ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Летняя поездка по Дагестану Молодежного департамента ФЛНКА

Продолжение рассказа о летней поездке Молодежного департамента ФЛНКА по Дагестану и Чечне. Начало читайте здесь.

Гуниб

Dagsummer 2017 (II часть)

В десятом часу мы, наконец, доехали до Гуниба. Дорога от Хунзаха от Гуниба разного качества. От Хунзаха до Гоцатля и Карадаха она хорошая, но от Карадаха до плотины на реке Каракойсу она ужасна - каменистая грунтовка, петляющая по горам на протяжении 22 км. Но следующие 8 километров до Гуниба были хорошего качества. Гуниб резко отличается от всех других сел. Центральная сельская трасса представляет собой горный серпантин, вокруг которого и разместились кварталы.

Проезжая по ней ночью, мы закупились продуктами в магазине и поехали вверх искать себе жилье для ночевки. Наш водитель, однако, искал кафе, чтобы попить чаю, ночлег его интересовал гораздо меньше. В итоге мы нашли двухэтажный сруб - очень удобный, чистый, с душем, кухней со всем необходимым, спальными комнатами, Wi-Fi, телевизором, большим обеденным столом, стиральной машиной и многим другим.

Переночевав там, мы проснулись рано утром, поднялись вверх по знаменитому Гунибскому плато, посмотрели беседку Шамиля, русскую крепость, Шамилевские ворота, другие исторические места, которыми так славен Гуниб - место последнего сражения Кавказской войны в Дагестане.

Чох

Dagsummer 2017 (II часть)

После этого мы отправились в старинное село Чох - дорога нас относительно порадовала, передвигаться можно было быстро. Иностранным гостям очень понравился Чох, они долго любовались и старинными кварталами, и общим гармоничным видом аула. Особенно примечательным они нашли местный музей, в
который мы случайно попали. Надо сказать, это был не музей Чоха, а музей СССР в Чохе. Всё там напоминало о Советском Союзе, а о самом селе только табличка с местными выдающимися уроженцами. Но иностранцам очень понравилось, они будто отправились в какой-то доселе неизвестный им мир.

Гамсутль

Dagsummer 2017 (II часть)

Далее мы поехали в соседнее заброшенное село Гамсутль. Остановив машину на дороге у подножия, мы отправились штурмовать вершину, на которой стоит село. Оно нас всех сильно удивило - трудно представить, что могло заставить человека селиться в таком месте. Село со всеми его кварталами, улицами, домами стоит на скале. Скала даже перекрывает переходы из одной части села в другую, и приходится обходить скалу по другой стороне села.

Мы поднялись на господствующую над Чохом вершину, полюбовались общим видом, пообедали и пошли гулять по улочкам заброшенного аула. Окунувшись в атмосферу горской архаики, мы петляли по узким, заросшим высокой растительностью, и оттого еле проходимым улицам. Затем по одной тропинке поднялись на самую верхнюю точку села, где были развалены одной сакли. С нее открывался просто потрясающий вид. После всего этого мы спустились вниз, к машине, где приняли легкий душ стоя под струей из шланга.

Сели в машину, и поехали далее. К сожалению, из-за нехватки топлива и, как нам сказал один местный, ужасного качества дороги, по которой, по его словам, сможет проехать только уазик или нива, мы отправились вместо Согратля обратно к плотине на реке Каракойсу, а уже оттуда поехали в Хаджалмахи, где поужинали на природе и отправились ночевать уже в Дербентский район. Благо, отличное асфальтовое покрытие трассы позволило нам за два с лишним часа преодолеть 150 километров.

Дербент и район

Dagsummer 2017 (II часть)

Проведя ночевку в селе Рубас, мы не могли не отправиться утром к небольшому местному водопаду. Там мы постояли под мощным потоком воды и отправились в Дербент. Надо признать, ново отстроенная городская набережная произвела на нас хорошее впечатление. Выполненная из дагестанского камня, песчаника и ракушечника, она ослепительна на солнечном свете.

Сам пляж возле набережной тоже чистый, но не хватает нормальных раздевалок, душевых и кафе. Они там как бы есть, но не функционируют. Далее мы должны были, к сожалению, продолжить нашу поездку без одного из участников - ему нужно было ехать обратно. В таком виде наша команда уже из пяти человек и водителя, отправилась в редакцию газеты РИА Дербент, где, поговорив с сотрудниками и главредом, отправились смотреть Нарын-калу. Про крепость сказано достаточно, не буду тянуть длинные описания, добавлю лишь негативный отзыв.

Дело в том, что крепость потеряла атмосферу старины, она напоминает скорее развлекательный парк, а не древнюю крепость. Результаты последней реконструкции просто ужасают - крепость потеряла старинный вид и напоминает современную бутафорию. Находящиеся на территории цитадели кафе, железные трубопроводы, совершенно неуместные горшки с цветами, расставленные по крепости, а также лампы ночного освещения в стиле 19 века совершенно портят
весь историзм. Тем не менее, крепости есть чем манить туристов. Осмотрев цитадель, мы отправились далее в Ахты.

Рутул

Dagsummer 2017 (II часть)

Переночевав в Ахтах, поутру мы отправились в село Рутул. Там мы совершили прогулку по аульским улочкам, любовались местной природой, особенно горой Деавгай, которая высится к югу от села. Хотели посетить местный районный Дом культуры, но день был выходной. Что делать? Отправились к горе Шалбуздаг.

Шалбуздаг

Доехали до подножия горы недалеко от села Мискинджа, где к своему удивлению мы встретили парня и девушку из Питера, которые добрались до Юждага автостопом. Это очень удивило нас. Они хотели подняться на гору, а время уже было позднее - 16 часов. Мы начали нанизывать мясо на шампура, съели первые готовые куски мяса, любовались горными пейзажами.

Dagsummer 2017 (II часть)

Потом, оставив в Мискиндже наших иностранцев, мы вместе с питерскими туристами пошли на вершину горы, дойдя до лагеря уже в кромешной тьме. Иностранцев мы не могли с собой взять на гору, потому что она входит в пограничную зону, куда иностранцам разрешен доступ только при оформлении пропуска. Заявку на ее оформление нужно подавать за два месяца.

Мы были на горе в конце июля, людей было не так много, и поэтому с транспортом были некоторые проблемы. Мы отправили питерских путешественников на машине, в которой закончились места, а сами спустились вниз. Шли бегом, было очень весело, и дошли до Мискинджи за два часа. Шалбуздаг, как всегда, был величав и поражал воображение. Переночевав у нашего водителя в Мискиндже, мы отправились утром к селу Зрых.

Зрыхский водопад и Хрюгский лес

Dagsummer 2017 (II часть)

Перейдя мост через Самур у села Зрых, мы перешли на южную сторону реки, пошли вверх по течению ручья и вошли в ущелье горы Тукиркиль. У нашего водителя в Зрыхе есть один знакомый дедушка, который охотно согласился пойти с нами проводником. Следуя вверх по ручью, примерно через час обнаружили небольшой водопад. Мы поняли, что это не тот водопад, к которому мы шли, так как на фото он был значительно выше.

Прошли еще немного, увидели второй и основной - третий водопад. Нашей радости не было предела - водопад в высоту около двадцати метров, воды падает очень много. Мы пошли все и встали под мощное падение воды, испытав массу эмоций и наслаждения.

Dagsummer 2017 (II часть)Dagsummer 2017 (II часть)

Затем мы пошли чуть ниже ко второму водопаду. Тут надо отметить, что водопад расположен в лесном массиве, известном как Хрюгский лес. Растут в нем хвойные породы - сосна и ель. Мы набрали вокруг сухого хвороста, положили в пару метрах от ручья, поставили два камня и зажгли огонь. Когда угли были готовы, мы начали нанизывать мясо на шампура. Одним словом, четыре килограмма горной баранины - комментарии излишни.

Dagsummer 2017 (II часть)

На том же костре мы сварили чай в чайдане. Вдоволь отдохнув, наевшись и напившись, насладившись водопадом и лесом, мы отправились в обратный путь и поздно вечером поехали в село Курукал - к
Ахтынским баням. После мы вернулись в Ахты и пошли спать. Завтра нас ждал праздник Шарвили.

Праздник Шарвили

Dagsummer 2017 (II часть)

Будучи сам ахтынцем, мне никогда не удавалось быть в Ахтах на Шарвили. В 2017-м году я был на празднике впервые. Мы вышли на центральные улицы и площади Ахтов - кругом было много народа, много красок, жарились шашлыки, стояли майданы районов Юждага. Кстати, приятно удивило и присутствие майдана Кубачей и Кайтагского района. Мы осмотрели все майданы, пошли в парк имени Валентина Эмирова, где через некоторое время должен был состояться праздничный концерт. Самым ужасным на празднике была погода - в Ахтах стояла неописуемая жара.

Летом в Ахтах обычно стоит комфортная, приятная погода. Этому способствуют сухой воздух, местонахождение на высоте 1050 метров, на перекрестке Самурской и Ахтынской долин. Но в этот раз здесь стояла аномальная жара. Прогулку по узким историческим улочкам Ахтов нашим участникам я успел провести - там, в тени, было довольно прохладно, и все охотно фотографировали старинные здания и улицы. Но вот, просмотр Ахтынской крепости не удался.

До него довольно долго идти от центра, под палящей жарой у нашей группы пропало всякое желание что-либо смотреть - всем хотелось посидеть в тени. Тут уж я позвонил нашему водителю, он приехал из Мискинджи, забрал нас на трассе возле крепости, отвез нас в центр Ахтов к дому моих родственников, у которых мы остановились, и гости начали собирать свои вещи.

Dagsummer 2017 (II часть)

К сожалению, наша недельная поездка подошла к концу. Я остался, а все остальные уехали - в Дербент, Махачкалу, Москву и далее. Насчет праздника Шарвили могу отметить, что он был весьма интересен, было приятно видеть столько народа, народные гулянья и веселье. Но непрофессионализм организаторов майданов был виден издалека.

Например, на фоновом брезенте Докузпаринского майдана были изображены зурначи явно в узбекских черных халатах с широкой золотой каймой. Подобного рода деталей было достаточно. Родственники говорили, что нынешний праздник был очень бледным на фоне прошлогодних праздников. И тем не менее, кроме погоды всё было здорово.

Резюмируя, скажу, что Дагестан действительно удивительное место. На сравнительно небольшой площади разместилось столько разных красот и достопримечательностей - море, горы, леса, локальная пустыня, лиановый лес, водопады, старинные села с самобытной архитектурой, местная кухня, дружелюбие и гостеприимство местных жителей - всего не перечесть.