Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Откровение мусаватиста

Оппозиция заявила о наличии межнациональных проблем

Достижения информационной эры стремительно меняют облик нашей планеты. Преобразования, охватившие страны с авторитарным политическим режимом, докатились и до границ постсоветских стран. В Азербайджанской Республике политические силы начали обсуждать даже самые табуированные проблемы, в том числе национальный вопрос, которого правозащитники и оппозиция до последнего времени, можно сказать, ни разу серьезно не касались.

Начнет ли таять лед межнациональных отношений?

Конечно, сама тема межнациональных отношений в Азербайджанской Республике время от времени озвучивается. Но носит декларативный характер, избегающий рассмотрение реальных проблем в этой сфере. Пожалуй, можно отметить только известного правозащитника Эльдара Зейналова, который регулярно поднимает вопрос о необходимости ратификации Европейской хартии региональных языков, которую АР подписала, но так и не ратифицировала, хотя обещала это сделать почти десять лет назад. Даже освещение во всех азербайджанских СМИ недавнего провала делегации АР в ООН, которую раскритиковали за несоблюдение прав человека, обошло стороной эту проблему. Были проигнорированы замечания, которые касались положения нацменьшинств в АР, а также альтернативный доклад, подготовленный Организацией непредставленных народов по материалам одного из ее членов – Федеральной лезгинской национально-культурной автономией.

Такое же равнодушие продемонстрировал новостной сайт Minval.az, который связан с партией «Мусават». Однако несколько дней спустя на нем появилась весьма примечательная статья руководителя Ленкоранского районного отделения партии «Мусават» Ядигара Садыгова «Национальный вопрос в Азербайджане».

Надо сразу сказать, что появление подобного материала является знаковым событием, потому что никогда до этого культурно-языковые проблемы нетюркских народов не рассматривались с таким сочувствием и пониманием. Однако любой первый блин все равно оказывается немного комом. Это неизбежно, потому что попытаться сразу взглянуть на реалии другими глазами не получится, так как для этого необходим длительный диалог с теми, кого данные проблемы непосредственно затрагивают, и теми народами, которых эти проблемы касаются непосредственно.

Тем не менее, в первую очередь, хотелось бы подчеркнуть те слова Ядигара Садыгова, которые лезгины, талыши, аварцы и другие коренные народы АР до сих пор не слышали ни от кого.

Автор пишет, что «в стране не созданы минимальные условия для сохранения и развития национальной идентичности нетюркских этносов. Трудно, если вообще возможно, указать деталь внутренней политики, которую учитывал полиэтнизм страны. Нет не только отдельных телеканалов и радиостанций на языках этих народов, отсутствуют даже передачи на общественном телерадио. Газеты, выпускаемые этническими активистами, лишены государственной поддержки и выходят не последовательно. Но это полбеды, если учитывать судьбу двух главных редакторов газеты «Толыши садо», Новрузали Мамедова и Гилала Мамедова. Первый из двух однофамильцев был осужден «за шпионаж в пользу Ирана» и погиб в застенках (погибли также оба его сына. – Ред.), а второй арестован из-за «подозрения» в том же, и еще за «хранение наркотиков». В целом, можно констатировать немало грубых нарушений и игнорирований национальных прав властями».

Наконец, откровенно сказано о том, что нетюркские народы лишены каких-либо возможностей сохранять и развивать свою культуру и язык и тем самым – перспектив сохранения себя в качестве отдельного этноса. Это дорогого стоит.

След «Мусавата» в национальном вопросе

Вполне справедливыми выглядят его рассуждения о нынешней оппозиции в АР: «В течение четверти века после возникновения политической борьбы в Азербайджане, отношение оппозиции к данному вопросу оставляло двоякое впечатление. С одной стороны, именно она была носителем тюркского возрождения титульной нации, хотя нетюркские народы довольно активно участвовали в национально-освободительном движении. С другой стороны, кратковременное правление оппозиции, будучи по сути демократическим, запомнилось признанием и уважением прав национальных меньшинств. Был издан соответствующий указ Эльчибея, Закон «О государственном языке» признавал за национальными меньшинствами право учебы на родном языке. Возникли многочисленные национальные культурные центры, кружки, организации, которые функционировали без каких-либо ограничений или давления со стороны правительства НФА-Мусават. Но данные завоевания были уничтожены после свержения демократов. И после этого оппозиция не особенно утруждала себя национальным вопросом».

Тут следует, правда, добавить, что иногда оппозиция и «утруждала себя» рассматривать национальную проблематику, и ее позиция при этом носила зачастую дискриминационный характер, направленный против нетюркских народов, и в этом вопросе она, по сравнению с официальной властью, выглядела реакционной, деструктивной силой.

В целом оппозиционный политик отрицает осуществление насильственных мер в отношении нетюркских народов, целенаправленной политики, устремленной на их исчезновение, что противоречит тому, что он сказал о судьбе редакторов «Толыши садо», а также искажает или игнорирует многие другие особенности этнополитической ситуации в АР.

Замыливание реальности

«Завоевание Азербайджаном государственной независимости как в начале, так и в конце ХХ века сопровождалось всплеском тюркского самосознания», пишет Я. Садыгов, не замечая при этом наличия такого же «всплеска самосознания» у других народов, как будто его и не было вовсе. Выходит, что пугать страшилками о «сепаратизме» и даже «экстремизме» лезгин и талышей можно было, а признавать факт, что этот «сепаратизм» был следствием роста национального самосознания данных народов, почему-то не получается.

Особенно странным выглядит то, что историк, работающий в Ленкоранском государственном университете, позабыл о том, что в 1919 году была провозглашена Муганская Советская Республика, а в 1993 году – Талыш-Муганская Автономная Республика, пусть и просуществовавшие недолго.

Из этого вывода последовало другое заблуждение, а точнее дальнейшее замыливание реальности, в котором он следующим образом выразил коллективное восприятие всплеска национального самосознания у азербайджанских тюрок с конца 80-х годов прошлого века: «Нетюркские народы Азербайджана отнеслись к этому вполне понятливо и дали нам некоторый временный карт-бланш».

Это очень важный момент, так как Садыгов отрицает какую-либо активность со стороны этих народов в деле отстаивания своих национальных прав, а также, что не менее важно, отрицает целенаправленную политику по ассимиляции и выдавливанию нетюркских народов, их интеллигенции. Об этом говорят его слова о власти: «Она не пытается преднамеренно ассимилировать меньшинства (ей это ни к чему), просто игнорирует всякие права, даже тогда, когда тактические соображения предсказывают другой подход».

Что касается «временного карт-бланша», то он связан с другими факторами. Среди них можно выделить развитие политических навыков у активной части нетюркских народов, консолидацию их интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов за пределами АР. В последнее время рост национального самосознания народов подстегнул развитие информационных технологий (сотовая связь, интернет) и ознакомление с событиями, происходящими в других странах, что еще больше мобилизовало внутренние ресурсы каждого народа. Поэтому это был не великодушный карт-бланш со стороны нетюркских народов, а вынужденная передышка.

Непонятно также недовольство Садыговым советского периода истории, который он выразил в следующем пассаже: «В советское время Москва уже пыталась искоренить результаты первого возрождения самосознания. Азербайджанские тюрки были превращены в этнос, предки которого были то мидийцами, то кавказскими албанами, позже ассимилированные тюркскими завоевателями».

Вообще-то говоря, азербайджанские тюрки должны быть благодарны советским нациостроителям, которые из разных народов и их наследия «слепили» социалистическую нацию, подарив ей древнее название «азербайджанцы», великого поэта Низами Гянджеви и прочие символы, которые придали ей весьма заметную, хоть и явно искусственную, солидность.

Такая политика сыграла роль плавильного котла, в котором почти исчезли таты, «поредели» лезгины, талыши и другие народы АзССР, а собственно тюркские кочевники, в отличие от своих соотечественников в настоящем, историческом Азербайджане, находящемся в составе Ирана, превратились в оседлых жителей.

Будут ли дальнейшие шаги?

Но, возможно, и с этими фактами оппозиция согласится, может, даже раньше, чем это придется сделать под давлением мирового сообщества. Это дало бы оппозиции возможность рассмотреть ее политическими движениями нетюркских народов в качестве возможного партнера и в определенной степени способствовать более мягкому сценарию смены власти в АР.

Во всяком случае, Садыгов признает, что нынешние действия оппозиции, в частности указание «Мусаватом» и другими оппозиционными партиями правозащитной деятельности Гилала Мамедова как национального активиста в качестве причины ареста являются недостаточными в этой области: «Демократические силы обязаны больше работать с представителями национальностей, интересоваться проблемами, познакомиться с их чаяниями», подмечая, что будущее страны больше всего зависит от справедливой национальной политики.

Тюркизм, являющийся одним из десяти фундаментальных принципов партии «Мусават», Садыгов относит на второй план, акцентируя внимание на том, что «невозможно создать свободный и процветающий Азербайджан, если граждане нетюркского происхождения, число которых по приблизительным оценкам около 1,5 миллиона, будут лишены национальных прав и свобод».

Остается ждать дальнейших шагов азербайджанской оппозиции в этом направлении. И если первая ласточка – озвученные Садыговым идеи – войдет в программные документы партии «Мусават», то можно будет констатировать, что Весна в национальной политике в отношении нетюркских народов АР, наконец, наступит.

Амиль Саркаров

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Политическая этнолингвистика 3

Путин ввел ответственность местной власти за межнациональные конфликты

Межнациональные темы в СМИ будут этически регулироваться

Не слышно передач на лезгинском языке

29-31 марта 2011 г. в г. Пятигорске состоится семинар ''Моделирование применения Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств в Республике Дагестан''.

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия