ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Что и как защищает ЮНЕСКО?

Обзор деятельности организации, борющейся за сохранение культур народов мира

 Что и как защищает ЮНЕСКО?
В день прав человека, 10 декабря, Организация Объединенных Наций запустила годичную кампанию в защиту основополагающего документа, которому в следующем году исполняется 70 лет. Как «одно из самых глубоких и далеко идущих международных соглашений в мире», Всеобщая декларация провозгласила неотъемлемые права каждого человека независимо от расы, цвета кожи, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущества, рождения или другого статуса. Это самый переведенный документ в мире, доступный на более чем 500 языках.

Период, предшествующий 10 декабря 2018 года, станет «годом интенсивного и глубокого размышления о сохраняющейся и жизненно неотъемлемой важности каждой из 30 статей, содержащихся в этом экстраординарном документе».

Несмотря на зачастую ужасающие проблемы по всему миру, с 1948 года ООН, да и все международное сообщество в целом, добились невероятных успехов. Был подписан ряд документов, созданы организации по сотрудничеству — рамки для борьбы за права человека.

Мы рассмотрели несколько из таких инструментов, прямой целью которых является защита прав нацменьшинств. Ведь как национально-культурную автономию, нас интересует в первую очередь именно этот вопрос. Помимо организаций, комитетов и конвенций, которые занимаются непосредственно нацменьшинствами, существуют и такие, как ЮНЕСКО, деятельность которой направлена на сохранение культурной и иных форм наследия всего мира. Рассмотрим, как осуществляется ее деятельность, и какую роль играет эта организация в охране интересов меньшинств.

ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Эта аббревиатура была впервые изложена в Уставе  1945 года.

В начале существования ЮНЕСКО деятельность организации была акцентирована на восстановлении школ, библиотек и музеев, которые были разрушены в Европе во время Второй мировой войны. С тех пор ее роль была в основном стимулирующей, направленной на содействие, поддержку и дополнение национальных усилий государств-членов по ликвидации неграмотности, защите культурного наследия народов мира, расширению бесплатного образования и в целом на свободный обмен идеями и знаниями.

ЮНЕСКО отвечает за координацию международного сотрудничества в области образования, науки, культуры и коммуникации, укрепляет связи между нациями и обществами и мобилизует широкую общественность, чтобы каждый человек:
  • имел доступ к качественному образованию — одно из основных прав человека и непременное условие устойчивого развития;
  • мог расти и жить в культурной среде, богатой разнообразием, где наследие служит мостом между поколениями и народами;
  • мог в полной мере пользоваться научными достижениями;
  • и мог пользоваться полной свободой выражения, что составляет основы демократии, развития и человеческого достоинства. 
Руководящими органами учреждения являются Генеральная конференция и Исполнительный совет.

Генеральная конференция состоит из представителей государств-членов ЮНЕСКО, собирается раз в два года.  В ней участвуют государства-члены и члены-сотрудники, а также наблюдатели от государств, не являющиеся членами, межправительственные организации и неправительственные организации (НПО). Каждая страна имеет один голос, независимо от ее размера или степени вклада в бюджет.
 
Генеральная конференция определяет политику и основные направления работы Организации. Задача этого органа — установить программы и бюджет ЮНЕСКО. В рамках конференции также избираются члены Исполнительного совета и каждые четыре года назначается Генеральный директор. Рабочими языками являются арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский.

Исполнительный совет обеспечивает общее управление ЮНЕСКО. Он подготавливает работу Генеральной конференции и обеспечивает надзор над надлежащим исполнением ее решений. Функции и обязанности Исполнительного совета закреплены главным образом в Уставе и в правилах или директивах, установленных Конференцией.

Каждые два года она назначает Совету конкретные задачи. Другие функции связаны с соглашениями, заключенными между ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями ООН и другими межправительственными организациями.

Пятьдесят восемь членов Исполнительного совета избираются конференцией. Выбор этих представителей во многом зависит от разнообразия культур, которые они представляют, а также от их географического происхождения. Исполнительный совет собирается два раза в год.

С момента учреждения ЮНЕСКО поддерживает плодотворное многообразие культур, в целях содействия которому эта организация разработала различные стандарты, которые предоставляют пространство для поощрения культурных прав коренных и малочисленных  народов (меньшинств). В ряду этих стандартов основными являются такие конвенции и декларации, как:  
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003 г.
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
  • Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001
Достоянием, имеющим стратегическое значение, является лингвистическое разнообразие, которое ЮНЕСКО пропагандирует во всех областях своей деятельности посредством междисциплинарного подхода, охватывающего все программные сектора: образование, культуру, науку, коммуникации и информацию, а также социальные и гуманитарные науки.

Языки с их важнейшей ролью для формирования идентичности, коммуникации, социальной интеграции, образования и развития имеют стратегическое значение для каждого человека и планеты в целом. ЮНЕСКО работает для роста среди людей осознания того, что языки играют жизненно важную роль не только в обеспечении культурного разнообразия и межкультурного диалога, но также и в достижении качественного образования для всех без исключений, в укреплении сотрудничества, в создании инклюзивных обществ, сохранении культурного наследия и в мобилизации политической воли для применения преимуществ науки и техники для устойчивого развития.

Таким образом, ЮНЕСКО принимает своевременные меры для поощрения международной приверженности многоязычию и языковому разнообразию, включая охрану языков, находящихся под угрозой исчезновения. С этой целью учреждение прибегает к  следующим средствам:

Всемирный доклад ЮНЕСКО о культурном разнообразии (на данный момент их 2, последний датируется 2010 г.) Цели доклада заключаются в:
  • проведении анализа культурного разнообразия во всех его аспектах путем отображения всей сложности связанных с ним процессов и одновременного выявления их сути в широком диапазоне их возможных интерпретаций; 
  • демонстрации его большого значения в различных областях (языки, образование, коммуникация и творчество), которые, помимо выполнения своих изначальных функций, доказали свою существенно важную роль в вопросах сохранения и развития культурного разнообразия; 
  • представлении лицам, ответственным за принятие решений, и различным заинтересованным сторонам убедительных свидетельств необходимости инвестирования в культурное разнообразие как в существенно важный аспект межкультурного диалога, поскольку он способен обеспечить обновление подходов к устойчивому развитию, действенную реализацию общепризнанных прав человека и свобод и вклад в укрепление социальной сплоченности и демократического управления.
Брошюра «ЮНЕСКО и коренные народы: партнерство в интересах культурного разнообразия». Буклет имеет три основные цели. Прежде всего, он был задуман как инструмент для всех заинтересованных сторон, которые хотят внести свой вклад в осуществление программы, связанной с правами и интересами коренных народов. Кроме того, эта публикация свидетельствует о приверженности ЮНЕСКО учету предложений коренных народов в целях разработки конкретных программ действий для повышения их культурной самобытности и поощрения межкультурного диалога, который все шире признается в качестве незаменимой основы для любой политики устойчивого развития.

Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Этот атлас является результатом международного сотрудничества более тридцати лингвистов со всего мира, некоторые из которых уже участвовали в предыдущих двух выпусках. Главный редактор - Кристофер Мозли, чьи работы включают в себя Энциклопедию находящихся под угрозой исчезновения языков и Атлас языков мира. Онлайн-издание будет обогащено благодаря вкладам многих других исследователей и докладчиков языков, находящихся под угрозой исчезновения. Картографом нынешнего печатного издания является Александр Николас. Кстати, в России на критической грани исчезновения такие языки как ульчский, нивхский и чулымский; определенно под угрозой исчезновения: арчинский, андийский, калмыкский и коми; под угрозой: бурятский, кильдинский саамский и манскийский; уязвимые: лезгинский, ингушский и табасаранский. Эти данные датируются 2010 годом. 

Программа «Языки в образовании». ЮНЕСКО пропагандирует двуязычные или многоязычные подходы к образованию на родном языке — важный фактор для  политики качественного и инклюзивного образования.

и другие.

ЮНЕСКО действует на многих фронтах для защиты исчезающих языков и предотвращения их исчезновения:

В области образования ЮНЕСКО поддерживает политику, поощряющую многоязычие и особенно грамотность на родном языке; учреждение поддерживает языковой компонент обучения коренных народов; и повышает осведомленность о важности сохранения языка в образовании.

В культуре ЮНЕСКО собирает данные о языках, находящихся под угрозой исчезновения и коренных народов, разрабатывает стандартизированные инструменты и методологии и укрепляет потенциал правительств и гражданского общества (академических учреждений и сообществ ораторов).

В области коммуникации и информации ЮНЕСКО поддерживает использование местных языков в средствах массовой информации и способствует многоязычию в киберпространстве.

В науке ЮНЕСКО содействует программам по укреплению роли местных языков в передаче знаний местных и коренных народов.

Меньшинства, являющиеся наиболее уязвимыми в мире, когда речь идет об образовании, являются особым фокусом образовательной программы ЮНЕСКО. На всемирном форуме по образованию, который состоялся в Дакаре, Сенегал, в апреле 2000 года, были приняты Дакарские рамки действий. В числе рекомендаций, касающихся меньшинства:
  • Все дети, особенно девочки, дети в трудных условиях и лица, принадлежащие к этническим меньшинствам, должны иметь доступ к бесплатному и обязательному начальному образованию хорошего качества.
  • Используя как формальные, так и неформальные подходы, образование должно удовлетворять потребности бедных и наиболее обездоленных, включая работающих детей, этнических и языковых меньшинств; пострадавших от конфликтов, и тех, у кого особые потребности в обучении.
  • Дети, нуждающиеся в особых потребностях, в том числе из малообеспеченных этнических меньшинств, мигрантов, отдаленных и изолированных общин и городских трущоб, должны быть включены в стратегии достижения всеобщего начального образования к 2015 году. 
Помимо языков, другим важным инструментом сохранения самобытности и культуры народов в рамках ЮНЕСКО является Список объектов всемирного наследия. 

Наследие — это достояние человечества из прошлого, то, с чем мы живем сегодня, и то, что мы передаем будущим поколениям. ЮНЕСКО пропагандирует идеологию культурного и природного наследия как незаменимых источников жизни и вдохновения.

Самой важной особенностью Конвенции о всемирном наследии 1972 года является то, что она объединяет в одном документе концепции сохранения природы и сохранения культурных ценностей. В ней признается фундаментальная необходимость сохранения баланса между людьми, их культурами и взаимодействием с природой и историческими памятниками народов.

В Конвенции излагаются обязанности государств-участников по определению потенциальных объектов и роли стран в их защите и сохранении. Они обязуются интегрировать защиту культурного и природного наследия в программы регионального планирования, создавать персонал и услуги на своих объектах, проводить научные и технические исследования в области сохранения и принимать меры, которые придают этому наследию функцию в повседневной жизни сообщества.

ЮНЕСКО призывает общины меньшинств участвовать в выявлении природных или культурных объектов, которые могут быть назначены их правительством для включения в Список.

Что и как защищает ЮНЕСКО?

В список объектов всемирного наследия в России входят 17 культурных и 11 природных. В их числе знаменитая Дербентская крепость.
Среди оснований для включения в список, на официальном сайте ЮНЕСКО указано следующее. 

«Место древнего города Дербент имело решающее значение для контроля северо-южного пути на западной стороне Каспийского моря с 1-го тысячелетия до нашей эры. Оборонными структурами, которые были построены сасанидами в V веке н.э., продолжали пользоваться в течение последующих 15 столетий…».

Несмотря на то, что деятельность организации прямо не направлена на охрану исключительно интересов нацменьшинств, в общем и целом, учреждение борется за сохранение универсальных ценностей, культуры, языков, наследия — для всех людей без исключения.

Камилла Напьер

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Дербент попал в список опасных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

ЮНЕСКО: послание к Международному дню родного языка

ЮНЕСКО откроет в Дагестане кафедру для изучения Каспийского моря

Грузинскую письменность номинируют на внесение в список культурного наследи ...

В Азербайджан прибыла генеральный директор ЮНЕСКО

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 12 декабря 2017 17:46

Эти экстронеординарный документы должен работать на местах тех гос-ах и в том числе в России и а так же мутный по нац. вопросам Азербайджане(р-нах кабале исмаиле огузе закатале гахе ленкоране астаре лерике) и других местах, чтобы не дошел до меж нац конфликта(а то второй карабах неизбежен) Ну не через силу эта азербайджанцы или русские и т д должен а осознано и с любовью относится как к младшими братям-сестрам. Им не надо бит в башку нацмены нужны защищать а процесс должен происходить естественно. А сборная делегация с Европы или общий представители(количество не менше12-15 чел.) должен быт на местах и работать там с результатом и с отдачей, тогда что та ....

От ООН

От ЮНЕСКО

Ген конфренция

Испольнительный совет

.....только на местах работать и жить на 4-ы года НА МЕСТАХ!!!

 

  


Цитировать