ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О лезгинах-революционерах

Какую роль в истории своего народа сыграли борцы за советскую власть на Восточном Кавказе

 

Весьма знаменательный год 2017 - вся страна, а с ней и весь мир, вспоминает две судьбоносные революции, произошедшие сто лет назад в России. Во многом, те события предопределили историю 20 века - столь масштабны были перемены, несшие с собой деятели революций 1917 года. В ноябре исполнится сто лет с момента тех событий, потрясших весь мир - Февральской и Октябрьской революций (последнюю иногда называют также Октябрьским переворотом). К установлению советской власти в стране были причастны и лезгины.

Были активисты-большевики, которые боролись за установление власти советов и правительства Ленина в Дагестане и Азербайджане. Если в советское время было однозначно понятно, что они герои и пример для молодежи, то после перестройки прежние идеологические установки стали подвергаться серьезному пересмотру. В нашем современном обществе не сложилось общее мнение, какую роль сыграли лезгинские революционеры-большевики в истории своего народа и республики. Оценки звучат самые разные, и в них необходимо разбираться.

Лезгинская общественность еще не сформировала своего отношения к революционным деятелям из числа своего народа. В прошлом они, безусловно, считались героями. Советская власть возвеличивала их подвиги и самоотверженную борьбу, они становились своего рода мучениками, павшими в борьбе за власть пролетариата. В их честь назывались поселения, улицы, площади и парки, им воздвигали памятники.

Старшее поколение по-прежнему считает большевистских революционеров-лезгин героями. И их можно понять - их молодость прошла под красным знаменем, и они отовсюду слышали, что революционеры были героями.

В то же время, среди молодежи, особенно ее религиозной части, слышна острая критика в адрес большевиков. Они считают, что революционеры навлекли на свой народ беду, помогая установить на Восточном Кавказе власть безбожников.
Наиболее известными борцами за советскую власть из лезгин считаются Мухтадир Айдинбеков и Казимагомед Агасиев. Их судьба сложилась похожим образом. Оба были рабочими-отходниками, работали на бакинских нефтепромыслах, и были убиты, когда Гражданская война еще не успела закончиться.

О лезгинах-революционерах

Лезгинская среда породила поборников диктатуры пролетариата по довольно простой причине. Как известно, большевизм базировался именно на пролетариате как классе, то есть на рабочих промышленного сектора. Наиболее доступной для лезгин крупной пролетарской средой был город Баку. В те годы, на рубеже веков Город ветров переживал настоящий нефтяной бум. Велась добыча на разных участках, европейский капитал активно инвестировал в бакинские нефтепромыслы. Стекались на них и рабочие со всего Ширвана и Южного Дагестана.

Так и вышло, что уроженцы лезгинских селений рабочие-отходники в Баку влились в городскую пролетарскую среду, ощутив на себе прелести социальной несправедливости, царившей в те годы. Рабочие работали свыше 12 часов в день за очень низкое вознаграждение в плохих бытовых условиях. А тем временем, капиталисты и беки не просто намного лучше бедняков, делая сверхдоходы на горбу рабочих и крестьян, - это были два разных мира. Против подобного рода несправедливости и призывали встать большевики. И они, естественно, нашли отклик в рабочей среде во многих уголках огромной страны, в том числе и среди лезгин.

Чтобы дать правильную оценку нашим и другим революционерам, следует задуматься о том, какие мотивы двигали ими. Зачастую, когда мы говорим о советской власти, на ум приходят как положительные вещи, связанные со стабильностью и безопасностью, также и такие негативные вещи, как культ личности, обесценивание человеческой жизни, расстрелы и многое другое.

При этом, в Дагестане местному населению еще и навязывали комплекс неполноценности. Официальная пропаганда утверждала, что Дагестан был самой необразованной частью старой империи. Но, благодаря власти Советов, неграмотность была ликвидирована и население стало образованным.

Но очевидно, что лезгинские революционеры хотели добиться справедливости. Вставая на путь борьбы, они мечтали не о тоталитарном государстве с вождистским культом личности и расстрелами. Они были рабочими-отходниками, переживали на себе все трудности, сопутствующие рабочему человека тех времен. И потому мечтали о лучшей доле для людей.

Большевики обещали в своей программе, что власть будет принадлежать трудовому народу. Обещали прекратить эксплуатацию человека человеком, 8-часовой рабочий день, невиданные для тех времен социальные гарантии. Это было очень прогрессивным политическим течением для тех времен. Именно за этим шли революционеры, за облегчением жизни трудового человека. Вне всякого сомнения, это благородная цель.

Другое дело, что большевистская идеология в итоге оказалась во многом утопичной, данные народу обещания были извращены. Но тогда, в начале 20 века, об этом мало кто мог догадаться, - состояние общества было совершенно иным.
В дальнейшем, редакция нашего сайта познакомит читателей поближе с жизнью и деятельностью революционеров-лезгин. Мы постараемся сделать так, чтобы это было объективное изложение, лишенное симпатий и антипатий.

 

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Лезгины-большевики Азербайджана

Предвестники революции на Кавказе

Отходничество в Лезгистане XIX-XX вв. - 1

Лезгинская оппозиция Азербайджана

Дыхание грозы

Комментарии (0)