Аншлаг оперы Шарвили
Долгожданное воплощение легендарного эпоса на сцене
Важным событием в культурной жизни республики стала премьера национальной оперы «Шарвили», которая прошла 19 апреля 2013 года в Дагестанском государственном театре оперы и балета. Шарвили – замечательное произведение, созданное на основе эпоса, повествующего о ранней истории Дагестана. Премьеру легендарной оперы посетила представительная делегация из районов Южного Дагестана - родины эпоса Шарвили, чиновники многих министерств и ведомств, многочисленные гости, представители СМИ.
Будет вполне заслуженно сказано, что это один из самых масштабных проектов театра и самого маэстро Магомеда Гусейнова. Творческий коллектив театра более полугода вплотную работал над его постановкой. На радость зрителей, наряду с уже известными солистами, на сцену в качестве главных героев вышли и артисты хора, а в главной роли Шарвили выступили Арсен Велибеков и Сергей Поздняков. Представлявшие премьеру заслуженные деятели культуры отмечали, что большую роль в опере играют балетные сцены, в которых автор воскрешает старинные танцевальные ритмы, а хоровые сцены, насыщенные старинными народными песнями в современной симфонической интерпретации,- были ещё одним методом, украсившим творение автора. И это помимо ярких костюмов и красочных декораций в сценическом действии.
История борьбы кавказских племен с захватчиками вновь востребована
В эти апрельские дни Большой зал Русского театра не мог уместить всех желающих попасть на премьеру оперы Шарвили. Состоялся грандиозный и великолепный оперный аншлаг лезгинского народного эпоса Шарвили.
В образе Шарвили воплощены лучшие черты характера нашего народа: преданность Родине, храбрость, верность друзьям, сочувствие бедным, чувство понимания и дружбы с соседними народами, мудрость. Это ценности, которые неподвластны времени, волнуют людей всегда.
Театр был полон зрителей. Автор оперы, он же художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РД Магомед Гусейнов смог воплотить мечту многих людей и организовать работу таким образом, что теперь Шарвили увековечен и в театральном мире и оперном.
Памятник павшим воинам дагестанцам в Махачкале, изначально замысливавшийся как памятник Шарвили
Великолепно составлены творческая и техническая части оперы, оркестр, хор, солисты, дуэты, балетная труппа и образцы костюмов действующих лиц. Артисты, как и народные исполнители с высоким вдохновением поют песни, посвященные герою эпоса Шарвили. Эти истинно народные мелодии звучат, прославляя народного защитника. «До настоящего времени, ни в кино и драматургии, ни тем более в музыке не было освещения истории, когда кавказцы вместе отстаивали свою независимость. Об этом свидетельствуют только легенды, эпические песнопения, которые не должны исчезнуть. Для этого я и написал оперу, где определил для себя задачу – воскресить старинные народные песни, танцевальные ритмы, музыку и игры» - поделился своими мыслями маэстро Магомед Гусейнов.
Сама суть, содержание музыкальной речи, ее интонация восходят в своей основе к древнему лезгинскому фольклору. Лирические страницы оперы связаны с прекрасным образом Эквер - храброй и преданной возлюбленной Шарвили. Законами жанра героико-эпической и лирической оперы на фоне борьбы народов Кавказской Албании против иноземцев, музыкальному развертыванию придается характер мужества и величавости.
Опера Шарвили, по мнению музыкальных и театральных критиков, смогла объединить музыкальную культуру кавказских народов, где несмотря на различия, много общего в обычаях, религии, свадебных обрядах, праздниках и образе жизни. В этом главная новизна музыкальной культуры оперы Магомеда Гусейнова, когда мелодии тысячелетней давности исполнялись в том звучании, в каком они бытовали во времена Кавказской Албании, и здесь маэстро использовал старинные мелодии, которые наверняка имеют много общего с музыкой тех далеких времен.
Шарвили со своей возлюбленной Эквер
Сулейман Керимов и Кавказская Албания
«Сказание о Шарвили изложено в нескольких вариантах ряда авторов, но ни одно из них не ложилось мне на душу. А, вот, изложенное журналистом Имарой Багировой, понравилось сразу же, с первого варианта. Получилось крупное полотно в двух действиях, семи картинах. Экспертный совет Министерства культуры РД дал одобрительное заключение, и (спустя несколько лет) сейчас появилась возможность сделать оперный спектакль, на который я приглашаю всех дагестанцев», - говорит композитор Магомед Гусейнов. «Помочь нам взялся наш самый известный земляк Сулейман Керимов. Поддержка и внимание его неоценимы, и сегодня дали свои высокие плоды, восхваляя народ лезгинский, его культуру и национальное достояние. Без помощи спонсоров в столь грандиозных проектах не обойтись, и в этом плане опера Шарвили объединила лезгинскую интеллигенцию».
Героика оперы «Шарвили»
В истории народов Закавказья I век до нашей эры ознаменован первыми столкновениями с римлянами, что явилось началом многовековой борьбы народов Кавказской Албании, армян и иберов за свою независимость. Первые в истории народов Закавказья упоминания о совместных военных действиях албанов, армян и иберов против общего врага, о сплоченности этих народов, политически друг от друга независимых приходятся на этот период. Именно такая последовательность использована авторами при создании оперы, воскрешение старинных народных песен и танцевальных ритмов, игр и обрядов древнего молодёжного праздника Лунных дней «Вацракар», свадебного обряда лезгинских и других племён Кавказской Албании. И всё это происходит на фоне борьбы албанских народов против иноземных завоевателей.
Рахман Гереев, представитель ФЛНКА в Докузпаринском районе Дагестана
.