ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сохранение наций

Уйдет ли национальное самосознание в прошлое вслед за родовым?

В наше время мировоззрение людей очень быстро меняется, появляется много тех, кто считает, что стирание межнациональных отличий способствовало бы развитию мира и согласия между разными сообществами человечества.

Есть мнение, что рано или поздно, это произойдет само собой, так как ходом истории всегда двигали вопросы экономической целесообразности. От феодализма стали постепенно отказываться, когда поняли, что крестьянин станет усерднее трудиться, имея личный интерес от производимого им труда. А значит, эффективнее делать его наемным работником, а не зависимым крепостным. Именно вопросы экономической целесообразности сменяли друг за другом эпохи.

Похожие вещи происходили и в горных обществах Кавказа. Взять, к примеру, родовой строй. Прежде в Дагестане люди четко ассоциировали себя со своим родом (тухум, сихил). Род помогал решить вопросы свадеб и похорон, защиты прав на землю и различных компенсаций, и не только - то есть, население имело свою заинтересованность в том, чтобы оставаться членами своих родов и ассоциировать себя с ними.

Но как только родовая система перестала быть гарантией имущественных прав члена общины, как только ее роль в решении экономических вопросов нивелировалась в связи с приходом общегосударственного законодательства в СССР, внутритухумные отношения и понятия стали менее актуальными, сейчас институт тухумов продолжает размываться.

Вполне возможно, что и национальное деление, межнациональные отличия станут терять свою актуальность, если станут препятствием на пути к организации более эффективной модели экономических отношений. К примеру, теоретически владение одним лишь английским языком сняло бы языковые барьеры между разными народами, что сэкономило бы огромные силы и средства тех, для кого английский язык не является родным.

В связи с победным шествием рационалистического подхода к жизни, люди по всему свету постепенно вообще ставят под вопрос развитие традиционных этнических культур, считают, что это непродуктивно в эпоху бурного технологического развития, да и вообще, "какой от этого прок, кроме удовольствия от самого занятия?" - вопрошают они. Действительно, если в сохранении национальных отличий нет реальной, практической пользы, то такие аргументы выглядят вполне логичными.
Ким селения Фий. Кадры с экспедиции активистов Молодежного департамента ФЛНКА по районам Юждага
Ведь, деление на нации существовало не всегда - так же как и деление на родовые объединения - сихилы, тейпы, тухумы и т.д. Национальная идентификация начинала происходить во всем мире по двум основным признакам - языку и государству, на территории которого исторически проживает то или иное сообщество.

На данный момент, национальная идентификация, основанная на языковой близости, медленно, но верно уступает свое место политическому принципу. Особенно сильно эти процессы заметны в Европе и на Западе в целом. Сильный импульс процессу был дан со стороны США, которые просто в силу оказываемого ими на весь мир культурного влияния несколько переменили понимание вещей. Известно, что в американском плавильном котле люди практически не уделяют внимания тому, какого они культурного происхождения, упор делается на гражданстве. Этот опыт был перенят системой международных взаимоотношений в целом.

Многие дагестанцы с этим сталкиваются, когда, например, оформляя визу или другие международные документы, в графе Nationality они пишут не Dargi или Lezgi, а Russian. Мало кого за границей волнует, из какого села ты родом или какой у тебя родной язык. Им важно знать, куда тебя можно депортировать в случае чего, или с властями какой страны можно обсуждать связанные с тобой вопросы. Вот насущные темы.

Получается, фактически на международном уровне основанная на языковом факторе национальная идентичность уже нивелирована. Перейдет ли эта тенденция на внутригосударственные отношения?!

Если мы задаем себе вопрос - сохранятся ли существующие ныне народы, то ответ будет таковым - да, если в этом будет экономическая или гуманитарная целесообразность. Некоторые признаки наступающего будущего мы видим уже сегодня.

Хороший пример - городская среда Дагестана. Она практически везде по республике многокультурна. В городах живут представители многих народов - во дворах играют дети разных национальностей, в школах работают учителя разных национальностей.

Между тем, город, населенные пункты вообще - это, как правило, монокультурная и моноязычная среда. Даже если в него переселятся представители разных народов, со временем все они перейдут на один доминирующий язык. А все остальные языки в городе станут играть чисто культурную роль, не имея применения в жизненно важных отраслях жизни горожан - такие, как инфраструктура снабжения питанием, здравоохранение, образование, и многое другое.

Собственно, это мы и видим в Дагестане - будь то город или село, доминирующий язык всегда один. А если языков в населенном пункте много, то всегда есть один лидирующий язык, а все остальные в своей совокупности не сравнятся по своей значимости в функционировании городской жизни с доминирующим.

Идентичность дагестанских национальностей основана, как вы понимаете, на языковом факторе, а не политическом. Политически все мы россияне или даже русские (who cares?! - скажут иностранцы). Между тем, если городская зона является пространством размывания языка, то сельская - его более менее устойчивого состояния. Но ускоренная урбанизация свидетельствует о том, что среда размывания будет значительно шире среды сохранения.
Выступление ансамбля "Леки" при ФЛНКА. Кадры с объединенного концерта "Яран Сувар - 2017" в Москве
У жителей многоэтничных городов все более крепнет мысль о бессмысленности погружения в свои язык и культуру, они прекрасно могут и без них реализоваться в бизнесе или творчестве. Отсутствие экономической целесообразности владения другими языками, наряду с доминирующим, уже, кажется, прояснилось. Наступит ли вслед за этим исчезновение гуманитарной необходимости в делении на нации?! На самом деле это вполне возможно, если люди вдруг решат, что отсутствие всяческих барьеров между народами даст больше хорошего, чем их наличие. Еще сто лет назад наши предки вряд ли смогли бы поверить в то, что через век найдутся такие дагестанцы, которые не смогут назвать свой тухум. Сейчас это вполне реально, и это не повод для стыда, как и для гордости. Точно так же может произойти и с национальностями. Конечно, это не вопрос даже среднесрочной перспективы. В последующие несколько десятилетий ситуация будет мало чем отличаться от нынешней. А вот, что будет потом, и является интригой нашей эпохи.

Дополнительные занятия того или иного языка в школе, стипендии для студентов-филологов, гранты для проектов по развитию языков никогда не пересилят ход времени, если он будет идти против сохранения отдельных языков.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

О правах ли русских речь?

«Гора языков»… государственных

Северный Кавказ: культурное доминирование вместо политического

Зачем лезгинам русский язык?

Настоящее время: «Две разные языковые ориентации в Дагестане»

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 03 мая 2017 13:11

это параженческие мысли .идет дегродация (умышленное и планомерно) личности остальные это последствия. село  основа нужно сохранит . разрушение родов .что бы знали первый вопрос где бы не был человек таков. Кто ты такой .Откуда родом и чем занимаешься .  . многие разрушают слабые рода принимают их в свою среду но никогда не станет ихним ,руками этих нигодяев в чьи руки попали эти рода  разрушают .. даже брат брата не признают  это факт классический вспомните Етим Эмина. А ка же быт в городах сушествуют трактаты с древних времен пора перенят опыт предков . должен быт единная национальная политика. городах старатся нужно жит компакто,оберегать друг друга ...кто то писал недавно " лезгинском каспийске " где этот каспийск или дагогни  ................все что написано имеют причинно следственные связи .............. 


Цитировать