ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Происхождение «Яран Сувар»

О проникновении пластов иранской культуры в исконно лезгинский праздник

 
Находясь на стыке разных цивилизаций, Восточный Кавказ в целом и лезгины в частности впитали в себя влияние разных миров. В итоге наша культура приобрела заметные черты других народов. Это, в свою очередь, вызывает острое негодование со стороны пуристов, стремящихся очистить свою культуру от иноземного влияния. В этом свете пристальное внимание получают праздники как очень яркая часть традиционного образа жизни. Ведь именно они определяют то, какие события общество ценит больше всего, выражают мысли и чаяния народа, его самосознание.

Самым значимым из лезгинских национальных праздников является «Яран Сувар». И он же является самым популярным объектом обсуждений на тему пуризма. Критики у праздника находятся как среди религиозной аудитории, так и светской. Если практикующих мусульман смущает языческое происхождение праздника, то светских пуристов - подозрения в «иранскости» праздника. Иранскости - потому что Яран Сувар перекликается с персидским новым годом - Новрузом по вобравшим в себя традициям и дате празднования. Таким образом, Яран Сувар сталкивается с критикой со стороны разных идеологических лагерей.

Сразу же отметим, что точного ответа дать на все вопросы на данный момент не представляется возможным. Слишком давно зарождались традиции праздника, когда не велось никакой письменной хроники. Однако, есть косвенные признаки, по которым можно сделать определенные выводы.

Многие лезгины до сих пор возмущаются, когда им говорят, что наша культура подвергалась иранскому влиянию. Они задают встречные вопросы: откуда такая уверенность, что это они на нас повлияли, а не мы на них?! Казалось бы, очевидная вещь, но нет, надобность разъяснять эту деталь действительно существует. Дело в том, что иранская культура очень богата и по праву считается самой фундаментальной и глубокой из тех, что сформировали облик Передней Азии.

Иранцы совершали военную и культурную экспансию на разные территории, в том числе в Ширван и Дагестан, где жили и живут лезгины. В то же время, представители Кавказской цивилизации, в том числе лезгины, не осуществляли экспансии на территории Ирана - ни военной, ни культурной, за исключением событий начала 18 века, связанных с народно-освободительным движением великого Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Поэтому очень мала вероятность того, что мы могли оказывать на них серьезное культурное влияние. Из этого приходится делать вывод, что в массе своей совпадения в языке и культуре имеют иранское (или в целом переднеазиатское) происхождение.

Безусловно, до арийских племен, со временем составивших иранскую этноязыковую общность, на обширных территориях современных Ирана (особенно западного), Турции, Ирака и т.д., не говоря уже о Закавказье, проживали народы, которые большинством ученых принято считать родственными современным северо-кавказским народам: хурриты, урарты, кутии и пр. И они, вне всякого сомнения, сыграли важную роль в этногенезе тех же иранских народов, но проследить столь отдаленные от нас процессы и выявить те глубинные культурные пласты крайне сложно. Дальнейшая работа историков, лингвистов и археологов, возможно, прольет свет на эти пока неизвестные страницы прошлого.

Возвращаясь к современности, давайте рассмотрим отдельные элементы, ставшие частью лезгинской традиции празднования Яран Сувар.

Пророщенная пшеница в горшке

Пользователи интернета каждый год могут наблюдать, как фотографии с пророщенной пшеницей к празднику выкладывают в сеть представители самых разных народов, празднующие Новруз. Из этой пшеницы готовится блюдо «Сумаляк», явно не лезгинского происхождения: что блюдо, что его название.

Прыжки через огонь

Вероятно, эту традицию лезгины также переняли у иранцев. На ее иноземное происхождение указывает то, что через огонь прыгают и азербайджанцы (в том числе, иранские) во время празднования Новруза. При этом, хорошо известно зародившееся в иранском мире верование зороастризма. Кстати, оно до сих пор имеет устойчивые общины последователей. В древности значительная часть населения Кавказской Албании исповедовала религию огнепоклонничества, во многом насажденную насильно в период владычества сасанидов. А потому, есть все основания полагать, что корни этой традиции берут свое начало в той седой древности и были привнесены к нам из Ирана.

Вместе с тем, зачастую случается так, что схожие культурные элементы формируются у разных народов независимо друг от друга. Преклонение перед огнем как символом очищения, обновления, тепла теоретически могло возникнуть и среде восточно-кавказских народов, для которых начало нового сельскохозяйственного цикла и весеннее равноденствие имели важное значение задолго до проникновения зороастризма.

