Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Два года напряженной работы

Экономист Маир Пашаев о развитии Дагестана под руководством Сергея Меликова

Редакция сайта ФЛНКА представляет вашему вниманию интервью с известным экономистом, автором Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года Маиром Пашаевым. В нем он дал оценку двухлетней работе руководителя субъекта Сергея Меликова во главе Дагестана, а также высказался о перспективах республики в текущих условиях.

Два года прошло с момента назначения Сергея Меликова на должность Главы Дагестана. Как Вы оцениваете текущее социально-экономическое состояние республики?

Ситуация непростая: в предыдущие периоды допущено серьезное отставание в инфраструктурном и социально-экономическом развитии, а при растущем населении республики, когда треть населения составляет молодежь, катастрофическое отставание в сфере инвестиций в новые производства, создании рабочих мест. Сложившиеся диспропорции и разрывы в системе столь велики, что собственными силами, средствами их устранить невозможно. Поэтому работа по инфраструктурному обеспечению Дагестана ведется совместно с федеральным правительством и федеральными ресурсоснабжающими организациями, что уже приносит определенные результаты.

В то же время, ситуация в Дагестане сравнительно стабильная. Хотя стабильность на низком уровне развития несет в себе системные риски. Достаточно упомянуть низкий уровень образования в республике, что соответственно, определяет низкие уровни компетенций, управления, инвестиций, инноваций, производства, в целом, низкий уровень деловой среды. От чего, в свою очередь, находятся в прямой зави
симости уровни занятости и доходов населения, платежеспособность спроса и, вкупе, уровень жизни населения.

На ситуации в Дагестане сказывается хроническое неисполнение бюджета (продолжительный период на уровне 90-92%), также низкий уровень исполнения нацпроектов за последние три года (65-70%). Крайне проблемная сфера в Дагестане – экология, состояние экосистем (подробно в Стратегии-2030). Сложившиеся экологические риски, их прогнозная динамика, связанная с климатическими изменениями, уменьшением водности территории и снижением уровня Каспийского моря, составляют прямую угрозу функционированию Республики Дагестан и нормальной жизнедеятельности на ее территории.

Специфика экологических проблем в том, что они взаимосвязаны, некоторые из них имеют необратимый характер, точку невозврата, кроме того, они затратны. Например, взаимосвязаны уменьшение водности территории, отсутствие очистных систем, увеличение загрязнения территории хозяйственными отходами, ухудшение качества воды, снижение уровня Каспийского моря, ухудшение состояния прибрежной территории и биоресурсов, опустынивание северных территорий. Развитие туризма способно генерировать новые риски ухудшения экосистем. Несмотря на то, что руководством Дагестана проблемы не раз озвучивались и даже приняты некоторые решения, не совсем понятна ситуация в направлении сбора и переработки ТКО, со строительством Махачкалинского коллектора и очистных систем.
Президент Владимир Путин на совещании 10 октября поручил главам регионов обеспечить функционирование региональных экономик. Насколько внешнее давление сказалось на экономике республики и что необходимо предпринять?

Здесь переплетены множество факторов и процессов одновременно. За 2010-2020 годы Дагестан имел низкие темпы роста экономики (0,8-1%), а за последние два года мы вовсе пережили два кризиса. Хотя научились справляться с ними: в кризисные периоды недостатки нашей экономики становятся ее преимуществами. Высокие адаптационные способности регионов с низкой базой экономического развития, в структуре которой превалируют мелкое производство, ЛПХ, предпринимательский, сервисный и теневой сегменты экономики, известны. Тем не менее, в 2020-2022гг мы допустили высокую инфляцию при низких доходах населения, произошло некоторое снижение деловой и инвестиционной активности.

Низкий уровень промышленного производства (6-7% ВРП, который эксперты напрямую связывают с низким уровнем образования), не обеспечивает достаточную добавленную стоимость и накопление капитала, кроме того, заставляет завозить в регион большой объем сырья/продуктов/товаров стороннего производства – мы продолжаем терять сотни миллиардов рублей в год, общество из года в год в целом становится беднее. Эти два фактора в своей противофазе имеют место столь продолжительное время (пассивный баланс – более 30 лет!), что в корне подрывает республиканскую экономику.

В настоящее время продолжаются постковидные отрицательные эффекты экономики, а в текущем периоде сильное влияние оказывают последствия санкционного давления и финансовых ограничений. Но если ранее внешние условия и факторы развития региональной экономики можно было характеризовать как неопределенные, теперь они становятся непредсказуемыми. Безусловно, это отрицательно скажется на планировании. Прежде всего, сокращается размер федеральных трансфертов (текущий уровень межбюджетных трансфертов около 76%). Наполнение федерального бюджета стабилизируется не раньше 2025 года.

В настоящий период правительство Дагестана формирует бюджет на 2023 год. Причем, планируется его существенное уменьшение по сравнению с текущим годом. Чем это обосновано? Даже при снижении федеральных трансфертов. Почему не практикуют встречные заимствования? В Дагестане ежегодно строятся сотни социальных объектов, а ведь для их функционирования требуется дополнительное бюджетное финансирование, и это не один миллиард рублей. Помимо всего, согласно последним заявлениям президента страны, за счет региональных бюджетов предстоит стимулировать экономику, оказать дополнительную социальную поддержку гражданам, участникам СВО и их семьям. В такой ситуации у правительства Дагестана должен быть соответствующий План компенсации, включающий внешние заимствования, инфраструктурные бюджетные кредиты, стимулирование привнесенного спроса (туризм, транспортно-логистический комплекс), увеличение выпуска продукции и экспорта, стимулирование предпринимательских доходов и доходов населения, увеличение коммерческих инвестиций и др.

В связи с внешними обстоятельствами под угрозой разрушения связи в сферах производства, логистики и поставок сырья, готовой продукции, растут риски финансовых неплатежей, предпринимательские риски, инвестиционные риски, лихорадит сферу закупок. Одной из реальных угроз Республике Дагестан является уменьшение количества рабочих мест – хотя это общемировой тренд, и связано оно с проникновением отраслей новой экономики, процессами цифровой трансформации экономики, развитием робототехники: их уровень проникновения в экономику Республики Дагестан в период 2025-2030гг, резко увеличится. В итоге, если не планировать на упреждение, вовремя не нивелировать множество упомянутых выше рисков и угроз, страдает социум: «социальный ковер», который собирали, ткали 30 лет, разрывается. Правительство Дагестана в такой ситуации просто обязано найти срочные и эффективные решения в сферах инфраструктуры, экологии, экономики, социума.
Пока это сложнейший клубок проблем и вызовы высшего порядка, и недостаточно должного уровня решений, средств, которые могли бы за определенный период переломить ситуацию и вывести систему на новый качественный уровень. Мы же предлагали в рамках реализации Стратегии-2030 антикризисную программу и программу структурных реформ на 2023-2024гг. Такая среднесрочная программа упоминается во всех предыдущих версиях проекта Стратегии, вплоть до утвержденного в первом чтении законопроекта. И в этом смысл Стратегии в плане инструмента реформ, структурной трансформации экономики, финансового оздоровления и стабилизации бюджета тоже. Экономическая ситуация сильно изменилась, меняется и бюджетная ситуация: структура, источники, подходы к формированию.

Однозначно, система на пороге мобилизационной экономики и сложных, не всегда популярных, но жизненно необходимых решений. И не только в сфере экономики, а требуется планирование сегментов кадрового обеспечения, информации, общественных проектов, деятельности муниципалитетов. Здесь, возможно, одной программы недостаточно, а потребуются ряд решений, планов, программ, проектов мобилизационного характера, касающиеся как экономического развития в новых условиях, так и деятельности правительства, госведомств, администраций муниципалитетов, каждого ответственного чиновника. По крайней мере, последние полгода именно в таком ключе действует федеральное правительство и довольно результативно.

Каковы перспективы Стратегии-2030? Достаточно ли сил, средств для реализации столь амбициозного проекта?

Стратегия-2030 утверждена в статусе закона Народным собранием Республики Дагестан на своей сентябрьской сессии.

Важнейший приоритет – федеральная составляющая Стратегии-2030: реализация на территории Республики Дагестан нацпроектов Российской Федерации и требований многочисленной федеральной нормативной базы (ФЗ, отраслевых стратегий и др.), которые декомпозированы в Стратегии и частично финансируются федеральным центром. Высший уровень задач – достижение в Республике Дагестан национальных целей развития Российской Федерации, согласно «Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р).

Механизм управления достижением национальных целей развития предполагает сочетание стратегического видения и достаточной оперативной гибкости. При этом формирование требуемого Единым планом «современного и гибкого механизма управления достижением национальных целей» в разрезе регионального и муниципального уровней управления, без адаптации «Системы стратегического планирования», неразрешимо. А следовательно, и национальные цели развития Российской Федерации в Республике Дагестан будут недостижимы, что противоречит требованиям Единого плана и «Основам государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента России от 08.11.2021 № 633.

В настоящий период важно привести в соответствие с утвержденным документом Стратегии госпрограммы\стратегические проекты и формируемый на 2023-2025гг республиканский бюджет. В то же время бюджет не является единственным финансовым механизмом реализации Стратегии, так как Стратегия более широкий документ. В качестве уточнения: к годовому республиканскому ВРП бюджет относится как 1/5, доходам населения как 1\6, инвестициям примерно 1\1,3. Вопрос в том, что на старте Стратегии бюджет имеет значение, и то, что существенное снижение бюджета происходит именно сейчас, однозначно, придает Стратегии низкий старт.
Весомый фактор низкого старта — системная неготовность правительства Дагестана к реализации Стратегии. Процесс разработки Стратегии-2030 показал: правительство Республики Дагестан, как государственный институт, институты развития и команда развития, включая экспертное сообщество, бизнес-сообщество, пока не готовы к пониманию и реализации Стратегии. Здесь сказываются низкий уровень компетенций, последствия затяжного кризиса, не совсем благоприятная для рывка текущая экономическая ситуация. Но именно преодоление кризиса является одной из задач первого этапа Стратегии, как бы «обязательной программой» республики (по той простой причине, что так жить нельзя). В то же время, задачи не сводятся только к преодолению кризиса и реформам: в 2023-2024гг в Республике Дагестан предстоит создать государственную систему стратегического планирования и управления стратегическим развитием.

Важная плоскость реализации Стратегии-2030 – ее институциональная часть, в виде организационных надсистем региона: центров экономического роста, агломераций, кластеров, институтов развития, преференциальных территорий. Здесь множество проблем и вопросов, прежде всего, вопросы качественного планирования, наличия достаточных компетенций и ресурсообеспеченности. Не менее важное направление реализации Стратегии-2030 – проектное поле и инвестиции, развитие инвестиционного комплекса региона, с формированием Реестра инвестиционных проектов. У нас что сегодня происходит? Утвердили перечень из более 80 системообразующих предприятий, оказали поддержку, но у них нет инвестиционных программ. В Дагестане полсотни муниципалитетов, но только единицы из них имеют инвестиционные программы, площадки, проекты.

При этом не все заинтересованы в реализации Стратегии-2030 – это сложнейший процесс, который создает огромный объем дополнительной работы, требует дополнительных бюджетных финансовых и инвестиционных ресурсов. Сказываются низкий уровень квалификации и недостаточный уровень мотивации участников процесса (кадрового состава госведомств, предпринимателей, экспертов). Процессы реформирования власти, экономики и социального комплекса, в условиях резко меняющихся внешних условий, когда актуальны новое планирование, смена приоритетов, максимальная концентрация сил и средств, столь сложные, что в ситуации отсутствия системы стратегического планирования и управления стратегическим развитием, могут стать причинами новой турбулентности в республике и наступления высоких рисков.
Недавние встречи Сергея Меликова с вице-премьером РФ Адександром Новаком и главой Минэкономразвития РФ Максимом Решетниковым касались перспективного развития Дагестана. Какими конкурентными преимуществами располагает республика? Что она может предложить и продвигать на перспективу?

Конкурентные позиции Дагестана известны – это географические и природно-климатические факторы, туристско-рекреационный потенциал, сфера АПК, человеческий потенциал, логистика. Специфическим отличием Республики Дагестан является наличие ряда организационных систем высшего порядка (в сферах экологии, инфраструктуры, туризма, Махачкалинская агломерация, Каспийск, Дербент, МТК «Север-Юг», государственная граница Российской Федерации и др.). Требуются принципиальные решения по развитию дагестанского участка МТК «Север-Юг» с развитием узловых элементов (морской порт, аэропорт, ж\д, федеральная трасса и др.).

Их реализация позволит Республике Дагестан превратиться в крупный транзитный центр грузопотоков и формировать часть своего бюджета за счет доходов, связанных с международной и сопутствующей региональной торговлей, логистикой. Развитие МТК в среднесрочной и долгосрочной перспективе способствует улучшению обустроенности, качества сервиса, увеличению торгового оборота и спроса в Республике Дагестан (за счет привнесенного торгово-транспортно-логистического спроса), улучшению общей динамики развития, увеличению занятости. Помимо увеличения объемов торговли, развитие МТК «Север-Юг» способствует развитию отраслей АПК, промышленности, строительства в Республике Дагестан, торгово-транспортно-логистической инфраструктуры и специальных экономических зон вдоль транзитного пути, развитию новых производств.

Кроме того, Республика Дагестан является стратегически важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и перспективной территорией для развития туризмаШирокомасштабная стратегия Республики Дагестан (на основе стратегий сравнительных преимуществ и усиления сильных сторон) предусматривает на начальном этапе активизацию немногих точек роста, обеспечивающих Дагестану «суперпозиции» на страновом уровне и на азиатском направлении. В первую очередь это аграрно-промышленный комплекс – с развитием гидромелиорации, созданием агропромышленных парков, с развитием органического сельского хозяйства; туристско-рекреационный комплекс – с развитием инфраструктуры региона, улучшением экологии, организацией 5 туристических кластеров; транспортно-логистический комплекс – с развитием опорных объектов транспортной отрасли, МТК «Север – Юг», логистики.
Каково положение дел в южных районах Дагестана? Удается ли нивелировать отставание?

Проблемы те же самые, что и в остальных муниципалитетах республики – низкий уровень занятости, высокая миграция, инфраструктурные ограничения, отсутствие инвестиций. Но в последние годы складываются два центра инвестиционной активности – Дербент и Сулейман-Стальский район, которые имеют конкретные проекты и определенные источники инвестиций. Остальные муниципалитеты, к сожалению, не представили какие-то инвестиционные программы.

Каждая территория имеет как свою специфику, так и свой уникальный потенциал. Некоторые перспективы регионального развития связывают с туризмом. Но для этого, по крайней мере, Дербент должен стать центром инвестиций и мощным ядром туристического кластера. В таком случае остальные территории могут образовать орбиту, стать успешными туристическими территориями-спутниками.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Минэкономразвития РФ согласовало стратегию развития Дагестана до 2030 года

В Дагестане разработали стратегию развития региона до 2030 года

В Правительстве Дагестана началась активная работа над Стратегией социально-экономического развития республики до 2024 года

Показатели социально-экономического развития Дагестана не вызывают позитивных эмоций у Сергея Меликова

Глава Минэкономразвития Дагестана встретился с экономистом Маиром Пашаевым

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия