Армянский и Тбилисский Имараты
Забытые страницы истории ислама в Закавказье
В истории распространения ислама на Кавказе – много белых пятен. Нам, как потомкам одного из древнейших государств Кавказа – Кавказской Албании, а также потомкам народа, одним из первых принявших ислам в этом регионе, стоило бы пролить свет на эти страницы.
У нас есть определенное понимание о том, как принимали ислам наши предки, какую роль они сыграли в мусульманской истории, насколько в исламский период возвысились наши города – Кабала, Дербент, Шемаха, Партав (Барда), Хиналуг, Гянджа.
Однако, что происходило в этот же период владычества ислама с соседними нашим предкам землями и народами, мы не знаем практически ничего. В этой статьей речь пойдет о двух уникальных государственных образованиях Южного Кавказа периода распространения ислама – Армянском и Тбилисском Имаратах.
Имарат аль-Арминийя
Армянский Имарат (араб. Имара аль-Арминийя) – уникальное политическое образование в ранней истории Исламского Халифата. Свое название Имарат получил от раннесредневекового закавказского государства Армения.
К 637 году, при халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах), Армения стала автономным княжеством в составе Исламского Халифата, в который также вошли все армянские земли до этого принадлежавшие Византии. Княжество управлялось князем, который был признан халифом и византийским императором.
Первые мусульманские отряды достигли границ Армении в 639 году. 6 октября 640 года, в ходе боевого похода мусульмане заняли ключевой в стратегическом отношении город Двин.
Двин (араб. Дабиль) — крупный ремесленно-торговый город, столица средневековой Армении и главный город одноимённой области (Востан Двно или Востан Хайоц) в провинции Айрарат.
Армянский Имарат. Граница Имарата отмечена коричневой линией
Этот город был построен царем Армении Хосровом II в 335 г. С этого же времени здесь находилась резиденция армянских царей династии Аршакидов. После ликвидации Армянского царства в 428 году Двин стал резиденцией персидских.
С 640 года Двин стал резиденцией мусульманских правителей области Арминийа, включавшей в свой состав, помимо армянских земель, также и Грузию, Кавказскую Албанию и Баб аль-Абваб (современный Дербент).
Второе проникновение мусульман в Армению произошло в 642—643 годах, а третье — в 650 году, когда были заняты некоторые земли к северу от озера Ван. В 651 году исламский отряд вошел на территорию Армении со стороны Кавказской Албании.
Условия мусульман
Правитель Армении, ишхан Теодорос Рштуни, который вел борьбу за независимость Армении от Халифата, добровольно признал власть мусульман в обмен на признание его автономным князем Армении. Он пошел на этот шаг, оценив преимущество мирных предложений мусульман, и заключил с наместником Сирии – Муавийей ибн Абу Суфьяном договор.
В соответствии с этим соглашением Армения признавалась самостоятельным государством с обязательством платить ежегодную дань и предоставлять 50 тысяч человек в мусульманскую армию.
В нем Муавийя ибн Абу Суфьян подтверждал жителям Армении следующее: «Таков будет мирный договор между мной и вами на сколько лет вам будет угодно. Три года не возьму с вас дани, а после этого срока платите сколько пожелаете. В этом даю вам клятву.
Держите в вашей земле конницу в полторы тысячи человек, содержание ее – из вашей страны, и я зачту это в счет дани. Конницу вашу я не вызову в Сирию, но в другие места; когда бы я ни потребовал, она должна быть готова к выступлению.
Город Двин. На переднем плане - собор, сзади справа - базиликальная церковь, слева - дворец католикоса
Я не пришлю в ваши крепости ни своих командиров, ни арабского войска, даже ни единого всадника. Никакой враг не вступит в Армению, если же рамеи (византийцы) нападут на вас, то я пришлю на помощь войско, какое вы пожелаете. Клянусь Всемогущим Аллахом, что не обману вас».
История свидетельствует, что после получения таких неслыханно выгодных условий договора с Исламским Халифатом, правитель Армении даже решался выступать против единоверной Византии для сохранения союза с мусульманами.
С мусульманской помощью Рштуни отразил атаки византийцев. Мусульмане же за это время, в 655 году, смогли взять Феодосиополь (ныне город Эрзурум на востоке Турции). Далее, мусульмане упрочили свой контроль над Арменией, отправив наместника этой страны Рштуни в Дамаск и назначив вместо него Хамазаспа Мамиконяна.
Расцвет и ослабление
Вспыхнувшие усобицы в Халифате привели к отзыву мусульманских войск из Армении в Сирию в 657 году. Напомним, что 657 год – это год Сиффинской битвы, в которой сошлись армии халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и выступившего против него наместника Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна.
Вследствие этих усобиц в Халифате, ослабления политической и военной власти мусульман византийцы при помощи Хамазаспа Мамиконяна, восстановили свою власть в Армении.
Теодорос Рштуни
Однако в 661 году, одержавший победу в междоусобице и ставший халифом Муавия ибн Абу Суфьян приказал армянским князьям вновь признать его власть и возобновить выплату дани. Чтобы избежать новой войны, князья были вынуждены уступить.
Мусульманская политика по взиманию дани деньгами повлияла на армянскую экономику и общество. Монета чеканилась в Двине. Армяне были вынуждены производить дополнительные товары и продукты на продажу. Все эти процессы стимулировали развитие экономии Армении и развитие городов, как центров торговли.
В административных целях мусульмане объединили весь Южный Кавказ в обширную провинцию под названием аль-Арминия. Наместничество было названо Арминия, так как в его составе доминировали армянские земли.
При Умайядах – первой династии в Исламском Халифате – эта провинция, как правило, объединялась с соседними владениями. Армения управлялась амиром или вали, ставка которого находилась в Двине (араб. – Дабиль). Однако роль амира или вали ограничивалась вопросами обороны и сбора налогов.
По большей части страна управлялась местными князьями нахарарами. Официально провинция была создана в правление умайядского халифа Абд аль-Малика в 685—705 годах. Армянский Имарат (аль-Арминийя) был разделён на 4 региона:
- Арминийя 1-я (Арран, или Кавказская Албания),
- Арминийя 2-я (Кавказская Иберия, или Грузия),
- Арминийя 3-я (область вокруг реки Аракс),
- Арминийя 4-я (Тарон).
Несмотря на несколько восстаний Армянский эмират просуществовал до 884 года, когда Ашот I из династии Багратуни, подчинив себе большую часть армянских земель, провозгласил себя царем Армении.
В 885 году его власть была признана аббасидским халифом аль-Мутамидом, а в 886 году византийским императором Василием I. Таким образом Армения стала независимым государством.
Имара ат-Тифлис
Тбилисский Имарат — еще одно уникальное исламское государственное образование того периода. Этот Имарат существовал под эгидой Исламского Халифата в Восточной Грузии с 736 по 1122 годы, а в Западной с 735 до середины 9 века.
Закавказье около 750 года, сразу после создания Тбилисского Имарата
По-арабски его название звучало «Имара ат-Тифлис». Имарат управлялся сперва династией Шуабидов (ветвь династии Умайядов). А затем после мятежа амира Исхака ибн Исмаила (известного также под именем Саак) ее сменила династия Джафаридов.
Образование Имарата стало следствием проникновения арабов-мусульман на Кавказ, которое начались в 640 годах. В 642 году мусульмане вошли в Дербент, а спустя 90 лет спустя в 735 году они взяли Тбилиси. Тогда в город вошли войска мусульманского полководца Марвана из династии Умайядов.
Марван был назначен наместником Кавказа, в его задачи входило распространение ислама по всему региона. В Тбилиси же он назначил амира, власть которого распространялась на всю Грузию, как восточную, так и западную.
Мечеть в Тбилиси
Этот амир подчинялся халифу в Багдаде, но и находился под контролем амира большой области аль-Арминийя, или Армянского Имарата, куда вместе с самой Арменией, а также Кавказской Албанией включался и Тбилисский Имарат.
В 736—1122 года Тбилиси был важным культурно-религиозным центром местного мусульманского Имарата, хотя грузинское население окружающих сельских регионов сохраняло приверженность христианству.
Во время владычества мусульман Тбилиси превратился в центр торговли между исламским миром и странами Европы. Помимо этого, он играл роль ключевого мусульманского форпоста, стоявшего на страже Халифата от византийских и хазарских войск.
Абанотубани -- старейший квартал Тбилиси
Со временем, Тбилиси стала преимущественно мусульманским городом. Но влияние и распространение ислама, как уже говорилось, было ограничено городскими стенами. Окрестности же Тбилиси оставались в основном христианскими.
Тбилиси был большим городом с сильными двойными стенами, доступ в город через которые обеспечивался через трое ворот. Он лежал на обоих берегах реки Куры, а две части города соединял понтонный мост.
Географы того времени особо отмечали термальные источники города, которые обеспечивали бани горожан постоянной горячей водой. На реке были сооружены водяные мельницы. В первой половине 9 века Тбилиси с населением в 50 тысяч человек был вторым по величине городом на Кавказе после Дербента.
