ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вслед празднику Шарвили

Рассуждения читателя нашего сайта о месте и роли праздника лезгинского героического эпоса

Недавно в адрес редакции ФЛНКА пришло письмо от одного из читателей, в котором он изложил свое видение роли и места праздника и эпоса «Шарвили» в культурной жизни нашего народа. Приводим текст данного письма в его оригинальном виде с незначительными орфографическими правками.

Совсем недавно, 29 июля, в Ахтах уже в 18-й раз отметили праздник Лезгинского героического эпоса "Шарвили". За прошедшие годы этот праздник стал неотъемлемой частью не только сугубо лезгинского, но и в целом южнодагестанского и республиканского культурного ландшафта. Мероприятие традиционно привлекает большое количество лезгинской и дагестанской общественности, интеллигенции, гостей со всей России и даже из других стран, и в целом всех, кому хочется окунуться в атмосферу народного праздника, мифологии и  истории.

Немаловажно, что многие годы праздник посещают чиновники республиканского уровня. В 2013 году праздник в Ахтах удостоил своим присутствием даже сам Рамазан Абдулатипов (на тот момент врио Президента РД). После этого, правда, чаще всего республиканский центр на торжествах представлял первый заместитель Председателя Правительства Дагестана Анатолий Карибов.
Нельзя не вспомнить замечание, которое сделал Р.Абдулатипов по поводу состояния здания районной гостиницы и памятника великому поэту Тагиру Хрюгскому. В своем стиле глава Дагестана пристыдил руководство района, велел реставрировать памятник и посадить рядом цветы: «Эта аллея должна быть в цветах, ограда – покрашена, неужели надо ждать, чтоб я приехал из Тляраты? Вы же цивилизованный народ, а цивилизованность народа определяется его отношением к истории!».

Не буду долго останавливаться на том, как прошел сам праздник, об этом уже немало написано и сказано. Отмечу только несколько моментов, которыми мне лично особенно запомнился «Шарвили-2017».
Во-первых, это приезд и выступление Карины Исмаиловой, юной лезгинской певицы, запомнившейся миллионам россиян в ходе участия в вокальном конкурсе «Ты – супер» на телеканале НТВ (материал ФЛНКА – прим.ред.). Ее уникальный голос и профессиональный вокал произвели сильнейшее впечатление на судей этого конкурса и всех, кто видел ее выступления. У Карины большое будущее – и это далеко не только мое мнение. Отрадно, что организаторы праздника «Шарвили» пригласили молодое дарование участвовать в мероприятии на родной земле, уделили ей внимание. Это очень важно для того, чтобы с возрастом сыны и дочери лезгинского народа не теряли с ним связи и чувствовали, что их знают, любят и ценят земляки.
Второй момент – это награждение чемпиона Европы 2017 года по вольной борьбе Даурена Куруглиева. Очень радует то, как высоко (и заслуженно) земляки оценили победу спортсмена. Его чествовали по приезду в Москве (материал ФЛНКА – прим.ред.), в Дербенте, Магарамхюре, а теперь и на празднике «Шарвили». От Имама Яралиева борец-вольник получил ключи от трехкомнатной квартиры. А бизнесмены – выходцы из Ахтынского района: Жигерхан Сулейманов, Абдуселим Палчаев и Абдулжелил Абдулкеримов подарили титулованному спортсмену внедорожник Toyota land Сruiser 200. И здесь тоже хочу еще раз подчеркнуть, как важно для любого человека знать, что за его спиной целый народ, земляки, которые переживают за тебя, следят за твоими успехами и неудачами, считают «своим». Надеюсь, что подобная традиция у нас будет только расти и развиваться.

Ну и последнее, что нельзя не отметить, - возможность официального придания празднику республиканского статуса. Подобный статус мог бы не только позволить перенести часть расходов на организацию праздника с плеч меценатов на республиканский бюджет. Еще важнее то, что в таком случае значительно возрос бы масштаб праздника, его популярность и возможность популяризации лезгинского эпоса, а тем самым привлечения интереса к истории и культуре народов Юждага.

К сожалению, среди наших земляков часто преобладают настроения некой «самоизоляции», отторжения проектов общереспубликанского уровня. К примеру, пользователь под ником Давида на сайте РИА «Дербент», комментируя заметку про возможность придания «Шарвили» республиканского статуса, пишет: «Думаю, что не стоит придавать празднику республиканский статус, это праздник юждаговцев, пусть он  таким и останется, а то получится история аналогичная с юбилеем Дербента, когда аборигены оказались в роли посторонних зрителей. А гостям у нас всегда рады, любой человек может приехать и принять участие, без всякого изменения статуса праздника».

Конечно, определенные опасения данного человека понятны. Все мы помним то, как был проведен юбилей Дербента, когда культурный компонент лезгинских народов практически не был представлен в праздничной программе.
Также мы помним то, как памятник в Махачкале (автор – лезгинский скульптор Ш.Шахмарданов), который был призван увековечить память главного героя эпоса «Шарвили», незаметно стал называться памятником «Защитнику Отечества». Безусловно, образ Шарвили – это именно образ защитника своей Родины, но вместе с тем, данный памятник изначально должен был увековечить память конкретного героя.

Тем не менее, плюсов в виде новых возможностей от получения республиканского статуса этим праздником несомненно будет больше. Ведь Дагестан – дом для десятков народов, и все они должны уважать друг друга. А интерес к истории и культуре соседнего народа – это яркий признак уважения, и не стоит искать здесь выпячивания чьих-либо эксклюзивных интересов.

Добавлю лишь, что каждый лезгин в Махачкале без сомнения скажет, что упомянутый памятник, где могучий всадник на коне грозит мечом врагу, посвящен Шарвили.

Героический эпос «Шарвили» - это наше уникальное достояние, подобным которому по своей масштабности и глубине может похвастаться далеко не каждый народ. Это крупномасштабное эпическое произведение, созданное многими поколениями. Сказания о богатыре, народном защитнике передавались из уст в уста в дагестанских аулах, горных поселениях на протяжении ряда веков. В максимальной степени память о Шарвили сохранилась на его предполагаемой Родине – в сланном селе Ахты. Но только в начале XX века были сделаны первые попытки записи и систематизации поэтических и прозаических текстов эпоса.

Впоследствии наши ученые, литературоведы организовали сбор и систематизацию различных вариантов преданий, легенд, песен о Шарвили. Эта работа завершилась созданием единого свода из 20 стихотворных сказов, в которых воспроизводится яркий образ главного героя эпоса.
К сожалению, несмотря на величие лезгинского героического эпоса, приходится говорить о том, что он недостаточно популяризирован в массах. И праздник «Шарвили», проводимый уже почти два десятка лет, все еще не стал тем самым стержнем национальной идентичности лезгинских народов (каким, например, является «Яран сувар»).

Здесь я даже не говорю о той части населения, которая считает праздник и эпос чем-то «ненужным» и «языческим». Даже в светской части нашего народа очевидно отсутствие полноценного отождествления себя, собственной идентичности с эпосом «Шарвили» и его главным героем. Причин здесь, я думаю, можно отыскать много. Но мне кажется, в первую очередь это связано с отсутствием полноценной работы по популяризации родной истории и культурного наследия среди нашего народа. Я знаю множество земляков, которые очень хорошо знакомы с историей, например, арабских стран.

Но собственная богатейшая история и культурное наследие порой забываются, многие не стремятся дать такие знания детям, не культивируют в них любовь и чувство сопричастности с живой историей нашего прекрасного Лезгистана. А ведь это очень важно, потому что только так формируется национальная идентичность.
Не так давно наткнулся на попытку применить современные технологии на поприще популяризации эпоса – комикс под названием «Шарвили – небесный повелитель». С одной стороны, можно сказать, что замысел автора весьма неплох – ведь как иначе влиять на умы молодежи, как не через современные, понятные формы, проникшие из массовой культуры.

Но, как мне видится, автор не учел консервативность сознания достаточно большой части молодежи. Уверен, что эксперимент в подобном жанре встретят на «ура» молодые люди, выросшие в городах за пределами своей Родины.

Но внутри Дагестана многими данное произведение было встречено со скепсисом, в том числе потому, что уже в самом названии кто-то может прочитать обожествление главного героя, что является недопустимым с точки зрения ислама.

Кто здесь прав, кто нет – сказать сложно, но очевидно, что назрела необходимость создания новых, ярких, современных форм популяризации и подачи родной истории. При этом, безусловно, это не должно выходить  за принятые рамки или кого-то оскорблять. И очень важно, чтобы как можно чаще внедрялись и использовались тексты на РОДНОМ языке – ведь тот же эпос появился именно на лезгинском. А значит, полностью осознать красоту и глубину этого произведения можно только на языке оригинала.

В любом случае, такие произведения, как героический эпос «Шарвили», народные праздники и память о героях прошлого – это важная часть нашей культуры, доставшаяся нам от предков, и мы должны не просто этим гордиться, а бережно передавать из поколения в поколение.

Камиль Гасанов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

.

.

Возможно Вам будут интересны:

Утверждена дата проведения праздника «Шарвили»

Анатолий Карибов принял участие в празднике, посвященном эпосу «Шарвили»

Определились самые активные участники республиканского праздника "Шарвили- ...

В Дагестане вспоминали лезгинский эпос

Праздник лезгинского героического эпоса «Шарвили» перенесен на 2 августа

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 06 августа 2017 22:56

Возьмите лезгино русский словарь, там шар-повелитель,царь, вили-синева,небеса. В эпосе героя называют дитя небес, небес посланик. Цель комикса не влияние на молодежь а популяризация героя. Специально для фанатиков религиозных на обороте комикса приведен отрывок из суры паук. Вам нужно почитать, там не долго. Речь о том что Шарвили и Алпан и Рагь не Боги а развитые сверх люди.


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 06 августа 2017 22:45

"Но внутри Дагестана многими данное произведение было встречено со скепсисом, в том числе потому, что уже в самом названии кто-то может прочитать обожествление главного героя, что является недопустимым с точки зрения ислама."

Нет здесь обожествления. На обороте облодки комикса специально приведена цитата из Корана, что бы дать понять что это не Бог а развитый человек. В лезгино русском словаре написанно что шар - повелитель, вили - небеса. В эпосе героя называют дитя небес, небес посланник. Цель комикса не влияние на молодежь а популяризация героя в мире.


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 05 августа 2017 11:53

Кто такой Шарвили, когда у нас есть такие известные историческая личность как Хаджи Давуд и Ярагский????? Даже абрек КIири буба, боровшийся за социальную справедливость, сторократно дороже для лезгинского духа при всей неоднозначности его фигуры.

Это смешно с одной стороны, Но с другой...Персонажи из мифов и сказок на переднем плане, а наши реальные герои в полузабытом мраке, эти "национальные" праздники плвно переходящие, в большую пьянку, о каком возрождении нации вообще может идти речь при таких условиях, когда же очнемся от сна???

 

 


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 04 августа 2017 06:40

 факт сохранения лезгинами в устной форме подвиг Шарвили потверждает ,что в тот период (2500-2000 лет)  у предков современных лезгин  были обшие ценности -Родина ...... отсутстие усоседей про этот подвиг возможно говорит нам о том эти народы в тот период на этих землях не жили иначе это обще лезгинское  событие отражались бы хотя бы в памяти  как к примеру поздние события . в 60 -годы прошлого века в Къуруше сохранением устного народного творчества подвига Шарвили занимался регьметлу Мхамед мэгълим - Гаджиев Магамед .для специалистов может у его детей остались рукописи.


Цитировать