средством, чтобы добраться до Махачкалы, Тбилиси, Баку или Красноводска прямыми авиарейсами. Стоимость была вполне доступной для простых граждан. От Махачкалы до Ахтов можно было долететь за час и десять минут.

Также и в других местах горные аэропорты аккумулировали в себе население окружающих районов, если им нужно было добраться до Махачкалы. Надо отметить, малая авиация использовалась не только для пассажироперевозок, но и для грузовых. Труженики села везли в крупные города, и даже через море в Туркмению (как правило, в Красноводск, нынешний Туркменбашы) выращенные ими фрукты и овощи на продажу.

Следует понимать, что кукурузник - это не реактивный пассажирский самолет, который развивает скорость до 900 км/ч. Его максимальная скорость достигает 300 км/ч. А если прибавить время после взлета и перед посадкой, то становится понятно, почему расстояние в 150 км по прямой линии самолет преодолевал более часа. Тем не менее, этот маршрут выходил гораздо быстрее наземного аналога. Например, по автодороге расстояние между Ахтами и Махачкалой составляет 250 км. Ныне маршрутное такси преодолевает это расстояние за четыре часа. Всё было хорошо, но в 1970 году произошла трагедия - из-за низкой облачности выполнявший очередной рейс Ахты-Махачкала самолет врезался в гору Гестинкиль, погибло два пассажира, пятеро выжили. Впоследствии аэропорт был закрыт.

Похожая судьба постигла и другие аэропорты гор Дагестана. Как известно, сейчас ни один из тех аэропортов не действует. На данный момент, пожалуй, в наилучшем состоянии находится Хунзахский аэродром - он не зарос травой, как в Ахтах, например. Сама взлетно-посадочная полоса достигает 750 метров в длину и расположена  возле села Цада.
Экономические неурядицы в стране и в республике в частности сделали полеты нерентабельными. Говоря о перспективах возрождения авиаперевозок, придется разочаровать авиалюбителей доводами экономического характера. Авиационное топливо сейчас стоит значительно дороже советских времен. Да и сами самолеты достать стало значительно сложнее и дороже. Рассчитывать на государственное субсидирование, что было при СССР, также не приходится. По этой причине гипотетические цены на полеты были бы так высоки, что люди все равно продолжили бы ездить по старинке в маршрутках. Более того, горные районы занимают всё меньшую роль в хозяйственной структуре Дагестана. А значит, пока точно будем добираться до горных районов на привычных «газелях» и иных видах автомобильного транспорта.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Авиакомпания "Турухан" анонсировала два новых рейса из Махачкалы

Транспортный коллапс в Дагестане

Авиарейсы из Махачкалы охватят регионы СКФО

Нелетная атмосфера в Дагестане

В Дагестане открываются региональные полеты в Сочи, Минеральные Воды и Баку

Комментарии (0)