ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Где люди вольны, как орлы...» - 3

Молодежная экспедиция посетила селение Филер

Этот день мы решили посвятить поездке в легендарное, но ныне, к сожалению, заброшенное селение Филер. Находится оно на западе Магарамхюрского района, в месте которое примыкает к горе Кетенкьил.

Первоначально поездка в Филер не входила в наш маршрут, однако мы с Селимом добавили в качестве дополнительных точек некоторые места и населенные пункты, которые нам обязательно следует посетить. Среди таких мест особняком выделялось селение Филер.

Еще накануне мы осуществили попытку поездки в это село. Были мы, мягко говоря, не на самых приспособленных для таких поездок машинах. Однако проблемой оказалось не это, а не знание нами местности. В итоге мы благополучно заблудились.

Оставив машины, мы поднялись всей группой на ближайшие высоты, чтобы осмотреться. Нам открылась панорама долины реки Самур и хорошо просматривался Самурский хребет.

Вдали, западнее от этой высоты, хорошо проглядывалось селение Филер, а немного восточнее виднелось селение Гоган. Сделали несколько снимков, после чего мы вернулись на трассу и продолжили свой путь.

Вечером вечера этого дня мы с Селимом обсудили план наших действий. Нашли водителя, который знает местность и был готов нас свозить в Филер. Еще за несколько дней до прилета в Махачкалу, мы созвонились с главой Новофилерской сельской администрации Абдулмаликом Эмиргамзаевым.

Это энергичный молодой человек, относится к плеяде новых лидеров, которые живут желанием изменить жизнь лезгин к лучшему. Все наши действия мы согласовывали с ним, он рассказал нам об истории, быте, культуре и традициях этих мест.

К сожалению, сам он с нами поехать не смог, но той информации, что мы получили от него, в совокупности с нашими впечатлениями от увиденного во время поездки, хватило для того, чтобы сформировать целостную картину этого уголка Южного Дагестана.

В этой поездке нас сопровождал наш хороший друг Зураб Гаджиев. Зураб - молодой талантливый ученый, кандидат исторических наук. Его комментарии относительно увиденного нами, интересные факты и неизвестные страницы истории сделали нашу поездку еще более увлекательной. Все это у нас было в избытке.

С утра мы решили выехать пораньше, дабы не оказаться в разгар дня на солнцепеке. Наш водитель, зная маршрут, уверенно повел машину в направлении Филер. В нескольких километрах от хновского кутана мы свернули с трассы на грунтовую дорогу и направились в глубь гор.

Дорога, огибая высоты и холмы, постепенно вела нас наверх, в горы. Местами путь наш проходил по краю довольно глубоких обрывов. Эта сторона Самурского хребта является солнечной, поэтому земля здесь сухая, растительность не очень густая, зелени практически нет.

На одном из виражей горной дороги, в нескольких километрах от села, видны были остатки какого-то оборонительного объекта. Как нам позже объяснили, подобных сооружений в окрестностях Филер не мало. Ниже села, в 4-5 километрах, мы заметили небольшое плато, которое обжили пчеловоды из Докузпары.

В итоге, чуть более чем через полчаса мы добрались до Филер. К нашему удивлению мы обнаружили, что там живут люди. Ими оказались каракюринцы, которые на лето приезжают сюда, чтобы пасти скот. Они расположились сразу за селом.

Для своих целей они построили дома и несколько хозяйственных сооружений. Они пасут небольшие стада коров, овец, а также лошадей. Поприветствовав их, мы представились и рассказали о целях посещения этого места. Местный мальчик показал нам святилище и родник.

Само селение располагается на нескольких холмах. Крупнейший из них виден издалека, скорее всего, на нем находилась наиболее древняя часть населенного пункта. Площадь освоенных и используемых филерцами территорий впечатляет.

Из 3700 га земли, что примыкают к аулу, 1000 га составляли пашни, 500 га - сенокосные участки. Остальная часть была отведена на содержание около 10000 голов овец и коз. Выше села в разные стороны расположены многочисленные кладбища. Группы могил разного возраста видны практически по всему северному периметру села.

Аул Филер древний. Образован он в 12 веке путем слияния селений ДепIенар, КIвахъар и ЧIурухуьр. Расположены были эти села на расстоянии 2-4 км друг от друга. Объединились сельчане, чтобы эффективно бороться с врагами, которые постоянно грабили местных жителей, похищали красивых девушек и громили дома.

Для строительства села выбрали наиболее удобное место, где проживал тухум КIвахъар, который объединился с Гачалами и Мундугами. В более поздние годы к ним присоединились также тухумы Мютюгар и Гиргияр.

В селении Ново-Филер и в наши дни дни проживают представители тухумов КIвахъар, Гачалар, Мундугъар и Иридар. Происхождение названия села связывают с именем арабского полководца Фила.

Старый аул располагался на горе выше реки Самур. Имел границы с селами Ахниг, Бахцуг, Кючхюр, Гапцах и Гоган. Филя находилась между ними. Выше старого села находится гора Гестенкиль, высшая точка Магарамхюрского района с высотой 2788м.

Говорят, с этой горы открывается изумительный вид практически на весь Северный Лезгистан и восточную часть Южного Лезгистана. Недалеко от старого аула Филер проходит граница с Курахским районом.

В узком глубоком ущелье ниже села бурный Самур несет свои воды к морю. Филерцы поднимали воду из реки для своих хозяйственных нужд. На реке Самур раньше работали две мельницы, которые функционировали круглый год. Имеются свидетельства, что один из местных тухумов развел на пойме Самура большой сад, правда, во время одного из сильных весенних паводков река смыла этот сад.

С обеих сторон села была пашня. Росли деревья с дикими фруктами, сливы, груши, ежевика, яблоки, облепиха, дикие шишки (мушмула) и барбарис. Воздух был очень чистый и холодный.

Филерцы обрабатывали каждый скудный клочок земли, прокладывали к близким и дальним участкам своего хозяйства дороги, арочные каменные мосты. Филер помнит еще известных своих сынов - мастеров Испат буба, Карахан буба, Шамилев Мирзе, Алиев Абдулах, которые были и кузнецами, и мельниками, и домостроителями, и мостостроителями. Филеринцами был построен канатный мост через реку Самур.

Большинство домов в Филер были двухэтажными, кроме того строили крытое просторное помещение с несколькими отделениями для сена и дров, сараями для скота. Строительный материал добывался на месте.

Камня в Филер было много, а рядом леса давали бревна в два обхвата и мелкий кругляк. Строили филерцы добротно, и не на одно поколение. Плотно прижатые друг к другу каменные дома села смотрели на юго-восток и сливались по цвету с окружающей природой.

Основными занятиями филерцев были животноводство и земледелие. Для занятия овцеводством природой были созданы все условия. Даже после переселения на новое место, эта отрасль народного хозяйства осталась основным делом филеринцев.

Следует отметить также, что как и жители других селений, филерцы были рачительными хозяевами. Иначе они не стали бы владеть столь обширными землями и большими поголовьем скота.

Пройдя мимо основных построек аула, мы стали подниматься вверх. На первой же высоте находится местный пир. Зиярат представляет собой конструкцию из покосившихся мазанных известью камней.

Взобравшись на взгорье, мы начали осмотрелись по сторонам и обнаружили хороший вид на аул и исключительную панораму участка долины реки Самур от Усухчая до Чахчаха и Мугергана. С этой точки Кетенкьил был как на ладони.

Мы сделали несколько кадров затем спустились к селу. Площади кладбищ действительно впечатляют. Над селом они находятся практически везде. Очевидно, что до наших дней сохранилась целая серия групп могил, которые раскрывают историю целых поколений и эпохи в истории села.

Нас с Зурабом заинтересовала эта часть села. Мы остались немного позади от остальной группы, чтобы более подробно осмотреть захоронения, сделать фотографии, изучить надгробия и узнать по возможности даты погребений.

Здесь и могилы 30-40-50-х годов прошлого столетия, с высеченными на надгробиях кириллицей именами и датами, и могилы 18-19 веков с арабской графикой на них. Среди них были могилы с оградками, огражденные камнями или же плитами. На кладбище мы встретили и намного более древние могилы и плиты, точный возраст которых на глаз было трудно определить.

Многие кладбища погребены под слоями земли так, что наружу выглядывают только верхние края плит. Многие надгробия покосились, обветрились, покрылись лишайником и мхом. Часть из них осыпалась. Найдены были нами интересные могилы, где надгробия имеют вырезанные отверстия, или же имеют нестандартные формы.

В общей группе могил выделялась надгробная плита классического типа с красивой резьбой арабской графикой и соответствующим оформлением. Учитывая, что она, в отличие от рядом стоящих могил, прекрасно сохранилась, я решил, что она не очень древняя. Однако ее вид меня впечатлил.

Две древние группы могил вследствие оползней и схода земных пород, обвалились в ущелье западнее села. И это кладбище предстало нам как бы в срезе.

Совсем случайно мы с Зурабом обнаружили, что от одного из крайних к селу кладбищ тянется стена, которая полностью погребена под метровым и более слоем земли. Заметили ее мы по упорядоченному ряду камней, что протянулся на несколько метров.

Сам аул с уверенностью можно разделить на основную часть, расположенная на большом холме, и прилегающие к ней мягьлеяр (кварталы). По видимому, село с ходом истории росло и дома, находящиеся у подножия холма, были построены в более поздние годы.

В селе не осталось, наверное, ни одного полностью целого строения или дома. В основном мы имели дело с сохранившимся фундаментом и укрепленным камнем костяком дома, остальное же осыпалось или обвалилось.

Осмотр аула мы начали с восточной его части. В нижней части можно выделить большие двухэтажные дома с просторными помещениями и хозяйственными пристройками. Тут же находятся большая руинированная мечеть с 4 минаретами по ее углам.

В глубине села наше внимание привлекло относительно неплохо сохранившееся большое здание с просторными окнами. Сделано оно из камня и довольно добротно. Нам кажется, что здесь располагалось какое-то административное учреждение, так как оно выделяется на фоне рядом стоящих домов своим богатством.

В верхней части села располагается Джума-мечеть. Это, наверное, самое крупное строение аула Филер. Каменные стены мечети поражают аккуратностью и крепостью кладки. Одна из дверей в мечеть была аккуратно заложена.

Эта стена мечети представляет собой своего рода музей. Во-первых, над дверью имеется почерневший со временем камень с очень древними арабскими надписями. Практически весь фасад расписан арабской вязью.

Крайними сооружениями села были смотровые помещения, своего рода, бойницы, которые позволяли контролировать все подступы к аулу и, в случае вражеской атаки, эффективно давать отпор.

Мы завершили осмотр верхнего села прогулкой по его улочкам. Затем мы вернулись к тому месту, где мы оставили машину. Семья, что живет там, радушно пригласила нас в свой дом и угостила обедом и чаем.

Из разговора с ними, нам стало известно, что в селении Филер уже лет 20 пасут свои стада каракюринцы. На зиму все уезжают обратно к себе, один лишь человек остается, чтобы стеречь имущество.

Рассказали они также, что их присутствие отпугивает мародеров, в противном случае давно бы уже растаскали село на камни. Поделились они с нами и своей информацией относительно села. Так, например, в Филя только пахотных волов было 800 голов. Аул всегда был среди лидеров всего региона по сбору урожая зерновых.

В аул уже несколько раз приезжали историки, археологи и другие ученые, которые проводили различные исследования, раскопки и собирали полевую информацию. Показали нам большое фото аула Филер, сделанное в 2010 году во время последнего посещения историков.

