Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Даниял Казиев и лезгинская эстрада

Национальная музыка – это духовное сокровище народа

Даниял Казиев

Современная национальная музыка и ее состояние в последнее время стали актуальной темой для обсуждения в кругу тех, кому не безразлична судьба родной культуры. Представители старшего поколения часто выражают недовольство современными песнями, они молодым исполнителям ставят в пример песни и певцов своего поколения.

Славное дело «лезгинских соловьев» Рагимат Гаджиевой и Дурии Рагимовой в настоящее время успешно продолжают Тарлан Мамедов, Сулгият Гаджиева, Роза Максумова, Даниял Казиев, Фаризат Зейналова и другие.

Чтобы узнать в каком состоянии находятся проблемы лезгинской национальной музыки, искать пути их решения, я на днях встретился с известным лезгинским певцом-ветераном Даниялом Казиевым.

Рагимат Гаджиева

В последнее время Вы редко появляетесь на сцене. Такое ощущение, как будто Вы отвернулись от музыки и жизни сцены…

Если певец отвернулся от национальной музыки, это значит, что он отвернулся от родного народа. Поэтому говорить, что я отвернулся от музыки, будет не правильно, Певец, вышедший из народа, никогда не перестанет служить своему народу.

Дурия Рагимова

Каждый певец, ашуг, чья душа болеет за свою культуру, историю, должен считать своим долгом служить народу до последнего дыхания. И я не теряю преданность этому долгу: по мере возможности, стараюсь обогатить национальную музыку новыми песнями.

Что касается моего редкого появления на сцене, то это связано с потребностями новой эпохи. У современной молодежи, в отличие от старшего поколения, теперь совсем другие интересы во всех сферах жизни, в том числе - в области музыки. Любимая тематика песен и стиль их исполнения современности и времени старшего поколения совсем разные.

Тарлан Мамедов

Новая эпоха породила себе подобных певцов, которые отвечают потребностям и интересам молодежи, поэтому им неинтересно исполнение певцов нашего поколения. Некоторые певцы исполняют бессмысленные песни, кроме того, под фонограмму; музыка заимствована у «чужих», которая не присуща лезгинской культуре.

Национальная музыка – это духовное сокровище народа. К сожалению, сегодня некоторые певцы превратили это достояние в бизнес для собственного обогащения. Жаль, что некоторые известные певцы – представители старшего поколения - тоже подчинились этой «чуме».

С одной стороны, я их понимаю: каждый должен заработать на жизнь, с другой стороны, таким образом, зарабатывая на жизнь, они растаптывают родную культуру. В то же время мы, певцы, не подчиняющиеся «чуме современности», оказываемся в числе «отстающих».

Сульгия Гаджиева

В настоящее время, чтобы создать одну песню, певцы сталкиваются с большими трудностями. Например, когда вы работали над песней на мои слова «Объятие матери – земной рай…», я был свидетелем того, с какими трудностями Вы столкнулись. Нельзя ли для преодоления трудностей создать центр, который будет обеспечен музыкантами, играющими на национальных инструментах, и необходимой техникой?

Этим вопросом Вы затронули глубину моей души. Потому что об этом я давно думаю. Из-за отсутствия денежных средств никак не могу начинать это дело. Для создания такого центра не трудно найти профессиональных музыкантов, а трудно содержать их, то есть обеспечить зарплатой.

Роза Максумова

Для претворения в жизнь моих идей несколько лет тому назад я создал фонд лезгинских песен имени Рагимат Гаджиевой. Очень жаль, что до сих пор в этом фонде всего 4000 рублей, которые были внесены мною. Обещавших помочь было много. Но эти обещания остались пустыми словами. Если были бы денежные средства, мы сделали бы многое для развития национальной культуры, в том числе создали бы центр, о котором Вы говорили.

Еще раз вернемся к современной музыке. Что нужно делать, чтобы восстановить живой голос, содержательные песни воспитательного характера?

Происходящее сегодня долго не может продолжаться. Я уверен, что когда – то лезгинской музыке вернется былая слава. Чтобы приблизить этот день, нужно стараться каждому, кто знает цену национальной культуре. По моему мнению, нужно создать худсовет для контролирования современной музыки.

Фаризат Зейналова

Совет должен дать оценку каждой новой создающейся песне с точки зрения музыки, слов и т.д. Затем по результатам оценки худсовета нужно определить, соответствует ли данная песня требованиям, предъявляемым к ее исполнению. Худсовет должен иметь юридический статус.

Работу нужно строить так, чтобы без разрешения худсовета ни одна песня не принималась ни на телевидение, ни на радио… Такие порядки, конечно, невозможны без принятия соответствующего закона со стороны государства.

Спасибо Вам за беседу! Крепкого здоровья, долгих лет жизни и больших творческих успехов!

Спасибо.

Беседовал Муса Ахмедов,

представитель ФЛНКА в Хасавюртовском районе

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Ахтах состоялся песенный фестиваль памяти Рагимат Гаджиевой

«Меньше коммерции – больше творчества»

В Ахтах прошел фестиваль "Пой душа" на песни Рагимат Гаджиевой

«Периханум» в Махачкале

Эльза Ибрагимова. Музыка ее живет

Комментарии (12)
Комментарий #12, дата: 23 сентябрь 2013 23:34
Шарвелистам думаю не потребовалось 40-50 тысяч рублей для создания песни " Зи хайи чил" . А орган который бы мог это регулировать можно создать при ФЛНКА.

Комментарий #11, дата: 15 сентябрь 2013 20:18

Сравнения с Грозным не корректны, так как в Чечне существует местный госзаказ и местный чиновничий аппарат, который всю эту работу жестко контролирует и платят неплохую зарплату (музыканты в Филармонии Чечни получают 40-50 тыс руб в месяц и обеспечиваются служебным жильем).А у нас нет такого госсзаказа, также как и чиновников, которые бдят за действиями свадебных музыкантов. Одним словом нет "хозяина" или заказчика (для примера возьмите ансамбль СУВАР), который "прививал" горскую и патриотичную музыку. Так же обстоят дела практически со всеми народами Дагестана- если некоторые думают, что в их непонятных песнях скрыт сокральный смысл жизни или ура патриотические слова, тот тот ОЧЕНЬ глубоко ошибается. А требовать, чтобы музыканты, были более патриотичны чем обыватели со свадьбы не очень практично. Будет неплохо, если допустим в Лезги-театре открыли бы ансамбль лезгинскогой песни  и танца.


Комментарий #10, дата: 15 сентябрь 2013 11:32

Деградация музыкальной лезгинской национальной культуры началась достаточно давно и связана с сильнейшим влиянием музыкальных традиций соседних южных народов. Поражает масштабность данного явления!  Народы лезгинской языковой группы, будучи автохтонами Кавказа переняли абсолютно чуждые им элементы музыкальной культуры пришлых народов.

Восточная манера исполнения, да же лирических песен, никак не вписывается в ментальность горцев и вызывает отторжение. Послушайте в какой тональности и манере поют свои лирические песни вайнахи, адыги и все станет ясно. Как-то смотрел на канеле "Грозный" передачу, в которой молодых, начинающих певцов и певиц обучали профессионалы чеченской эстрады. В один момент молодая певица начала слишком затягивать ноты и, что называется "жевать сопли"... Ее тут же остановила преподаватель и твердо сказала, что "у нас НЕ ВОСТОК  и не нужно тянуть....". Вот это действительно показатель соблюдения своих, национальных  культурных традиций и хорошая профилактика.     


Комментарий #9, дата: 13 сентябрь 2013 22:25
Лезгинской музыки уже нету. Женщин еще понять можно на сцене жующих сопли, но мужчинки ашугствующие и даниялствующие вызывают на сцене если не отвращение то глубокое недоумение как некая несуразица подаваемая как лезги музыка и культура. Без лишних слов.

Комментарий #8, дата: 13 сентябрь 2013 19:30

По сравнению с эстрадно-свадебной попсой у песен, которые исполняют обсуждаемые здесь исполнители, ЕСТЬ ХОТЬ КАКОЙ_ТО СМЫСЛ (музыку чаще всего "заимствуют"), пусть даже большей частью это "любовная лирика" (они иногда даже вспоминают лезгинских классиков). Основная проблема не в этих исполнителях, а в том вся эта "любовная лирика" задушила патриотические песни. Но и в данном случае это не вина певцов. Тут надо обращаться к композиторам и поэтам. А они в свою очередь ссылаются на то, что народ (за некоторым исключением молодых людей) не хочет слушать в песнях нотации и упреки, а хочет за столом "радоваться жизни и кайфовать". Так что как видим, отдельный ансамбль культивирующий "общечеловеские и общелезгинские ценности" и где будут играть лучшие лезгинские исполнители необходим. Если будет СПРОС на этот ансабль и ее репертуар, то и свадебно-эстрадная камарилья потянется за подобным репертуаром.
 П.С. Естесвенно слово "ашуг" не наше (говорят раньше этих исполнителей лезгины называли "мазанами"), но я не согласен отдавать этот пласт культуры аз-ам, армянам, грузинам и т.п. Опять же вопрос в репертуаре. Послушайте песни и интервью того же Ашуга Алихана https://www.youtube.com/watch?v=AK6y9z6UTkU


Комментарий #7, дата: 13 сентябрь 2013 16:50

Цитата: DaG
Если то, что поют Сульгия Гаджиева,Даниял,Тарлан и т.д. они считают лезгинской музыкой, тогда я не лезгин. Это чисто азербайджанско-узбеко-армянская музыка. Ничего как к людям плохого к ним не хочу сказать,но поют они ужасно, без голоса да еще с мерзким азербайджанским акцентом. Нам надо возвращать нашу горскую культуру,которую хорошо сохранили наши соседи аварцы и чеченцы!

 Я бы вывел из этого списка Тарлана Мамедова, а так я полностью согласен. Они исполняют не лезгинские мотивы. И почему это вспомнили про Данияла?? Никчемный он "певец"!!!


Комментарий #6, дата: 13 сентябрь 2013 12:02

Цитата: DaG
Эта вся закавказская туфта подавляет лезгинский дух. Наши воины перед боем всегда совершали обрядный танец под искрометные ритмы лезгинки? повышая свой боевой дух. Ведь у всех при услышании лезгинки начинает закипать кровь поднимается настроение и т.д. Также это очень хорошо отражается на физическое развитие. Посмотрите горцев на их телосложение осанку походку и посмотрите на пузатых наших южных соседей. Эти певцы и певички делают из нашего поколения всякого рода слабохарактерных соплежуев.

 

Ты прав!


Комментарий #5, дата: 13 сентябрь 2013 10:13

Эта вся закавказская туфта подавляет лезгинский дух. Наши воины перед боем всегда совершали обрядный танец под искрометные ритмы лезгинки? повышая свой боевой дух. Ведь у всех при услышании лезгинки начинает закипать кровь поднимается настроение и т.д. Также это очень хорошо отражается на физическое развитие. Посмотрите горцев на их телосложение осанку походку и посмотрите на пузатых наших южных соседей. Эти певцы и певички делают из нашего поколения всякого рода слабохарактерных соплежуев.


Комментарий #4, дата: 13 сентябрь 2013 09:58

Это ашукьство не наша культура. 

 

Ашу?г (аши?к) (азерб. A??q, арм. ?????, груз. ?????, перс. ?????‌??‎, осет. Асыг) — народный певец-поэт, сказитель у некоторых народов Закавказья, Турции и Персии.

 

 


Комментарий #3, дата: 13 сентябрь 2013 09:48

Если то, что поют Сульгия Гаджиева,Даниял,Тарлан и т.д. они считают лезгинской музыкой, тогда я не лезгин. Это чисто азербайджанско-узбеко-армянская музыка. Ничего как к людям плохого к ним не хочу сказать,но поют они ужасно, без голоса да еще с мерзким азербайджанским акцентом. Нам надо возвращать нашу горскую культуру,которую хорошо сохранили наши соседи аварцы и чеченцы!





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия