Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Задачи национальной политики

В Домнаце обсудили вопросы межэтнических отношений

В Московском Доме национальностей состоялось заседание Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. В заседании Комиссии принял участие Председатель Исполкома ФЛНКА Амиль Саркаров.

Повестка дня содержала широкий круг проблем. Обсуждались вопросы управления в сфере межэтнических отношений на региональном и местном уровнях, взаимодействие органов управления с институтами гражданского общества по реализации государственной национальной политики РФ и проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».

Помимо представителей национально-культурных автономий и экспертов в работе Комиссии участвовали сотрудники администрации Президента РФ Сергей Баах и Алексей Яковлев. Вел заседание председатель Комиссии Петр Тултаев.

По первому вопросу повестки дня выступил руководитель ФНКА российских немцев, подготовивший обстоятельный доклад. В нем он затронул актуальные проблемы межнациональных отношений.

Он отметил, что существующая в Российской Федерации система управления национальными отношениями не может считаться оптимальной. В первую очередь виной этому, по его мнению, является отсутствие четкой вертикали управления, существование единого центра, который давал бы региональным структурам соответствующие указания как руководство к действию.

Кроме того, подчеркнул Мартенс, управленческая структура во многих случаях не доходит до муниципалитетов. Поэтому отсутствуют, так сказать, ответственные за эту сферу на местном уровне, на котором первоначально и возникает большинство межнациональных конфликтов.

Мартенс отметил, что национальная политика в некоторых случаях приобретает очертания «двух Т»: «либо танцы, либо танки, если танцы не помогли то вводят танки», подразумевая под этим наличие только двух крайних инструментариев национальной политики, в то время как все остальное поле межнациональных отношений остается «непаханым».

Он также высказался в целом о сложившейся межнациональной ситуации в нашей стране: «любой бытовой конфликт имеет 100%-ную тенденцию перерасти в межнациональный». Поэтому одной из важнейших задач национальной политики, на его взгляд, должна стать работа, направленная на предотвращение «межэтнических пожаров», а не на их тушение.

Генрих Мартенс озвучил целый ряд недоработок и серьезных проблем, существующих в области национальной политики, которые носят системный характер, требующий капитальных преобразований в этой сфере.

Он призвал изучить и адаптировать международный опыт национальной и миграционной политики. При этом он предложил отдельно выделить проблемы мигрантов, не смешивая их с реализацией государственной национальной политики и сохранения культурного многообразия.

Взявший затем слово социолог и этнолог Александр Садовой, заявил о необходимости принятия закона об этнологической экспертизе и создания полноценной сети мониторинга с центром в Москве. После этого каждый участник заседания высказался по вопросу в формате «круглого стола».

Амиль Саркаров в своем выступлении напомнил собравшимся о предложении Президента ФЛНКА провести одно из заседаний Комиссии в Дербенте, которое таким образом состоится в преддверии юбилея древнейшего города России.

Петр Тултаев заверил его, что данное предложение внесено в план на 2014 год. Он также высказал критические замечания к выступлению руководителя немецкой автономии. В частности, он затронул вопрос об ассимиляции, о которой, по его мнению, нельзя говорить в положительном аспекте.

Ассимиляция, подразумевает под собой растворение представителей одного народа в другом без сохранения своей первоначальной этнической идентичности, что противоречит Конституции России, утверждающей право каждого гражданина России на сохранение своей этничности, как отметил Председатель Исполкома ФЛНКА.

«Неизбежно возникает также вопрос, в кого ассимилироваться, становиться русским? Мигрантам следует адаптироваться к иноэтничной среде, интегрироваться в нее, но нельзя рассчитывать на то, чтобы они ассимилировались среди местного населения», - добавил он.

Также он выразил свое категорическое неприятие тому, как Генрих Мартенс представил выходцев из Северного Кавказа в своем докладе. Из слов последнего выходило, что кавказские народы создают конфликты в регионы, где их количество превышает критическую величину.

Амиль Саркаров подчеркнул, что особые культурные отличия не являются основой межэтнических конфликтов в нашей стране. Каждый народ имеет свои культурные особенности, в том числе и кавказские.

Наоборот, следует говорить о разгуле кавказофобии в России. Корни же имеющихся проблем, как считает Амиль Саркаров, кроются в социально-экономической сфере и в специфике функционировании органов власти, в особенности правоохранительных органов на Кавказе.

Также, по его мнению, следует учитывать две войны в Чечне, породившие поколение так называемых «детей войны». В любом случае даже имеющиеся различия, порожденные упомянутыми процессами, были непомерно раздуты третьими силами.

Кроме того, ответное отчуждение со стороны кавказской молодежи порождается политикой двойных стандартов со стороны государства в отношении призыва в армию и устройства на работу в правоохранительные органы, в которых не находиться места для представителей кавказских народов, отметил Амиль Саркаров.

Затрагивая поднятый Генрихом Мартенсом вопрос о балансе общероссийского и самобытного в деятельности национальных общественных организаций, Амиль Саркаров заметил, что в большинстве своем он не стоит остро.

Наоборот имеются очень серьезные проблемы в деятельности по сохранению самобытности российских народов, которым не требуется интеграция в общероссийское пространство, части которой они сами составляют, в отличие от недавних мигрантских групп.

Более того, в ходе возникшей полемики он сказал, что, во всяком случае, организации кавказских народов выступают за общероссийское единство, в отличие от тех, кто выдвигает лозунги «Кавказ – не Россия».

Вторая часть заседания была относительно короткой по времени. Представленный на суд членов Комиссии проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» был принят в том виде, в котором он был передан его авторами – депутатами Госдумы Гаджиметом Сафаралиевым и Григорием Балыхиным.

Обсуждение законопроекта не состоялось по причине их отсутствия. Однако Амиль Саркаров высказал несколько критических замечаний, которые будут включены в рекомендации Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России.

В частности, он отметил, что в законе отсутствует расшифровка выражения языки народов России, предложив создать открытый перечень данных языков, наподобие перечня к закону о коренных малочисленных народах.

Для этого, по его мнению, подходит принцип, используемый в Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, отделяющий от этих языков языки недавних мигрантских групп, которые не являются частью культурно-языкового наследия нашей страны.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

ФЛНКА отмечена благодарностью Президента

В ожидании позитивных перемен

Разделенные народы на повестке дня

16 ноября 2010 года в Москве в Российско-Немецком Доме состоялось очередное заседание Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий.

Выездное заседание Совета Федерации

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия