ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

С любовью к своей профессии

Лезгинский педагог о проблемах современного дагестанского образования

Редакция сайта ФЛНКА продолжает серию интервью с лезгинскими педагогами, в которых они рассказывают о своей работе на местах, о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться, а также об уровне современного образования.
 
Героем сегодняшнего интервью является учитель Тагирхюр-Казмаярской средней общеобразовательной школы Магарамхюрского района Роберт Ибилкасумов.
 
Отметим, что в октябре 2011 года Роберт Ибилкасумов получил благодарность президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за заслуги в области образования и за многолетнюю плодотворную работу. 8 мая 2013 года ему присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ». В декабре того же года ему было присвоено почетное звание «Ветеран труда».
 
Роберт Ниферович, расскажите о себе и о своей профессии. Мы знаем, что учителей Ибилкасумовых много – можно ли назвать вас династией учителей?
 
Я учитель почти с 30-летним стажем, и преподаю уроки истории, обществознания и права. Учился я в Тагирхюр-казмаярской СОШ. У меня были очень хорошие учителя, к тому же моя мама на то время была учительницей начальных классов. Я всегда брал с них пример, и после окончания школы решил пойти по стопам матери. Ключевым моментом в принятии решения стать учителем была школьная жизнь, а именно любовь к истории и обществознанию. 
 
К тому же, в советское время учитель пользовался уважением, и эта профессия была престижной, не побоюсь этого слова. Закончив школу с отличием в 1981 году, я поступил в Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г. Петровского.
 
Сегодня на мой взгляд поступить в вуз легче, так как в то время ты мог подавать документы только в одно учебное заведение и должен был сдавать вступительные экзамены. А сегодня выпускники имеют возможность подавать сразу в 5 вузов по трем направлениям в каждом, что является одним из плюсов нынешней системы. 
 
После окончания вуза в 1988 году, по распределению попал в Брянскую область, Добриковскую СОШ Брасовского района, где проработал до 1990 года. Вернувшись в Дагестан, с 1990 года по сей день одновременно работаю в Тагирхюр-казмаярской СОШ и Хтун-казмаярской ООШ по специальности учителя истории, права и обществознания. 
 
Профессия учителя – очень трудная и сложная, но везде есть свои плюсы и минусы.
 
Говоря о династии учителей, отмечу, что директором нашей школы является мой двоюродный брат Гусейн Ибилкасумов. Моя супруга также является учителем и преподаёт математику. Младшее поколение в лице племянников также выбрало профессию учителя. Среди них мои племянницы, Ибилкасумовы Камилла и Надия, отличники учебы в школе, победители и призеры множества олимпиад и конкурсов. Камилла окончила с отличием исторический факультет ДГПУ, а Надия учится на том же факультете, только в ДГУ. Учителей Ибилкасумовых становится все больше, и в скором времени эта формулировка будет в точности подходить.
 
Что вам больше всего нравится в вашей профессии и что на ваш взгляд является сложным в работе учителя? Пошли ли дети по вашим стопам?
 
Как говорил видный русский историк Василий Осипович Ключевский, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
 
В моей профессии мне нравится учить детей самостоятельно, творчески мыслить и критически оценивать свою историю, любить свою родину, несмотря ни на что и какой бы она ни была. Профессия эта сложна, особенно в современных условиях глобализации и внедрения интернета во все сферы жизни общества. 
 
Говоря о сложности профессии, следует сказать, что дети в школах разные, нужно к каждому находить свой подход, понимать их, ведь мы, как говорят, их вторые родители. А это, согласитесь, довольно непросто, ведь даже в семье очень часто возникает непонимание между детьми и родителями, а у учителя ведь в классе не один ребенок, а двадцать, и каждого он должен не только понять, но и донести знания. 
 
К тому же, вдобавок, все это усложняется постоянными проверками на разных инстанциях, аттестациями и переаттестациями, постоянной "бумажной волокитой", на которую тратишь и так бесценное время. 
 
У меня двое сыновей. Историю они любят так же, как и я, каждый выбрал свой путь. Старший сын окончил Дагестанский государственный технический университет по специальности судебная экспертиза, а младший – студент и выпускник Государственного университета по землеустройству в Москве.
 
Роберт Ибилкасумов
Какие условия созданы для учащихся и учителей в современной дагестанской школе?
 
По статистике в более полутора тысячах школ Дагестана сегодня обучается более 370000 детей, из которых около 300 являются ветхими, а половина из этого числа (около 150) - аварийными. Некоторые учебные заведения переполнены так, что учащиеся вынуждены ходить не то, что во вторую, но даже в третью смену. 
 
В республике все еще сохраняется потребность в новых современных школах и в реконструкции старых. Большой проблемой является отток населения из небольших сел в крупные населенные пункты. В 2014 году произошел резкий перелом в системе сдачи ЕГЭ в Дагестане – была осуществлена система, исключающая списывание выпускниками. Также сохраняется проблема дошкольного образования.
 
Как Вы оцениваете уровень и систему образования, в частности, в вашей школе, в районе и в Дагестане в целом?
 
Однозначно оценить уровень и систему образования невозможно, есть и позитивные достижения, и недостатки в системе образования нашей республики. Всё что происходит в обществе непосредственно влияет на сферу образования. 
 
Крупные проблемы создает система ЕГЭ. Большинство детей идут в школу, зная, что им не обязательно детально изучать много предметов, т.к. они не будут сдавать по ним ЕГЭ. Серьезное отношение сохраняется только к тем предметам, которые они выбрали сдавать. Естественно, это сужает кругозор ребенка, широту интересов.
 
В Магарамхюрском районе 33 школы. Большинство школ построены в советский период, новые школы строятся медленно, в школах района в целом нет интернета. До 7 класса школы района перешли на ФГОС. В нашей школе имеется два кабинета по информатике с интерактивными досками. Кабинет начальных классов оснащен проектором. Школа очень старая и построена в 1933 году. Нет актового зала и спортзала, не хватает спорт инвентаря.
 
Учитывая Ваш большой опыт работы в образовательной сфере, что, на Ваш взгляд, следует в ней улучшить? Например, в законодательстве, учебных программах и т.д.?
 
В первую очередь следует изменить отношение к сельской школе и сельскому учителю, поднять престиж профессии учителя, сделать ее привлекательной, изыскать возможности целевой подготовки сельских учителей по конкретным специальностям. Считаю, что необходимо определить потребность в педагогических кадрах в сельских образовательных учреждениях, организовать 2-х профильную подготовку сельских учителей, повысить качество подготовки и переподготовки сельских учителей. 
 
Все эти и другие меры должны быть финансово подкреплены, нужно использовать советский опыт государственного распределения выпускников ВУЗов по специальностям, где ощущается их нехватка, необходимо принять программу поддержки молодых специалистов, в особенности специалистов-мужчин, которые все меньше выбирают эту профессию, также разработать единые учебники по истории с 5 по 11 классы с новыми учебными программами.
 
Каких успехов достигли ваши ученики?
 
За годы моей работы в школе, ее закончили более 1800 учащихся. Много тех, кого можно особо отметить, но всех не назовешь и не упомнишь. Мои ученики становились победителями и призерами многих районных и республиканских олимпиад и конкурсов. 
 
В 2009 году, кстати, мои сыновья Артем и Асрет, которым я также преподавал, получили дипломы за активное участие во всероссийском конкурсе, посвященном 300-летию Полтавской битвы. 2012 год ознаменовался тем что, Асрет и Элеонора Каибханова заняли второе место в республиканском конкурсе, посвященном 200-летию Бородинской битвы. 
 
Хочется отметить и других учеников, таких как Альберт Гамидов, который живет и работает в Москве, Насир Межведилов – дослужился до полковника российской армии, Фархад Ибилкасумов, мой племянник, служит в Росгвардии, чемпион мира по смешанным единоборствам, Вагабова Марият – молодая учительница, Вагабовы Фархад и Наиля – отличники учебы и студенты хороших ВУЗов России.

Поговорим о выпускных экзаменах в школах – ОГЭ и ЕГЭ. Как вы считаете, насколько объективна эта система оценки?
 