Следует несколько слов сказать и современном селе Филер. Расположен он в восточной части Магарамхюрского района на берегу реки Самур. Численность населения составляет более 2500 человек. Абдулмалик Эмиргамзаев, будучи главой села, всячески способствует как развитию современного, так и восстановления исторического села Филер.

Абдулмалик Эмиргамзаев

Им регулярно организовываются поездки в старый аул для проведения восстановительных работ. Уже восстановлен старый родник, в данный момент идет работа по восстановлению нескольких домов. В новом селе он всячески старается сохранить родную культуру, традиции, быт и язык лезгин.

Попрощавшись с местными и сделав несколько снимков на память, мы двинулись в обратном направлении. Так и завершился наш визит в легендарный аул Филер.

Восстановление родника в старом селении Филер

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

«Где люди вольны, как орлы...» - 5

«Где люди вольны, как орлы...» - 4

«Где люди вольны, как орлы...» - 2

Надоблачный Гдым

Шалбуздаг - гордость Лезгистана

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 24 июля 2013 15:49

Салман стха, я ошибся. Дикий фундук-лещина, а кцик(ктик)-действительно называют мушмула


Цитировать          
Комментарий #6, дата: 24 июля 2013 09:45

Сардар Агаларов,

А мушмула-дикий фундук.
.
А "кицик" по русски как звучит или мушмула это на каком языке?


Цитировать          
Комментарий #5, дата: 24 июля 2013 09:22

Салам алейкум!Друзья, село вообще то называлось "ВИЛЕР" (Глаза),глаза долины. Оно имеет гораздо древние и глубокие корни происхождения.Моя покойная прабабушка из этого прекрасного села из рода Гаруновых. В те далекие времена село Вилер занимало стратегически важную высоту всей высокогорной части долины реки Самур; оттуда и название.При появлении неприятеля жители с.Вилер разжигали костры в определенной форме, которые хорошо просматривались в с.Микрах,Кара кюре, Джаба,Гапцах, что служило сигналом для немедленного сбора воска.Напротив старого села Вилер, через реку Самур ,существует старое кладбище лезгинских воинов защищавших свою землю и погребенных на месте сражения.Село Вилер(Филер), в годы ВОВ, по словам старцев, спасло всю долину от голодной смерти.Я считаю, что историю Вилер небходимо изучать очень скрупулезно.Спасибо ребятам от ФЛНКА за поездку!Абдулмалик,грамотный и достойный глава с. Нововилер,патриот!Желаю ему успехов!  А мушмула-дикий фундук.


Цитировать          
Комментарий #4, дата: 23 июля 2013 23:57

Да,  Салман!  Мушмула - это и есть " Кицик".


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 23 июля 2013 22:43

 Очень приятно читать и смотреть прекрасную лезгинскую природу. Спрашиваю в позновательных целях:

дикие шишки (мушмула)
Мушмула это разве не КЦИК или КТИК  (кому как нравится )?


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 23 июля 2013 22:42

В статье сказано о том, что селение Филер (Филя) образовано в 12 в. Почему не в 11 в. или, к примеру, в 13 в.? Голословное предположение, не подкрепленное хоть какими-то фактами. Просто интересно, чем руководствовался автор, когда писал о 12 в.?

Утверждается также, что большая "руинированная мечеть" села имела аж 4 (!) минарета по углам. Смелое заявление, не имеющее отношения к действительности. В селениях Лезгистана редко где имеются старинные мечети хотя бы с одним минаретом, а тут сразу четыре! Конечно, это ошибка.

В третьих, Джума-мечеть в верхней части селения не сохранила "очень древних надписей", как пишет автор статьи. Эти надписи поздние - конца 19 в.


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 23 июля 2013 22:28

Мурад, будь последователен - филерцы или филеринцы? В статье должно быть единообразие.


Цитировать