Область проживания лазов
Появление грузин-мусульман
По мере ослабления Имарата, в период между 1080 и 1480 годами сама религия ислама находилась не на подъеме. Однако, в конце 15 века, с усилением власти персидских царей в Грузии, на территории восточной Грузии поселяется значительное количество исламизированных тюркских групп, которые впоследствии легли в основу азербайджанского этноса страны.
Западная Грузия, перешедшая под управление Усманского Султаната, вновь встречается с новой волной исламской проповеди в период между 15-18 веками. В результате этой волны из состава грузинского этноса выделяются субэтнические группы грузин-мусульман — лазы, аджарцы и чвенебури.
Большинство аджарцев сегодня компактно проживает в Аджарии – области Грузии на границе с Турцией. Лазы сегодня проживают на территории исторической области Лазистан (Лазика, или Лазети), большая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции.
Аджарские крестьяне
Чвенебури (с груз. «свои», «одни из наших») — грузины-мусульмане, равно как и близкородственные лазы. В отличие от лазов, они переселились на территорию Турции сравнительно недавно — начиная со второй половины XIX века.
Некоторая часть грузин под властью тюркских правителей, пришедших на смену арабам, подвергается тюркизации. Эти тюркизированные грузины-мусульмане, по некоторым данным, влились в состав турок-месхетинцев.
Лазы
Ближе к середине IX века территория Тбилисского Имарата сократилась до пределов Картли – одной из областей Грузии, колыбели её государственности. Собственно мусульманским городом можно было назвать лишь ат-Тифлис.
Этот город был перестроен по образцу других городов халифата и по населению среди городов Кавказа уступал только Дербенту. Основная же часть населения в регионах придерживалась христианской веры.
Чвенебури -- грузины-мусульмане
Усиление борьбы и падение Имарата
Тем временем, после долгой борьбы, начавшейся еще в середине 8 века в Абхазии, под эгидой Византии создалось Абхазское царство, полностью независимое от мусульман. В 8 веке его границы расширились по территории современной Абхазии.
А в середине 9 им удалось освободить от мусульман Лазику. Несмотря на все попытки освобождения, реально Лазика была отвоевана у мусульман лишь после предельного ослабления Халифата.
Живший на рубежах 8 и 9 века византийский монах Феофан Исповедник, посещавший в начале 9 века Лазику, сообщает о владычестве мусульман в этом регионе. Таким образом, Лазика продержалась в составе Тбилисского Имарата (куда она и была включена) вплоть до начала - середины 9 в.
В середине 9 века тбилисский амир Саак попытался отложиться от центра Халифата – Багдада и перестал перечислять деньги в казну государства. В ответ Аббасиды отправили силовую экспедицию в Тбилиси под руководством гуляма Буги аль-Кабира в 853 году.
Грузия и Кавказ в 1060 году, в период упадка Имарата
Тбилиси был взят, а непокорный амир Исхак ибн Исмаил (известный также под именем Саак) из династии Шуабидов был казнен. Так на смену Шуабидам в управлении Имаратом пришли Джафариды. Тем не менее, территория Имарата продолжала сокращаться. В 11 веке амиру подчинялся только Тбилиси с пригородами.
После 1080 года упоминания о тбилисском амире исчезают. По грузинским источникам, городом правил совет старейшин. В 1122 году в Тбилиси триумфально вошёл грузинский царь Давид Строитель, сделавший город столицей государства Багратионов.
Возвышение Давида шло постепенно. В 1096 году он прекратил платить дань сельджукскому султану, и тем самым дал повод к началу военных действий. Давид начал создавать новую армию, состоявшую из поселян-воинов и выслужившихся дворян, которые на время военной службы получали от царя земельные участки.
Давид IV Строитель
В 1092 году умер конийский султан Мелик-шах I. После этого стартовала междоусобная война, разгоревшаяся между братьями и сыновьями покойного. В этой борьбе активное участие принимали правители провинций — амиры и атабеки.
В XI веке начинается эпоха крестовых походов. В 1097 году крестоносцы успешно потеснили турок-сельджуков в Малой Азии и в Сирии, а в 1099 году заняли Палестину и Иерусалим.
Ободренная успехами крестоносцев, Византия также предпринимает меры против сельджуков. Таким образом, внешнеполитические события складываются в пользу Грузии, теперь она уже не была одинока в своей борьбе с мусульманами.
После взятия Тбилиси Давидом в 1122 году четырёхвековой период господства мусульман в Тбилиси подошёл к концу.
Руслан Курбанов
ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Ответственность за атаку на Грозный взял на себя "Имарат Кавказ"