Экзамены должны быть честными, поскольку именно в этом случае ученики в равных условиях могут проявить полученные знания. Однако честный экзамен не значит оскорбительный. Нужно быть уважительней к детям — без обысков и чрезмерного контроля.
 
Жесткая форма проведения ЕГЭ, со всеми металлоискателями, видеокамерами и прочими мерами для предупреждения списывания, порой нагоняет страх. Несомненно, это направлено на объективное, четкое и прозрачное проведение экзамена. Ведь достаточно вспомнить скандалы 2013 года, с многочисленными доступами к КИМам. Однако важно, чтобы силы наших детей были направлены не на поиск способов схитрить во время ЕГЭ, а на то, чтобы максимально проявить знания, умение логически мыслить и выстраивать причинно­следственные связи.
 
Я считаю, что эта система оценок не всегда объективна, выпускники имеют право на выбор в какой форме сдавать экзамены. Это необходимо сделать еще и потому, что не у всех учащихся есть равные возможности доступа к получению знаний, интернету, разница обучения в городских и сельских школах, отличающимся уровнем знаний, получаемыми в школах в центральных регионах страны и национальных окраинах. 
 
Еще одной причиной является то, что учащиеся национальных школ помимо русского и иностранного языка изучают свой родной язык, это дополнительная нагрузка. Основываясь на этом необходимо для учеников национальных школ создать особые возможности обучения и получения аттестатов.
 
Тагирхюрская СОШ
Приносит ли ваша профессия нормальный доход, какие поощрения существуют для учителей?
 
Если человек в эту профессию приходит исключительно ради зарплаты, то это, как правило, ненадолго. Маловероятно, что это учитель. Наша профессия, к сожалению, не может приносить хороший доход в наше время. Об этом и речи быть не может, так как при низких зарплатах и несвоевременном их получении очень сложно. Оплату по командировочным, например, получаем не всегда и с большой задержкой. В качестве поощрения учителя получают стимулирующие выплаты. Для этого нужны хорошие результаты по сдаче ОГЭ и ЕГЭ и необходимо занимать призовые места на Олимпиадах и конкурсах. 
 
В 2015 году экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отменил выплаты президентских премий за классное руководство, также упразднены ежегодные конкурсы на поощрение лучших учителей для получения президентского Гранта в размере 200000 руб.
 
Как Вы считаете, насколько хорошо поставлено сейчас в сельской школе обучение родному языку? Какова ситуация с этим в городских школах? 
 
В настоящее время, обучению родному языку придаётся большое внимание. Родной язык в школах Дагестана изучается с 1 по 11 классы, в конце учебного года ученики сдают экзамены по родному языку. В городах созданы классы в которых преподаются национальные языки, однако несмотря на это остается немало проблем по комплектации таких классов. 
 
В дополнение к ним в Дагестане в школах изучаются дагестанская литература, ведутся уроки по истории Дагестана, культуре и традициям народов Дагестана. Ежегодно проводится республиканский конкурс по родным языкам, определяется лучший учитель родного языка. Книжные издательства Дагестана выпускают всё больше учебной литературы и книги на родных языках. Все это очень позитивно и плодотворно влияет на общую культуру и образование.
 
Что бы Вы пожелали Вашим коллегам и ученикам, а также всем тем молодым людям, которые несмотря ни на что все-таки хотят выбрать профессию учителя.
 
Я бы хотел пожелать своим коллегам прежде всего крепкого здоровья, удачи, творческих достижений в их нелегком труде. Самое главное, конечно же – повышение и получение достойной зарплаты. 
 
А ученикам в свою очередь, хочу пожелать успехов в учёбе, успешной сдачи экзаменов и найти свою дорогу и место в этой жизни. Молодёжи, которая выбирает профессию учителя, я пожелал бы большого терпения и упорства в достижении своих поставленных целей и никогда не останавливаться на достигнутом.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Признание труда учителя

Хивские школы через судьбу учителя

Два учителя Магарамкентского района получат по 200 тысяч рублей ко Дню учит ...

Национальные языки Дагестана на грани фола

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения ...

Комментарии (0)