Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Великие Леки

Еще раз о происхождении названия "лек"


В одном из своих предыдущих статей («Одного ли гнезда лезгины и лакцы?») мы уже касались темы происхождения исторического названия лек. Но сделано было это как бы вскользь и в контексте выяснения возможности более близких родственных отношений между лезгинами и лакцами в прошлом.

Тем не менее, пояснения к некоторым ключевым моментам вопроса были даны еще тогда. Так, мы отвергали возможность сопоставления общего в прошлом этнического названия лезгинских народов лек с нарицательным словом лекь«орел» в виду того, что исторически эти две лексемы как в плане материального, так и семантического выражений восходят к разным корням и, соответственно, для них и реконструируются разные праформы.

Так для слова лекь«орел» реконструируется праформа *йилкь (вилкь) или ее вариант *йиркь (виркь), связанная с обозначением «крыла», точнее действием крыла – «мах, взмах, махать», (ср. агул. йилкьас «трясти, трястись»), тогда как для этнонима лек восстанавливается структура *вул(е)г / бул(е)г со значением «волк» и в точности до звука повторяющее даргинское название лакцев – вулеги / булеги

Необходимость возвращения к теме здесь обусловлено появлением новой информации не только дополняющее сказанное ранее, но и в значительной степени проливающий свет на условия возникновения этого термина.

Если следовать предложенной схеме, то самыми неизбежными из возникающих будут вопросы – почему для реконструируемого этнонима восстанавливается именно *вул(е)г, а не какая-нибудь иная форма и почему ей придается значение именно «волк»?Как известно, язык в такой же степени является динамичным явлением, в каком он есть и явление системное.

То есть языковый феномен не представляет собой некий неопределенный хаос, а представляет собой строго регламентированным, причем на многих уровнях, составляющих его иерархию, образованием.

На каждом из этих уровней действуют не только универсальные, но и присущие именно этому языку и именно данному уровню законы. И, естественно, вся динамика, как наиболее характерная черта, языка протекает в строгом соответствии этих законов. 

Другими словами ни один звук в языке вне действий этих закономерностей не может возникать, как не может ни один звук и исчезнуть в нем бесследно. В соответствии с этим положением не лишне сказать, что и структура языка, начиная от строения слога его до строения предложений, формируется в рамках этих законов.

Исходя из этого, задача исследователя заключается в выявлении этих законов и следованию им в своих научных изысканиях. Так, например, в соответствии со сказанным для пралезгинского языка, от которого произошли все современные лезгинские языки, включая и собственно лезгинский язык, можно отметить следующие правила.

В нем слова могли начинаться только с согласного звука, причем не со всякого из них, а только с -в или -й. В пралезгинском языке не допускались стечение согласных в начале слова. В пралезгинском языке структура именного корня состоялась строго из четырех звуков, поэтому в нем не могли быть слова с меньшим количеством знаков, таких, как, например, гъил «рука», вил «глаз», кьил «голова» и, соответственно с этим положением, и этническое название лек не могла изначально иметь такую форму. Немыслимо было для состояния праязыка и слова, состоящие из двух звуков, такие как агульск. аб «лоб», ад «трубчатая кость», гъу «потолок» и т.д. Более того, каждый звук внутри корня имел не только строго отведенное ему место, но за каждым из них были закреплены определенные функции.

Именно это последнее обстоятельство определяло, и место каждого звука в корне и не давало слову в целом иметь корень с количеством звуков меньше чем четыре, так как это делало его функционально неполноценным, т.е. в таком случае такой корень не мог выражать всю полноту информации, которую должен был выражать.

Если об этом говорить более предметно, то, как указано выше, слово в период состояния праязыка мог начинаться только с согласных -в или -й. Объясняется это тем, что в тот период в сознании носителя праязыка предметы и явления окружающего мира делились на два грамматических класса – класс людей и класс остальных предметов, каждый из которых маркировался одним из приведенных звуков.


Но на определенном этапе развития языка это строгое правило было нарушено. У звука -в появились факультативные варианты -б и -м. Первый в результате его гипперкорреляции, а второй – в результате ассимиляции -б (ср. агул. ве / бе «твой», бахмур – махмур «вельвет и т.п. Со временем изначальная двоичная система грамматических классов стала меняться. 

Класс человека разделился на класс мужчин и класс женщин, и система стала троичной, а затем класс предметов разделилась на классы одушевленных неодушевленных предметов, что привело к возникновению системы грамматических классов, состоящей из четырех классов. На сегодняшний день категория грамматических классов исчезла в лезгинском, агульском и удинском языках. 

Двуклассная система еще функционирует в табасаранском языке, шестиклассная, если нам не изменяет память, действует в хиналугском языке. А остальные лезгинские языки отмечены четырехклассными системами. Разумеется, картина, приведенная здесь, носит лишь общие черты.

Вторую позицию в корне занимает один из гласных звуков. Он разводит соседние согласные. Очевидно, это исходит из стремления языка исключить возможность сращения начального согласного, выражающего такую важную категорию, как грамматический класс с остальной частью корня. По сути своей грамматический показатель является префиксом и с остальной частью корня связан лишь служебными отношениями. 

Наблюдаемые в современных лезгинском и табасаранском языках стечение согласных в начале слова типа стха «брат» - это результат слома первичной программы. И объясняется это редукцией (угасанием) соединяющих их гласных. По данному признаку лезгинский язык постепенно уподобляется грузинскому языку, где стечение согласных в начале слова является нормой. 

Третья позиция – это позиция сонорных -р, -л, -м, -н. Есть основания полагать, что изначально в этой позиции был представлен только -р, но в результате ассимиляции появился -л, затем -м и -н. Функция их заключается в том, чтобы в процессе реализации слова в речи трансплантируя себя на финальную позицию образовать основы косвенных падежей, что мы и наблюдаем даже сейчас в некоторых словах лезгинских языков: агул. ц1егь «коза», эргативный падеж - ц1егье-л-а, дательный падеж – ц1егье-л-ас.Четвертую позицию занимает собственно корневой согласный. Им может быть любой согласный звук за исключением тех, что указано выше. Остается лишь добавить, что в случае, если по какой-то причине грамматический показатель выпадал, то между сонорным и согласным корня развивался гласный, что мы имеем в случае с примером лег (из *лг). Еще одна особенность грамматического показателя -в, заключалась в том, что он нередко свою губную артикуляцию передавал следующему за ним гласному, превращая его в -у, если даже изначально на этом месте стоял –а.

Учитывая эти универсальные для именного корнеслова лезгинских языков правила, не представляется сложной задача на основе сохранившегося лег восстановить его первоначальную форму *вул(е)г. Собственно говоря, здесь не хватает всего лишь показатель грамматического класса. Добавляем его и получаем полную версию слова. 

А теперь, что касается значения «волк»


В нахско-дагестанских языках выделяется несколько лексем обозначающих это хищное животное:1. лез., агул. и др. жанавур «волк, хищник».2. авар. бац1; дарг. барц1; чеч. и др. борз; агул. бац1-ай - кличка сварливой, агрессивной женщины, равно «волчица»;З. рут. убул; крыз., будух. еб; удин. ул; агульск. бу / ву «вой» и т.д.Первое слово жанавур по своему происхождению является иранизмом, и отношения к лезгинским языкам не имеет. Во втором случае слово борз «волк» отмечается не только в кавказских языках, но и в других.

В частности, в языке сарматов, обитавших некогда в степях между Черным и Каспийским морями, причем не только в значении «волк», но и как имя собственное. Поэтому, не только лезгинское, но и кавказское происхождение его вызывает сомнения. Следовательно, остается лишь третий вариант, который можно рассматривать как исконно лезгинское название этого животного и для которого в соответствии с выше приведенными правилами, как и для этнонима лег, реконструируется форма *вул(е)г. 

Связующим моментом здесь также выступает древнеперсидское горги «волки» - название обитателей области, расположенного южнее Каспийского моря (современный Мазендаран), чью страну персы также называли Горганией - «страной волков». Известно, что в состав иранашахра Горгания вошла лишь в эпоху Сасанидов.

Здесь не трудно заметить, что персидское название является смысловой калькой лезгинского этнонима. Армянский эквивалент его - гаргары, на языке котором Месроп Маштоц создал письменность для нужд Албании. 

А теперь почему все-таки предков лезгинских народов назвали «волками»? Как ни странно ответ на этот вопрос, сам того не ведая, в своей работе «Дохристианская религия алан» дает известный осетинский исследователь В.И.Абаев. Перечисляя древних аланских богов, он называет и бога кузнечного дела, чье имя имеет форму Курд-Алае-Ваергон, что значить «Кузнец-Аланский-Варгон». Имя Ваергон в сопоставлении с латинским Волканус исследователь считает хорошей скифо-латинской изоглоссой.

И отмечает, что сопоставление ценно тем, что позволяет вскрывать тотемическую подпочву некоторых индоевропейских верований. Дело в том, что Ваергон и Волканус, согласно мнению В.И.Абаева, являются производными индоевропейского *влко «волк». В качестве примеров он и у алан, и у римлян отмечает культ бога огня и кузнечного дела, который был преемственно связан с тотемическим культом волка.

Известно, что эмблемой Рима служила волчица, кормящая близнецов Ромула и Рема. А в осетинском родоначальник нартов, отец близнецов Хсара и Хсартага, зовется Воерхоег, что значит этимологически «волк».Однако слабым звеном в умозаключениях известного исследователя является то, что материал индоевропейских языков он рассматривает изолированно от материала, представляемым языками других семей. В частности, как заметил читатель, тот же корень *вул(е)г, обозначающий волка мы отметили и для лезгинских языков. Кроме того, известно, что металлообработкой первыми начали заниматься именно кавказские народы, причем задолго до того, пока индоевропейские народы не стали оседлыми, а вели еще кочевой образ жизни, т.е. тогда, когда индоевропейские племена о металлообработке и думать по определению не могли. 

Еще один немаловажный фактор – это известные пра-индоевропейско-северо-кавказские лексические изоглоссы с направлением заимствований слов преимущественно из кавказских языков. Следовательно, и индоевропейское *влко «волк», к которому восходят и осетинское Ваергон и латинское Волканус, в ряду других может быть простым заимствованием из пралезгинского языка.

Завершая тему, хочу подчеркнуть, что общий вывод, вытекающий из изложенного заключается в том, что пралезгинский *вул(е)г «волк» изначально олицетворял собой божество – покровителя кузнецов. Со временем это слово могло приобрести значение того, кого оно олицетворяло, т.е. самих кузнецов, а затем и статус этнонима народа, занимающегося кузнечным ремеслом.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Восточно-лезгинские языки

Тайны древнедагестанского общества

Другой взгляд на народы Юждага

Баку и Москва приступают к демаркации госграницы

Одного ли гнезда леки и лаки?

Комментарии (21)
Горянка
Комментарий #21, дата: 13 май 2022 22:33

А почему грузины и остальные соседи называют "леки" аварцев? Вы так зациклились на лезгинском языке, а логическую часть пропускаете через пальцы. Мы дагестанцы давно потеряли свою историю, за то соседи наши её помнят. А нам только остаётся придумывать, выдумывать и выдавать чужое за свое, а свое, по не знанию, уступать другим. Попросите у братьев грузин предоставить информацию на эту тему, ведь леки и грузины потомки одного отца. 


Комментарий #20, дата: 24 январь 2014 22:02

Т.е. выходит из статьи что любое слово начинающиеся на букву -л, должно иметь приставку -ву, ну например слово Леке (пятно) должно звучать как Вулеке, ну и даже Вулеге, потому что буква -к трасформируется в -г. Или же эта теория распространяется только на слово Лек. Может быть слово "волк" в пралезгинском языке и означало Вулег,  тогда почему бы не предположить что все люди того времени называли свой народ именно словом "Лекь".       Наверно что бы понять данную статью надо быть доктором наук.

 


Комментарий #19, дата: 23 январь 2014 12:14

Дорогой  Мулейли! Вы  или  невнимательно  читаете  то, что  написано, или  неадекватно воспринимаете  прочитанное. Тут я, каюсь, ничем  не  могу  помочь.


Комментарий #18, дата: 22 январь 2014 02:55

Цитата: Гаджи Алхасов
         А  теперь  по  танцу. Спешу  сообщить, что  танец (лезгинка)  на  самом  деле  связано  с  орлом, поскольку   как  и  слово  лекь "орел", так  и  названия  танца  в  некоторых  лезгинских  языках (лез. кьуьл, агул. лухъун, рут. вулхъас "танцевть" и  т.д)  этимологически  восходят  к  указанному  в  статье  глаголу  движения  йилкьас.

 

элкъуьн, элкъвез - кружить (лезг.)  


Комментарий #17, дата: 21 январь 2014 10:08

Извините, но я не могу понять позицию ФЛНКА. Гаджи Алхасов не раз публиковал свои довольно-таки вызывающие статьи антилезгинского характера. Уважаемый, вы чего добиваетесь? Магомед Ярагский стал агульцем?

Поскольку вы очень рьяно копаетесь в истории, все больше "выявляя" там антилезгинские доказательства, ответьте на один вопрос, почему мой народ вошел в историю под названием Ле(з)ги? И не нам ли, Лезги, знать этимологию данного слова. Видели бы вы, как моя прабабушка, несмотря на возраст, танцевала наш Лезги кьуьл! Самый настоящий танец орлицы!

Таким образом вы проявляете свою !нелюбовь" к моему народу. Но не забывайте, у нас одна закваска, уважаемый.

 


Комментарий #16, дата: 19 январь 2014 08:58

         А  теперь  по  танцу. Спешу  сообщить, что  танец (лезгинка)  на  самом  деле  связано  с  орлом, поскольку   как  и  слово  лекь "орел", так  и  названия  танца  в  некоторых  лезгинских  языках (лез. кьуьл, агул. лухъун, рут. вулхъас "танцевть" и  т.д)  этимологически  восходят  к  указанному  в  статье  глаголу  движения  йилкьас.  Это  и  есть  неоспоримое  доказательство  того, что "лезгинка"  первоначально  возникла  в  Южном  Дагестане.  Пользуясь  случаем  хочу  анонсировать  и  следующую  свою  статью  о  происхождении  названия  «лезгин».


Комментарий #15, дата: 19 январь 2014 08:57

 Помимо  этого  в  своих  научных  изысканиях  представители  этой  школы  в  своих  научных  изысканиях  основной  упор  делают  на  т.н.  закономерности  звуковых  соответствий  в целом  дающие  с  математической  точностью  достоверные  результаты.  Но  обходят  стороной  такой  важный  вопрос  как  структура  исторического  корня.  Дело  в том, что закономерности звуковых  соответствий  носят  корректирующий  характер - по  ним  можно  лишь  уточнить  соответствие  звуков  по  разным  языкам, но  восстановить  структуру  слова  по  ним  невозможно. Если  сказать  более  понятно, то  это  равноценно  тому, чтобы  считать баранов  не  по  головам, а  по  ногам. Именно  поэтому  у  представителей  данной  школы  чаше  всего  в  итоге  получаются  такие  праформы, которых  даже  произносить  членораздельно  невозможно, за  что  их  и  критикуют.


Комментарий #14, дата: 19 январь 2014 08:56

Так  в  современном  агульском  языке, не  считая  т.н. кликсы  и  кликсоиды, насчитывается  около  130  звуков.   Добрая  половина  из  них  имеют  эти  самые  характерные   черты. Но  если  половина  из  них  в  реконструкциях  игнорируется, то о  какой  же  достоверности  результатов  может  идти  речь?  Кроме  того  все  эти  130  звуков исторически  восходят  приблизительно  к  27-30  единицам.   А  C. Старостин  для  данного  периода  реконструирует  более  60  звуков  для пралезгинского  состояния. 


Комментарий #13, дата: 19 январь 2014 02:31

Обращение к руководству ФЛНКФ.

Доводим до Вашего сведения отношение части лезгинской интеллигенции г. Махачкалы деятельности ФЛНКА по некоторым направлениям. Действительно, ФЛНКА показывает плодотворную, эффективную, масштабную работу, в т.ч. и на международном уровне, направленную на решение проблем не только нашего древнейшего многострадального Лезгинского народа, но также и близкородственных лезгиноязычных и других дагестаноязычных народов-это бесспорно, это -очевидно, за что мы выражаем руководству ФЛНКА нашу искреннюю благодарность и только благодарность! ФЛНКА, на сегодняшний день, можно с уверенностью подчеркнуть, что завоевало доверие десятков тысяч ДОСТОЙНЫХ АЛПАНОВ-ЛЕГОВ-ЛЕЗГИН и других НАРОДОВ-ОРЛОВ ДАГЕСТАНА! Мы этому безгранично рады и очень надеемся на очередные стратегические успехи нашей достойной всеми признанной солидной Лезгинской организации-ФЛНКА! Одновременно, со своей стороны, мы считаем роль представителей ФЛНКА в районах Южного Дагестана, особенно в Агульском районе, не в полном объёме соответствующей целям и задачам ФЛНКА, в связи с чем, просим Вас рассмотреть возможность конкретизации их деятельности, направленную на укрепление исторических устоев лезгинских и других дагестаноязычных народов, межэтнических отношений  близкородственных народов, обеспечивающий ЕДИНСТВО народов Южного Дагестана, а в перспективе-всех дагестаноязычных народов!  


Комментарий #12, дата: 18 январь 2014 23:11

Разве волк на Лезгинском жанавур...? мы называем НИШХИР если я не ощибаюсь... не так разве ЛЕЗГИЯР...???





Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия