ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О качестве образования в СКФО

На Северном Кавказе каждый шестой выпускник – медалист

Абитуриенты из республик Северного Кавказа – предмет оживленного обсуждения уже долгие годы. С тех пор как ввели Единый государственный экзамен, выпускники с юга постоянно приезжают поступать в вузы российских мегаполисов с таким завидным багажом баллов, что не принять их просто невозможно. Чуть ли не каждый шестой – медалист.

Можно было бы от души порадоваться за одаренную молодежь, только их результаты ЕГЭ и медали в подавляющем большинстве случаев – фикция. Хотя на территории России давно действует Федеральный государственный образовательный стандарт, единообразия в требованиях нет. Один получает пятерку по литературе за годы упорной учебы, десятки написанных сочинений, другой – за то, что выучил наизусть басню Крылова.

Раньше – это не теперь

Да, ЕГЭ внес вклад в победу над коррупцией при поступлении в высшие учебные заведения, сейчас уже не услышишь, что кто-то стал студентом, отвалив взятку преподавателям из приемной комиссии, но палка о двух концах. Фактически отменив вступительные экзамены, введя коммерческую форму обучения, образовательная система страны распахнула двери в вузы для детей обеспеченных родителей, а также для тех, кто вроде бы сдал единый экзамен с высоким процентом успешности, но при этом не обладает соответствующими этому проценту знаниями. 

В советские времена золотую или серебряную медаль получали единицы – лучшие из лучших. Те, кто в течение десяти лет грыз гранит науки, а потом подтверждал свою состоятельность на выпускных экзаменах. На класс из 30 человек редко приходилось два-три медалиста, и это были дети, реально выделяющиеся из общей массы. Да и сама медаль не являлась сусальным сувениром, она давала соответствующие преференции – при поступлении в институт или университет нужно было сдать на «пятерку» всего один экзамен – первый по списку. Не получил отличную оценку – идешь дальше на общих основаниях.
Аномальная зона для гениев

Сейчас и времена другие, и качество образования, и системный подход. На днях «Рособрнадзор» обнародовал любопытную статистику – в Карачаево-Черкесии золотых медалистов 20 процентов от общего числа выпускников. В Адыгее – 17,7 процента. В Кабардино-Балкарии – 17,3 процента. При всем уважении к ребятам, которые наверняка старались, что-то там зубрили, такого просто не может быть!

Либо в этих республиках сформировалась аномальная зона, стимулирующая развитие феноменальных способностей, либо здесь излишне лояльны педагоги, «рисующие» высокие отметки только потому, что такой-то или такая-то «очень хороший мальчик» или «очень хорошая девочка».

По России, кстати, средний процент медалистов составляет 10 процентов. В Москве – 8,9 процента, в Санкт-Петербурге – 7,1 процента. Как говорится, почувствуйте разницу.

Теория относительности в действии

Показателен в этом отношении скандал в Адыгее, где выпускница Рузанна Туко на выпускном вечере публично заявила со сцены, что ее одноклассница Заира Паранук получила медаль незаслуженно – только потому, что ее мама руководит управлением образования Тахтамукайского района.

Потом начали поступать сведения, что «блатная отличница» добровольно отказалась от награды, а мама-чиновница уволена, что на самом деле Паранук все свои оценки получала заслуженно, и надо бы ей медаль вернуть…

Оставим в стороне морально-этические нюансы конфликта. Обратим внимание на другое. Вот слова министра образования республики Анзаура Керашева: «Дочь бывшего руководителя управления образования Тахтамукайского района сдала итоговое испытание по трем дисциплинам, заработав следующие баллы: математика – 33, обществознание – 56, русский язык – 69».

Позвольте, какая же это медаль! Математика чуть выше нижнего порога, русский тоже далеко не «пятерка». Но ведь и Рузанна, по ее признанию, русский язык сдала на 81 балл! Причем она сама считает это отличным результатом. В московских школах учителя-филологи настраивают своих учеников на показатели от 90 и выше. 81 балл в понимании столичного педагога – показатель весьма посредственный. Если речь идет о медалисте, конечно. Вот вам и разница в подходах.
Объективная субъективность

В России, пока гром не грянет, ничего не происходит. Не случись резонансного выяснения отношений в Адыгее, возможно, и не развернулась бы сейчас масштабная кампания по проверке качества образования в республиках Северного Кавказа.

В Кабардино-Балкарии, например, местными властями инициирована комплексная проверка положения дел в сфере школьного образования, которая продлится до 26 июля.

В Карачаево-Черкесии собираются поднять данные о результатах медалистов на ЕГЭ. Хотя эти результаты никак не влияют на получение аттестата с отличием, в республиканском министерстве надеются таким образом составить представление, насколько объективно учителя оценили медалистов. Трудно сказать, чем это может помочь в дальнейшем, но то, что профильная структура решила, наконец, «составить представление» о вопросе, который должна знать назубок, уже хорошо.

Ясно одно: либо надо вовсе отменить медали, как уже неоднократно предлагалось, либо составить четкие и равные для всех критерии, которым должен соответствовать ученик, а затем и выпускник. Последнее, конечно, из области фантастики, потому как объективной на сто процентов оценка труда школьника быть не может. Сегодняшние попытки добиться объективности – нонсенс, так как эти попытки базируются на субъективности разных по уровню требований учителей.

И все же. Если даже в фигурном катании удалось выработать более или менее справедливую шкалу, неужели российские ученые мужи не сдюжат?

.

Голос Кавказа

.

Возможно Вам будут интересны:

Признание труда учителя

Ливанов: ЕГЭ впервые можно пересдать в сентябре без потери учебного года

В Азербайджане болонская система трансформировалась в колхозное планировани ...

В Осетии проверяют оценки ЕГЭ школьников из влиятельных семей

В Дагестане уволят 30 человек из-за нарушений на ЕГЭ

Комментарии (0)