ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Топонимические традиции лезгин

Как мы называем свои села, горы и реки, и что нам предлагают прошлые поколения

Топонимические традиции лезгин

Лезгинская топонимическая традиция мало изучена. Знатокам и ученым предстоит провести серьезную работу по систематизации различных наименований - рек, озер, гор, полей, дорог и всего прочего, что формирует повседневную реальность общества. Именно поэтому названиям объектов уделяют такое внимание. Лезгинской топонимике свойственно применение иноязычных слов для обозначения географических объектов. А между тем, в разных уголках Лезгистана достаточно примеров с наименованиями объектов исконной лексикой - они-то и смогут стать лингвобазой для переосмысления лезгинской топонимики.
 
Сразу следует отметить одну общую закономерность, ставшую причиной многих не исконных наименований лезгинских географических объектов. В 19 веке, когда русские исследователи занимались картографией Восточного Кавказа, существовала практика перевода устойчивых терминов горских языков Дагестана на кумыкский или азербайджанский языки. Считалось, что горные языки региона являются устными, а равнинные - письменными.

Вследствие этого, названия сёл, которые имели добавочное хюр, были переведены и устоялись в русском языке в виде слова кент (изначально кент является иранским словом). А в случае с реками, слово вац было переведено на чай (уже тюркизм). Оба варианта являются нынче весьма распространенными и их можно встретить на картах и указателях.

Топонимические традиции лезгин

Села

Начнем с того, что больше всего бросается в глаза. На дорожных указателях нередко стоят названия лезгинских селений с иноязычными окончаниями. Названия селений можно группировать по нескольким видам. Первый - это названия, которые содержат только имя собственное того или иного населенного пункта. В них отсутствуют добавочные слова вроде хюркъазмаяр и др. Примеры таких названий - Куг, Фий, Хпедж, Кузун, Цмур, Микрах, Кирка и др.

Наиболее распространенной прибавкой к названию села в лезгинском языке является хюр, причем традиция перевода этого варианта такова, что в русском языке его обозначают как кент. Можно обратить внимание на одно любопытное обстоятельство. Во всех случаях, когда на конце русскоязычного варианта названия лезгинского села встречается слово кент, в лезгинском варианте встречается слово хюр. То есть, не бывает такого, чтобы на русском языке название было двусоставным и включало в себя кент, а в его лезгинском аналоге слово было бы односоставным и включало бы в себя только коренное слово названия.

Второй по популярности можно назвать казмаляр. Особенно часто встречается в Магарамхюрском районе, но изредка бывает и в других местах, например, в Докузпаринском и Сулейман-Стальском районах. Это селения, которые выросли из отсёлков других сел. Как правило, эти села хранят в своем названии указание на историческое происхождение своего села. Например, корни жителей села Кабир-Казмаляр происходят из села Кабир. 

Топонимические традиции лезгин

Горы
 
Все заметили, что в названиях горных вершин, в концовке широко фигурирует добавочное слово дагъ, реже баш, тепе. Лезгинскими аналогиями являются сув, пел, киль, хев. Все эти добавочные слова не являются неологизмами или рекультивируемыми мертвыми словами. Они фигурируют в конкретных наименованиях гор и хребтов, и они полезны для конечного оформления лезгинской орографической топонимики. 
Сув - имеет двойное значение. У одних лезгинских джамаатов это альпийские луга. У других - горы в принципе. Применимо как к горному массиву, так и к отдельной вершине. Пример - гора Киченсув, более известная как Шахдаг.

Пел - это холм, расположенный в горной местности, либо небольшой пригорок. Характеризуется некрутыми склонами. Но встречаются случаи, когда это слово применяется в названии горных вершин - как гора Ногуспель в Ахтынском районе, например.  
Киль в лезгинской орфографии кьил, дословно переводится как голова. Однако, это слово часто употребляется как горная вершина. Самый популярный пример - гора Гестинкиль (лезг. Гетин кьил).

Хев - здесь уже речь идет о горной цепи. В повседневной речи это слово употребляется в значении "воротник". И примечательно, что этим словом именуются как правило горы, имеющие не остроконечную форму, а продолговатую вершину, похожую на седло. По форме она действительно напоминает воротник, отчего, наверное, и стали называть горные вершины с вытянуто-продолговатыми формами словом хев. В этой связи, данный вариант подходит и для наименования целой хребтовой системы, так как она представляет собой продолговатую горную цепь. Этот вариант мог бы удачно послужить для того, чтобы использовать их для наименования хребтов. В пример можно привести гору КIелезхев в Ахтах, та самая "гора Шарвили". Она имеет протяженную форму, подобна цепи, а не остроконечной вершине, почему и получила такое окончание - хев.

Реки и ручьи

В этом разделе разнообразия не так много. Из исконной лексики на вооружение можно взять разве что вац и кам. Первое - река, а второе - ущелье или ручей. Если с рекой все ясно, то с камом нужно немного разъяснить. Изначально это слово означает именно ущелье. К примеру, ущелье, в котором находится село Гра, называется Гра-кам. А поскольку любое ущелье порождает текущий по его дну ручей (чем больше ущелье - тем шире площадь водосбора и крупнее, многоводнее сам ручей), то в лезгинской традиции ручьи стали называться в честь ущелья, в котором они текут. Так и получилось, что слово -кам стало фигурировать в названии ручьев. Совсем маловодным ручьям могут дать в название тюркское слово "булах", исконным значением которого является "родник". Однако, это правило не всегда соблюдается. Реки могут называть и вац и кам, ручьи могут называть и кам и булах, но не вац. А родники - булах, но не кам или вац.

В итоге мы видим, что существующая топонимическая традиция предлагает нам широкий набор вариантов, пригодных для систематизации топонимики Лезгистана как таковой а впоследствии и минимизирования заимствованных слов в географических названиях.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Лезгинским словам - новая жизнь

Анатомия лезгинских языков

Вернуть Юждагу свою топонимику

О металлах по-лезгински

Топонимика – этническое лицо территории

Комментарии (16)
Комментарий #16, дата: 16 мая 2017 16:17

Села Хив, Ар'хит. Вероятно названия сохранились от хетов-гетов. Али-бек Хицский(Али-Ча'пан(Джа'фар)-хан) предположительно с этих мест. Существует придание, что Илисуйские султаны являлись потомками Хицского бека Али. 

((Togluc-Timur Can Roy des Getes. Царь Гетов прибывает в Трансоксианию с большой армией. Kech город в Трансоксиании, вероятно название от села Киш, что в нынешнем г. Шаки(Заки - Загатайский, Sultan Cazan Grand Can de Zagatai))
Бытует мнение о нахождении здесь в прошлом нескольких мелких разрозненных поселений, по преданиям связано с монголо-татарскими завоевателями Сабутаем и Джабе в 1230-1240 годов. Будто остались воины монголо-татаров и создали поселение, впоследствии получившее название Урга и др.
По свидетельству некоторых персидских летописей, переселение в Дагестан происходило при Персидком шахе Абумуселиме(Абумуслим). Народ сей провинции происходит от дагестанских татар смешавшихся с персидскими поселенцами, они с ними одного закону, а говорят лезгинским языком. По древнему распоряжению шаха Абумуселима состояла провинция Кура под владением шамхаловым, в настоящее время Фет Али хана Хамутая. Хамутаями же они называются от имени предка своего Хан-Батыя.
 Выходит, Персидский шах Абумуселим, становится арабскими полководцами Абу-Муслим-l и Салманханом и привносят Ислам в Дагестан, а после завоевания Востока, становятся монгольскими полководцами Са(Хан)бутаем и Джабе и разоряют Дагестан?
 

Цитировать          
Комментарий #15, дата: 14 мая 2017 11:20

 Какие версии происхождения топонима Хив, есть город с таким названием в Средней Азии, бывшее Хивинское ханство.

Как известно из истории начальником Кайтаго-Табасаранского Округа в 1866 году был Бала-Ага-Киши-Али-бек Араблинский.

Араблинский учавствовал в Хивинском походе 1873 года и был известен в Средней Азии как Абдур-Рахман-хан и Главный диван-бек Мехмед-Мурад.

 Здесь уместно вспомнить села Киш, Закаталы(Джара и Талы) и легендарного царя Ага(Акка-Аккад) древнего шумерского города Киш, правившего в 27 веке до н.э.

Согласно эпической традиции, Акка был современником, а возможно  знаменитым Гильгимашем, правителя Урука.


Цитировать          
Комментарий #14, дата: 12 мая 2017 23:36

 Интересно, почему речку Кура переименовали в Рчал-су? 

Не для того ли, чтобы сейчас некоторые утверждали, что Лезгины не Дагестанцы, а пришлый народ из Закавказья?

Хотя, лезгинам пренадлежали и земли по обоим берегам Куры.

 Правый приток Куры, что в Карабахе называется Тартар. Вероятно из-за названия этой реки некоторые называли лезгин, тартарами. Пример тому, татарин Аслан Мирза Ермола, прибывший в Москву в 1506 г. из Столицы Золотой Орды. Что интересно, Стоянку Кура, жители соседних сел по не знанию называют монгольским селом.


Цитировать          
Комментарий #13, дата: 12 мая 2017 19:02

 Без Священных Писаний наши версии малоубедительны.

Вот Вы сами отвечаете: - "Знаете Прометей, так вот лезгийри Адама называют Гь-этем т.е.  Метей  -Й-этем ,если взять за основу ваше "Й" ж.начало получается Женатый мужчина. Знаете почему наши называют этем  потому .что мет чилиз йана ... в отличии от остального жив.мира. особенность.Возможно Прометей наш  и гора  Шалбуздаг и события имело место до адамового."

  Можно добавить, - Й-этем - Женатый мужчина, а можно сказать - Етим-Сирота, до того как Бог не сотворил из крови Адама, Эви.


Цитировать          
Комментарий #12, дата: 09 мая 2017 20:07

давайте отбросим религиозную составляюшую и дадим оценку кто такие Адам иЕва (Да простить меня Аллах).  жил ли человек до них ,что они с собой представляли.что заставил их менять образ иоблик земли .... отец не плачет когда теряет сына исключение когда сын не достойный и сын не плачет . поэтому отец не становится горой для детей он бог . сын или брат это гора. стха стхадиз дагъ ,хва бубадиз.  мы все кавказцы ,какие то особенности нас разделили . теперь дах.  дах-хад хад бусы ,кадык символ возмужания ,самостоятельности .Дах-вождь..................... 


Цитировать          
Комментарий #11, дата: 05 мая 2017 22:02

Из вышеизложенного следует, что Гор->Адам->Лек - это Дах->Отец Наш, а Лезгин - сын Гор->Адама->Лека.

 Дагестан - Страна Гор, а точнее Стоянка Гора - Кура, где  сотворен человек, подобно тому, как от древнего города Тарс, он же Агъа Кран(Кара), Ч1уру Хуьр, произошло название Трех Ст1алов.

 Прометей подарил людям огонь и показал как из железной руды получается капля - ст1ал.

 Ст1ал - это капля из которого состоит море.


Цитировать          
Комментарий #10, дата: 02 мая 2017 14:10

Горы, на лезгинском Дах. В некоторых лезгинских семьях - Дах - называют отца. Молитва Господня начинается со слов Отче Наш.

На древнесемитском языке горы называются - Хар т.е. Шумерское Божество - Гор


Цитировать          
Комментарий #9, дата: 01 мая 2017 13:35

 Возможно - это третий глаз, индийцы обозначают его на лбу.

У лезгин это понятие наблюдается в именах Шар-Вили, ШамВиль - Глаз Шама. 


Цитировать          
Комментарий #8, дата: 01 мая 2017 12:52

 В священных писаниях говорится, что Бог создал Адама из глины по образу своему, подул ему в лицо, возможно через глаза вселил душу, т.е. Глаза - это Ворота к Богу?

 Если смешивать землю с водой, то получится грязь - къар - Хар.

 

 


Цитировать          
Комментарий #7, дата: 01 мая 2017 10:33

Египетские пирамиды построены из искусственного камня и горазда позже, чем указано в истории. 

 Тогда как в Карчагской долине в местности Да'хар обнаружен древний могильник, где захоронен человек в сидячем положении, а рядом необходимые для загробной жизни предметы. 

 Также как и в селе Кура, интересно было бы узнать подробные результаты раскопок, проводимых в 1960-х годах в Карчагской долине и по новому рассмотреть их результаты.


Цитировать          



Назад 1 2 Вперед