Завязывание красной нити на запястье

С красной нитью на запястье всё несколько сложнее. Этот культурный элемент столь незамысловат и прост, что практикуется в самых разных обществах независимо друг от друга - у буддистов и цыган, индусов и азербайджанцев, евреев и славян. Красную нить на запястье завязывают многие народы, отмечающие Новруз.

Люди на бытовом уровне наблюдают все эти три элемента и у других народов, особенно у азербайджанцев, так как культурные связи с иранцами не столь крепки в наше время. В итоге и возникают вопросы о том, чьё всё – «их» или «наше». Есть вероятность того, что эти три ярких элемента не являются плодом нашей культуры и мы переняли их. Но это не значит, что сам праздник нельзя назвать лезгинским. Нет никаких оснований утверждать, что возникновение праздника имеет чужеземные истоки.
 
Выводы

Значение праздника Яран Сувар заключается в праздновании начала нового сельскохозяйственного сезона, а значит, и года в целом. Можете себе представить, что такое весна для аграрного общества. Это начало жизни, так как зимой, особенно в горах, жизнь замирает. Да и на равнине периодически случаются такие зимы, что весну все ждут как спасения. В этот период люди жили, в основном, летними припасами.

И вдруг природа начинает пробуждаться, становится теплее. А учитывая минимальные знания о причинах природных явлений в древнем родоплеменном обществе, то нетрудно предположить, что они обожествляли само явление наступления весны. Естественно, что люди начинают праздновать это событие.

Аналогичные праздники есть у других народов Дагестана - лакцев, аварцев и даргинцев. Но на русском языке они называются Днём первой борозды. Точно так же праздник называется у табасаранцев – «эбелцан». Это слово понятно и каждому лезгину – оно буквально означает «первая борозда». При этом, в его праздновании наблюдается та же общая для лезгинских народов обрядовость, связанная с разведением костров, приготовлением блюд из проросшей пшеницы и т.д.

Из названия видно, что люди также связывали его с началом нового сельскохозяйственного цикла, так как выкапывали в почве первую борозду в новом сезоне. Очевидно, что и у лезгинских народов изначально праздник символизировал (и во многом продолжает) начало нового сельскохозяйственного цикла. Но впоследствии, из-за тесных связей с переднеазиатскими культурами, наша традиция празднования этого события приняла наслоения, сформировавшие современный облик праздника Яран Сувар. Подытоживая все сказанное, скажем, что Яран Сувар является лезгинским национальным праздником, которым мы по праву можем гордиться и считать важной частью этнической культуры.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Яран Сувар или Новруз?

Яран сувар и Новруз объединяют народы Южного Дагестана

Первая борозда народов Юждага

Челнинские лезгины отметили праздник Яран сувар

Первый объединенный праздник народов Южного Дагестана в Дербенте

Комментарии (52)
Комментарий #52, дата: 30 апреля 2017 13:22

ЛЕГБАР ты напиши не нах..... а пофиг стыдно!. Ты уже наверно потерял уважение к этому сайту разгонялся ты, тебя разбаливали в этом сайте и рассосался ты ч1ехид и еще потерял......... 


Цитировать          
Комментарий #51, дата: 29 апреля 2017 19:27

 Вкратце пояснил, что Лев Толстой - это Гасан Алкадари. 

Как известно фамилия Толстой, произошла от Али'ксея Ермолова

Разберем фамилию, Яр-Яраг-Молла, Али Яраг-Молла. Грозный Ярмул.

Муххамед Яраги, как Али Рухун, Ага-Муххамед-шах и Агакиши-Али-бек являлись внуком Хаджи-Давуду, а по факту - это один человек.

Как известно, после завоевания Персии, власть Хаджи-Давуда-Челеби, признала Порта, а род Султанов назывался на тюрскОм Челеби, то есть на лезгинском из села Джаба-Чепер, напомню и Али Рухун указывал свое происхождение из Чепера.

 А теперь самое интересное, Хаджи-Давуда в России называли Пётр Первый, от его имени и отчество у Ермолова, Али'ксей ПЕТРович.


Цитировать          
Комментарий #50, дата: 29 апреля 2017 14:44

В посемейном списке села Рухун 1886 года, потомки Али Рухуна указаны: - Салманхан Омар оглы и его сын Али. Брат его Казим, племянники его: Идрис, Омар и Казим.


Цитировать          
Комментарий #49, дата: 29 апреля 2017 14:28

 Наши историки трактуют воцарение Али-Рухуна(Николая1) на Российский Престол следующим образом.

 

Начиная с сыновей Ших-Али-Мардан-хана(Николай1) Тагир-бек(Юсуф-хан, Александр2) и Омар-бек, род «Рамазанар» (Романовых)делится на две ветки: «Кавхаяр» и «Фекьияр». В связи с присоединением Дагестана к России, предок рода «Кавхаяр» Тагир-бек получает звание подпоручика, а его старший брат Омар-бек эфенди, предок рода «Фекьияр», становится мударрисом


Цитировать          
Комментарий #48, дата: 29 апреля 2017 09:23

Элуькьа ,элуькьа  гьила вун еке хьанва т1варни дегишар авуна к1ан я вини ви мэгълимрин ,провокатор. Ва Алейкум салам.


Цитировать          
Комментарий #47, дата: 29 апреля 2017 06:46

Как известно Толстой писал биографические повести и последняя была "Хаджи-Мурад". Под именем Мурад-бей Мазанджи Дагестани, Толстой известен в Турции, а также Мурадами звались многие Турецкие Султаны. В родословной Гасана Алкадари, прадед записан как Мурад-Али, а прапрадед Гаджи-Мурад. Имя Гасан Алкадарский и Махмуд Цинитский от деда Магомед-Гасан-хана сына Хаджи-Давуда.

 Имя Балакиши Араблинский от отца Агакиши-Али-бека Шекинского сына Магомед-Гасан-хана Шекинского сына Хаджи-Давуда-Челеби. Хаджи-Мурат родился в ауле Цельмес(Цинит) находящийся на растоянии двух ружейных выстрелах от столицы Хунзахских ханов. т.е. от Столицы Шамхал-ханов Дагестана Стоянки Кура в селе Цинит. Имама Шамиля называли Шейх Джа-мал-удин(Джавад-хан) рожденного в месяц Муххарам, отсюда и имя Магарам-ал-Ахты, он же Мирза-Али-ал Ахты.


Цитировать          
Комментарий #46, дата: 28 апреля 2017 23:56

"История - это установленные факты" - это утвержение вынудило доказывать обратное.

 Кроме генеологических исследований, мои утверждения основаны на Посемейных Списках 1886 года, которые являются неопровегающими фактами, в отличии от вымышленной истории. 


Цитировать          
Комментарий #45, дата: 28 апреля 2017 23:29

Мы знаем , что Джамалудин сын Имама Шамля, в десятилетнем возврасте был взят в аманаты и воспитывался у Николая1, как приемный сын, а приёмный ли? Джамалудин как и Толстой родился в 1828 году, а отчество Толстого, Николаевич, указывает, что он сын Николая1, выходит Толстой - это Александр2.

 Мы также знаем, что у Али Рухуна, он же Муххамед Яраги был сын Гасан Алкадари, он же Махмуд Цинитский, он же Балакиши Араблинский 1828 г.р. в истории села Цинит указано только "Бала" и что село основали переселенцы из Рухуна на земли принадлежащие Мурсал-хану.


Цитировать          
Комментарий #44, дата: 28 апреля 2017 23:28

тебя заело что я пишу ,но оценить это право специалистов и я готов сотрудничать  и потом ты "ястреб националист лезгин" , в таком случае может ты и представляешь группу провокаторов они уменя в селе тоже хватает. 


Цитировать          
Комментарий #43, дата: 28 апреля 2017 22:43

  кому ты и твои учителья нахуй  нужны. почему мне тебя валит это право Аллаха. , Много таких которым понятие отцовское наставления отсутствуют и они считают этого не может быть .ну не научены они этому по природе. поэтому я тебя ни в чем не обвиняю Правда или нет это зря пусть Аллах нас рассудит. Да Я такой и это право мне дано Аллахом . Киц1ел ыван элегъирдалай  ,каргъадиз салам гун хейир йа. к1ерк1етрик кк1амир . Са сеферда лагьайла гъавурда акьуначт1а ,рахунар чуьз герек тир Аллагьди вун гъавурдик кутурай   . только в единстве наша сила ,даже в орлинном гнезде выживает сильный птенец ,. есть же лидеры  пусть принимают меры и жирикам ,алиевым ,абдулатиповым... Аллагьди чуьн гъавурдик кутурай ман .


Цитировать          



Назад 1 2 3 4 5 6 Вперед