ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Круглый стол «Южный Дагестан»

В Научной библиотеке ДГУ состоялся круглый стол о традициях и обычаях народов Юждага

На этой неделе, 19 апреля, в научной библиотеке ДГУ прошёл круглый стол на тему «Традиции и обычаи народов Южного Дагестана», организатором которого выступила ДРОО «Союз Молодёжи Южного Дагестана».

На мероприятие были приглашены студенты и общественные деятели, среди главных гостей круглого стола были Вагаб Казибеков – председатель фонда «Рутулы» и член общественной палаты, Баграт Мусаев – член Общественного наблюдательного комитета, член общественной палаты Керимхан Умаханов и филолог Гаджи Алхасов. О традициях и обычаях народов Южного Дагестана были зачитаны доклады студентами вузов Махачкалы, каждый из выступавших докладчиков представлял свой народ. Помимо ознакомительной части, между выступлениями велось обсуждение особенностей сегодняшнего положения каждого народа.

Пережиток прошлого или необходимость настоящего

Болезненным и одновременно актуальным вопросом в наше время является то, насколько важно сохранять традиции народа, когда меняются сами условия жизни. В ходе обсуждения участники круглого стола делились историями сохранения традиций из своей жизни и как сегодня становятся неактуальными различные обряды. По словам Вагаба Казибекова, причина кроется в самих мотивах, которые порождали те или иные обычаи и обряды, а с утратой тех глубинных мотивов, утрачивается и интерес к традициям. «Как правило, каждый обычай носил какую-то определенную цель и предшествовал, в основном, какому-либо мероприятию.

Свадьба, рождение ребенка, сватовство - у каждого события обязательным атрибутом были обычаи, которые передавались от поколения к поколению» – подчеркнул член Общественной Палаты РД Вагаб Казибеков. Для наглядного примера был приведен праздник весны (называемый у каждого народа по-разному, у лезгин – Яран Сувар, у рутульцев – Эр, и т.д.), который в сознании земледельцев являлся своего рода началом нового года, знаменуя общее приготовление сельских общин к пахотным работам. Сегодня же, когда многие дагестанцы уже не занимаются земледелием и всё более урбанизируются, подобные праздники утратили исконную актуальность, превращая праздник в традицию, малопонятную молодому поколению.
Чтобы традиции и обычаи, бытовавшие в горах, сохранялись и в городской жизни, необходимо определиться, какие из них возможно адаптировать к нынешней жизни, какую несут пользу данные традиции, а какие стоит признать пережитком прошлого, за которые не стоит держаться. В то же время было отмечено, что именно из-за незнания родной культуры и горского менталитета, молодёжь поддаётся влиянию ксенофобских и экстремистских групп. 

Этноязыковая идентичность и планы на будущее

Говоря о переселении горцев в города и утрате культурно-традиционной идентичности, нельзя не отметить, что молодое поколение реже знает родной язык. По словам председателя СМЮД (Союз Молодёжи Южного Дагестана) Равидина Абдурагимова, ситуация со знанием родного языка у молодого поколения – угрожающая, «мы проводили соц. опрос в Каспийске среди старшего и младшего поколения. Если взрослое поколение знает родной язык, то из 8 подростков школьного возраста, лишь 1 знал родной язык». Проблема преподавания на языках малых народов является чувствительной в том числе и для общности лезгинских народов. Несмотря на титульный статус, в республике фактически нет выпуска учебной литературы на рутульском и других малых языках, т.к. нет на это и бюджета, не говоря уже проблемном состоянии с языками Западного Дагестана (андо-цезские языки) не имеющие юридического статуса титульных языков Дагестана.
Как отметил Вагаб Казибеков, сохранение рутульского языка, составление учебной литературы – приоритетные направления работы фонда. О важности сохранения и оживления дагестанских языков отметил и филолог Гаджи Алхасов. По мнению ученого, именно через язык лежит лучшее понимание собственной культуры и речи, он является психологическим кодом, составляющим идентичность народа. При общем согласии участников круглого стола, сохранение языка является тем самым основным стержнем, без которого невозможно дальнейшее существование наших народов.

В ходе зачитывания докладов были затронуты особенности народов Южного Дагестана и их историческая близость. Как было отмечено Илгаром Лелаевым – сотрудником Министерства по делаем молодёжи, историческая особенность цахурского народа в том, что, являясь одним из титульных народов Дагестана, цахуры в большинстве своём проживают на территории Азербайджана. Как он объяснил в ходе доклада о цахурском народе, связано это с военными событиями XIX-го века, когда основное население Горного магала переселилось в тогда ещё Закатальский округ (ныне Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджана), проживая сегодня компактно в Закатальском и Кахском районах. После доклада Керимхан Умаханов дополнил, что, учитывая социально более благоприятные условия проживания в Дагестане, азербайджанские цахуры могли бы более тесно контактировать со своими сородичами и возможно даже переселяться в Дагестан, если бы в Рутульском районе действовал пограничный переход между двумя государствами. 
Обратили внимание и на то, что и СМЮД, и сам круглый стол ограничен народами, проживающими в Южном Дагестане, как и гостями выходцами из этих районов, в то время как ареал южно-дагестанских языков намного шире. В связи с этим была затронута проблема с отсутствием связей с арчинцами и лезгинскими народами Северного Азербайджана на общественном уровне. Из-за культурной гегемонии аварского фактора и административной принадлежности в случае с арчинцами и сложной политикой с нацменьшинствами в Азербайджане, на данном этапе сотрудничество родственных народов ограничено представителями южно-дагестанских районов Дагестана.
Участники форума выразили надежду, что в будущем ситуация в этом направлении улучшится и общественно-культурная работа охватит и другие ареалы проживания родственных народов. В то же время и организаторы мероприятия, и основные участники круглого стола отметили, что в общественной работе южно-дагестанских организаций важно избегать политизированности, а также пресекать развития ксенофобских и шовинистических настроений в межнациональных отношениях.
Помимо зачитывания докладов и их обсуждения, были предложены и конкретные проекты, которые бы способствовали укреплению дружеских связей южно-дагестанских народов, а также привлекли бы интерес молодого поколения к родной культуре. В частности, своим проектом поделился Равидин Абдурагимов, предложив создать этно-дома в каждом районе Южного Дагестана, где посетители могли бы ознакомиться с бытом горцев вековой давности и материальной культурой данного региона. По мнению председателя СМЮД, такой проект способствовал бы и развитию этно-туризма подобно тому, что есть в северных районах горного Дагестана. По итогам круглого стола представители южно-дагестанских народов согласились с необходимостью сотрудничать на уровне организаций, а также взаимодействовать в реализации проектов. Организаторы и гости круглого стола выразили надежду, что данное мероприятие будет не последним и послужит важным шагом на пути к взаимодействию национальных организаций Южного Дагестана.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Рождение фонда «Рутулы»

Сберечь родной язык

Лезги языки в Общественной палате РФ

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия созывает Круглый с ...

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения ...

Комментарии (0)