ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Образование как основа нацбезопасности

Помощник президента ФЛНКА принял участие в семинаре Московского дома национальностей

В минувшую пятницу 22 июня в Московском доме национальностей в рамках проекта «Актуальные вопросы укрепления национальной безопасности» состоялся семинар на тему «Образование как ресурс национальной безопасности», где принял участие помощник президента ФЛНКА Асрет Ибилкасумов.
 
Введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» четко определяет важнейшие приоритеты национальной безопасности нашей страны – национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Также там выделены и другие приоритеты социально-экономического развития, составляющие базис политики безопасности. Очень важное место отводится образованию: повышение уровня и всеобщая доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения при всем засилии коммерциализации были и остаются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности для любого государства, ставящего перед собой серьезные задачи.
 
Без квалифицированных кадров невозможны экономическая и военная безопасность государства; технологическая безопасность немыслима без научных разработок. Учитывая то, что будущее России связывается с переходом на инновационный путь развития, роль образования трудно переоценить.
 
На состоявшемся семинаре были рассмотрены актуальные вопросы укрепления национальной безопасности в контексте их взаимосвязи с образованием, наукой и просветительскими проектами.
 
В роли основных докладчиков выступили: кандидат культурологии Ольга Родионова и кандидат философских наук, докторант кафедры русской литературы Тартуского университета Светлана Зайцева.
 
В работе семинара также приняли участие представители общественных организаций, преподаватели и студенты столичных вузов.
 
С приветственным словом ко всем собравшимся обратился ведущий эксперт научно-исследовательского отдела «Московский дом национальностей» Андрей Орешин, отметивший, что вопросы укрепления национальной безопасности в нашем обществе выходят на первый план. По его словам, этот вопрос находится в приоритете не только у органов государственной власти в нашей стране, но у институтов гражданского общества.
 
«Сегодня мы поговорим об образовании как о важном аспекте укрепления национальной безопасности нашей страны. Тема образования очень обширна и разнообразна. Именно образование, просвещение – это то, на чем выстраивается фундамент государственного бытия и происходит формирование общества, воспитание подрастающего поколения»- сказал он.
 
Вслед за Орешиным с основным докладом выступила  кандидат культурологии, доцент кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета О. Родионова. 

В своем докладе она  отметила, что основные функции образования направлены на обеспечение социализации и культурного развития личности, прививание доминирующей системы ценностей, распределение социальных ролей, поддержание необходимого уровня социокультурной консолидации. При этом докладчик сделал акцент на специфику межкультурного взаимодействия и интеграции, их взаимосвязи с образованием и специфики духовного образования в указанном аспекте.
 
«Сложность межкультурного и межрелигиозного диалога в современном мире привела к необходимости создания крупномасштабных образовательных проектов со специфической этноконфессиональной составляющей. Национальное самоопределение и поиск своих корней, миграционные процессы на постсоветском пространстве привели к стихийному росту конфессиональных общин и обусловили необходимость подготовки духовенства и чиновников по религиозным вопросам.
 
Именно в этих условиях во многих университетах, в частности в Московском государственном лингвистическом университете, стала разрабатываться целая серия учебно-методических продуктов для вновь образованных исламских университетов.
 
Таким образом, в современной российской образовательной традиции параллельно бытуют восточные медресе, мектебы, европейские бакалавриаты и магистратуры, традиционные вузы, ссузы. Каждая из этих организаций, несмотря на их сосуществование в единой российской образовательной системе, имеет свою культурно-ценностную основу, которые могут могут не всегда правильно соотноситься друг с другом»- сказала она.
 
По ее словам необходимо также зафиксировать и определенные сложности в языковой подготовке выпускников школ и вузов. 
 
«Очевидно, что в тех регионах, где русский язык не доминирует, он является средством межнационального общения. Наличие ЕГЭ и пр. не способствует улучшению качества владения русским языком, а скорее усложняет проблему. Общий федеральный учебник, единый как для тех, кому русский родной, так и для тех, кому он не родной, создает не единое образовательное пространство, а принципиально неравные стартовые условия. В результате мы получаем выпускников с довольно слабым уровнем владения русским языком – устным и письменным. Оба варианта затрудняют дальнейшее обучение за пределами своего национального региона, что, в свою очередь, препятствует формированию наднациональной идентичности. 
 
В то же время необходимость обучения на русском языке приводит к постепенному исчезновению языков малых народов. Дети, особенно в городах, часто не владеют родным языком, предпочитая ему русский, но при этом собственно этническими русскими себя не считают, и процессы идентификации, как и у старших, происходят по этническому и/или конфессиональному признаку. Можно предположить, что активное изучение арабского языка в таких условиях с учетом наличия большого количества арабизмов в родном языке создает условия для доминирования конфессиональной идентичности с локализацией по территориальному признаку» - считает она.
 
В конце своего доклада О.В. Родионова отметила, что с точки зрения стратегии культурной политики, реализуемая образовательная стратегия направлена на решение вопросов конфессиональной идентичности с учетом геополитических вызовов, с которыми сталкиваются в данном случае мусульманские регионы в России сегодня. Параллельно с формированием конфессиональной идентичности происходит поиск «великого предка», что работает как на девальвацию интернационального советского дискурса, так и на формирование значимости собственной этнической идентичности и ее исторической и геополитической значимости.
 
В своем выступлении  Светлана Зайцева, кандидат философских наук, докторант кафедры русской литературы Тартуского показала потенциал межкультурного диалога на примере Довлатовского фестиваля в Таллине и Пскове. 
 
В завершении мероприятия докладчики ответили на вопросы присутствующих гостей.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

«Родной язык - фактор единения РФ»

Обновление стратегии?

В вопросе сохранения родных языков главенствующую роль играет семья

Отборные кафедры спецнаца. Подготовку специалистов по национальным отношени ...

В конференции "Духовность как фактор межнационального согласия и укреплени ...

Комментарии (0)