ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Еще раз о национальном герое

С Абдулакимом Бутаевым о Хаджи-Давуде

До сих пор деятельности и личности Хаджи-Давуда не было оказано достаточного внимания. Эта страница нашей истории еще только ждет серьезного изучения. Но между тем, уже ясно, что этот эпизод занимает большое место в истории лезгинского народа.
Одним из первых, кто посвятил этой теме свои научные труды, является кандидат исторических наук Абдулаким Бутаев, материалы которого в значительной мере прояснили и упростили доступ лезгинскому народу к этой части своей истории. С ним у нас состоялась беседа о проблеме изучения опыта и наследия Хаджи-Давуда.
Абдулаким муалим, я знаю Вас как специалиста в данной сфере, Вы являетесь автором единственной монографии про выдающегося государственного и военного деятеля Хаджи-Давуда, у Вас же  единственная диссертация, посвященная этой теме. Насколько трудно было добывать информацию? Насколько полно, на Ваш взгляд, отражена эта проблема и что предстоит еще сделать?
- Да, Вы правы. Монография пока единственная, посвященная движению Хаджи-Давуда. Но о Хаджи-Давуде, как о выдающейся исторической личности, писали многие авторы XVIII, XIX  и ХХ веков. Пишут о нем и современные авторы, в том числе и зарубежные. Например,  немецкий историк Клеменс Сидорко в конце 90-х гг. написал о нем большую статью под названием «Борьба против еретиков-кызылбашев. Восстание Хаджи-Давуда». А буквально на днях я познакомился с одним турком, которого зовут Сердар Огузхан, и который вот уже больше года занимается темой Хаджи-Давуда. И по его словам, в архивах Стамбула есть множество документов, касающихся движения Хаджи-Давуда, и в частности, из его переписки с турецким султаном. Это, конечно, радует и дает надежду, что в скором времени наши знания о Хаджи-Давуде значительно пополнятся.
Информация о Хаджи-Давуде, кроме турецких и персидских архивов, сосредоточена и в российских архивах, главным образом – московских. При написании своей диссертации, а затем и монографии я, конечно, пользовался ими. К сожалению, в центральных архивах мне работать напрямую с документами не доводилось. Не было возможности, чтобы туда в свое время поехать. Хотя было огромное желание. Потому в своих работах я использовал, главным образом, уже опубликованный архивный материал. Но я, в отличие от своих предшественников, дал им иную интерпретацию, на мой взгляд, более соответствующую логике тех бурных событий. 
Конечно, приходилось трудно. Во всех отношениях. К тому же еще многие «доброжелатели», пугали, что не хватит материала по теме. Но мне, все-таки, удалось собрать почти всё, что было на тот момент. Большую помощь мне в этом своими ценными советами и указаниями оказал мой научный руководитель Амри Рзаевич Шихсаидов,  ученый с мировым именем, которому я очень благодарен.
Конечно, одной монографии и пары статей по теме движения Хаджи-Давуда, существующих на сегодняшний день, явно не достаточно. Потому предстоит еще огромная работа как по выявлению новых источников и документов, так и по их интерпретации с использованием современных подходов.
«Лезгистан» более ранний термин, нежели «Дагестан»?
- Несомненно, это так! Впервые термин «Лезгистан» (правда, в форме Лекзистан) упоминает в своих работах персидский автор XIII века Рашид-ад-Дин. «Дагестан» же появляется уже в сефевидские времена, т.е. где то на рубеже XVI–XVII вв. Причем эти два термина в последующие времена очень часто употреблялись параллельно. Но все же,  «Лезгистан» был более употребимым термином, нежели  Дагестан, по отношению, прежде всего, к территории проживания самих лезгин и других лезгинских народов, а также и по отношению к территории проживания других дагестанских народов. И ничего удивительного в этом нет, если учесть, что лезгины были самым крупным и наиболее известным этносом среди всех народов, которые сегодня именуются дагестанскими. На картах XVIII –XIX веков термином «Лезгистан-Дагестан» обозначают территорию вплоть до Баку включительно. Более ранние карты в большинстве своем, к сожалению, не сохранились. 

Еще раз о национальном герое 

Существует мнение, что лезгинам в целом свойственна аполитичность, что можно сказать, например,   о Нажмудине Самурском, Готфриде Гасанове и т.д.
Есть также мнение, что борьбу Хаджи-Давуда нельзя назвать лезгинским движением, что она не имела никакой национальной окраски, якобы это сугубо суннитское, антишиитское движение, и даже нельзя говорить о национальном самосознании в то время. В Вашей монографии сделан вывод о том, что это не совсем правильная точка зрения.
- Вопрос, надо признать, очень запутанный…Да, в те времена национальное самосознание, особенно у мусульманских народов в силу известных причин, было выражено очень слабо. Но, оно, мне кажется, все таки было. Ведь большинство народов имели же свои самоназвания. Их как то называли же соседи. Значит, на то были основания. Основания для их отождествления, и не по одним только религиозным признакам. Конечно, религиозное самосознание, все-таки преобладало. Но мы, живущие уже в XXI веке, оцениваем события тех времен с разных позиций  и с учетом современных реалий. А они таковы, что в наше время  национальное самосознание является преобладающим. И потому, вполне резонна интерпретация событий давно минувших дней с современных позиций, т.е. с применением национальных подходов.Опираясь на всем этом, у нас есть все  основания называть то движение лезгинским, т. е., национальным. Тем более, что среди участников движения, и это неоспоримо, явно преобладали собственно лезгины, и движение происходило главным образом на территории исторического проживания лезгинского народа. То же самое нужно сказать и по событиям  XIX века, применительно к Магомеду Ярагскому.Что касается «аполитичности» лезгин, как Вы выражаетесь, которое  сказывается, прежде всего, в их «излишнем интернационализме», то это вопрос, как говорится, совсем из другой оперы. «Излишний интернационализм»- это следствие слабой выраженности, или же  полного отсутствия,  такого отрицательного с общечеловеческой точки зрения качества, как ксенофобия. Лезгины исторически больше, чем остальные дагестанские народы, контактировали с «внешним миром». А ксенофобия, как известно, это качество больше присущее народам, исторически проживавшим изолированно.

Еще раз о национальном герое

По одним данным Хаджи-Давуд похоронен на острове Кипр, а по другим на Родосе. Нет ли в архивных источниках точных данных?

- К сожалению, источники «разнятся» по данному вопросу, как, впрочем и по многим другим. Да, это и не столь важно. Конечно, хорошо было бы найти точное место  захоронения Хаджи-Давуда. И не столь важно, где оно находится, на Кипре или Родосе.
Какое воспитательное влияние на нашу молодежь могла бы оказать личность Хаджи-Давуда? И почему эта тема недостаточно популяризована?
- Заслуживает уважения и восхищения мужество и целеустремленность человека, который преодолев всевозможные трудности и препятствия, пройдя через все испытания так и не подчинился воле "сильных мира сего”. Он продолжал проводить самостоятельную политику, конечной целью которой должно было стать обретение независимости и возрождение государственности лезгинского народа. Для достижения этой цели Хаджи-Давуд в конечном итоге пожертвовал своей жизнью. Несомненно, это должно стать для современной молодежи примером для подражания, а сам образ Хаджи-Давуда-символом чести и беззаветного служения своему народу.
Но весь этот огромный потенциал практически не используется. Главная причина- это отсутствие  у лезгинского народа своей государственности. И как следствие, отсутствие национальных и государственных рычагов для возвеличивания и возведения таких личностей в сан национальных героев.
Что касается рычагов, то, казалось бы, у нас есть и свои районы, и организации, например ФЛНКА. Можно объединяться вокруг нее, строить отношения. Но почему-то многие лезгины действуют вопреки своим национальным интересам. Вы видите всю эту грязь, которой поливают ФЛНКА. При этом нельзя говорить, что организация не допускает ошибок. Даже несмотря на то, что они видят коррупцию в наших муниципальных районах, грязные дела некоторых чиновников, ругают почему-то именно ФЛНКА, требуют от нее космических успехов. С чем это связано, на Ваш взгляд?
- Районы и организации, в том числе и такая сильная, как ФЛНКА не обладают «государственными рычагами». И лезгины, я считаю, не действуют вопреки «национальным интересам», как народ. Но, лезгины сегодня разобщены. Они разделены государственной границей. В силу этого существуют сильные деформации в национальном развитии по эту и ту стороны границы. И вообще разделенность-это главная наша беда, наша величайшая трагедия. Именно из-за разделенности лезгины стали объектом стратегических интересов сразу двух государств -Азербайджана и России. Каждая из них думает только о своих собственных интересах. Им наплевать на судьбу нашего народа. Для них наш народ давно уже стал разменной монетой. 
Что касается нападок на ФЛНКА со стороны отдельных лиц нашей национальности, то здесь ничего удивительного я не вижу. Все просто. Народ- это социальное явление, состоящее из тысячи и тысячи индивидов. И вполне естественно, что среди них нет и нет находятся не совсем, скажем так,  достойные люди, не чистые на руку, готовые продать всех и вся за какие то там эфемерные  блага. У нашего народа достаточно внешних врагов. Когда они активизируются, то  приходят в движение и те внутренние деструктивные силы, о которых говорилось выше.
Конечно, есть и много искренне заблуждающихся.

Еще раз о национальном герое 

Не сталкивались ли Вы с критикой, мол Вы перетягиваете одеяло на лезгин, когда написали работы?

- Критика критике рознь, как говорится. Если она конструктивная, аргументированная, то, пожалуйста, критикуйте!  Она только на пользу! Но, когда критика основана на чистом национализме, открытой лезгинофобии, то она, конечно, ни к чему. К сожалению, приходилось сталкиваться и со второй разновидностью «критики», а то и откровенного неприятия. Некоторым очень не нравилось, что в истории лезгин есть такая личнось, которая по своему масштабу ни в чем не уступает, а кое в чем даже превосходит личность имама Шамиля, распиаренного, надо сказать, в последнее время до предела.
Как давно существует Ваш сайт alpan365.ru?
- О сайте я не хотел бы пока говорить что-либо. Это только начало проекта. Есть планы, большие планы. Не хватает только сил и средств.
Что Вы думаете об идее онлайн-лекций по истории для молодежи? Это сейчас очень востребовано. Лезгины слушают музыку, разные аудиокниги, но почему бы нам не послушать о своей истории?
- Да, это хорошая идея. Но, все должно быть на  должном уровне. Лекции должны составляться с  использованием качественных текстов и видеоматериалов.
Как бы Вы оценили деятельность ФЛНКА в целом и в последнее время?
Деятельность ФЛНКА в целом лично я оцениваю положительно. Проведена и проводится огромная работа практически по всем направлениям жизни лезгинского народа. Не так давно ФЛНКА вышел уже и на международный уровень, став членом ОНН. Председатель ФЛНКА Керимов Ариф Пашаевич является членом Совета при Президенте России по межнациональным отношениям. Все это, конечно, радует и настраивает на позитивный лад и дает надежду на коренное улучшение социально-экономического и политического положения лезгинского народа в самой ближайшей перспективе.

Беседовал Гусен Шахпазов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Хаджи-Давуд – герой, имам и полководец

Утерянная героика лезгин

Разделенность лезгинского народа грозит ей в дальнейшем полным исчезновение ...

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (15)
САМУР
Комментарий #15, дата: 30 января 2014 18:39

Анализ в лубом случае необходима, сейчас строят элктр станции по новой технологии без водохранилищ и дамб минимизируя ущерб экологии. Пример Гимринский ГЕС. Природные катаклизмы после постройки  Черкейского ГЕСа были в виде землетрясение в г Буйнакске 60-70 г, и ущерб была экологии старый Черкей была затоплена, но это вчерашний день. Картошку сажать в огороде тоже ущерб экологии, но кушать что то надо.


Цитировать          
Комментарий #14, дата: 29 января 2014 15:16

электростанции нужно построить ,да и воды надо было давать  пока не поняли  ... Прежде чем  начинат строит нужно дать нучнообоснованный ответ влияния каскад водохранилиш на жизнодеятельность народа проживающего в этом регионе . Геологи и гидрогеологи прекрасно владеют  геологидрогеологич. обстановкой и прекрасно знают к чему могут привести изменения баланса геологич. среды . если я не уберегу дом соседа кто я один. Нельзя САМУР превратит  в Са мыр какие дивиденды нам не предлагали окупанты . специалисты из ленинграда приедут  проведут изыскания на грабли экологическую второй раз они наступат не будут .вначале они анализирует фондовый материал и какое то мнениеие у них есть опасения , И баку и арг эти враги и тебе Лезгину они желают добра не верьте змее они разрушат твой дом 


Цитировать          
САМУР
Комментарий #13, дата: 29 января 2014 00:20

Ничего плохого не вижу в строительстве каскада гидр электро станции это благо для нас, новые рабочие места улучшения уровня жизни... На счет влияние Баку это уже от нас зависеть будем пускай построят а потом разберемся, продавать энергию это нормально! Не надо быт такими пессимистами все в наших руках. никто нам не поможет если сами себе не поможем. Знамя газавата было есть и будет в наших руках мы его не кому не отдавали!

 


Цитировать          
Комментарий #12, дата: 28 января 2014 21:45

Глава Дагестана начал особое отеческое внимание уделять руководству рутулского района и подерживать ахтынского. А он начал создавать ком-сии по решению социальных проблем включив туда избранных и они рады помочь не понимая что они оказывают услуги по разрушению юждага . в чем дело . дело вот в чем,бакинцам нужена дешевая электроэнергия  откуда брать они уже решили .это долина реки Самур протеюшая по территории рутулского района .морфология долины Самура здесь  вроде позволяет строит каскад гидроэлоктростанций. Они горе руководители должны успокоит народ .Вот эта идея строительства элекростанций легло в основу переселение всех Лезгин  с гор  и причиной сопротивления властей возврату нас в горы .  Чтобы не повторились ошибки с Самурским лесом .нужно приступить к созданию компетентной ком-сии состояшая из специалистов . Структуршиков . тектоников ,геологов ,инженер геологов ,гидрогеологов и гидрологов ,гидростроителей чтобы они подготовили материалы  для тех кто придут суда строит . А если АРГ так любит бакинцев почему бы ему не построит в Тляроте атомную электростанцию . Нам от вас ничего не нужно ,вы единственно верните нам Знамя Газавата и нам решат в какую сторону нам его повернут


Цитировать          
Комментарий #11, дата: 28 января 2014 21:05

Чарадо.....                                                                                Недавно луткунские школьники должны были выехать в махачкалу на первенство по футболу не нашлись десять тыс. рублей на поездку главу района за этот акт опять же  наградили . А дети  гунибского района в то же время провели первенство района в махачкале  вы думаете они потратили свои деньги не дождетесь . как вам братья мусульмане. не буду перехожит границу .лет пять назад всех убеждали ,что Цунтинцы добровольно хотять перейти жить в составе Грузии вы наверно  были среди тех кто собирал подписи добровольцев .Как вы оцениваете поступок своих братьев единокровных оба факта из жизни этого сообщества .  


Цитировать          
Комментарий #10, дата: 28 января 2014 20:44

Чарадо ....                                                                                        Лезгины разделены ,светской власти свое восприятия этого разделения разорит, грабит.деградироват личность особенно духовное начало . Но духовная властьДагестана (имам) и Баку должны были внять обстоятельству, делать все чтобы братья по вере легко перенесли это разделение ,укрепли духовно  сохранили себя как единный народ,  они должны были помочь Лезгинам создать Лезги  Имамат и всемерно помочь в укреплении. За место этого разрушили,отняли переименовали ,закрыли мечети вынудили людей менять убеждения ,а на этой стороне вдобавок убивали духовных лидеров и шейхов обезглавили народ. вы все кто прочтете это дайте оценку и скажите имеют ли право после этого назвать их мусульманами . Ни для кого уже не секрет представители МИД Азер-на непосредственно руководил подготовков боевиков в турции для борьбы в Сирии .  Закрывают Лезги Мечеть мотивируя,тем что там собирались террористы для Сирии .Волгорадские вызрывы и эти разговоры убеждают Махачкалинские и Бакинские главы мусульман сошлись с властью и занимаются террором ,объект разрушения Россия. Поэтому что бы понять события сегоднешнего дня  ,должны и обязаны изучать историю жизнодеятельности  Хаджи Давуда ,Шейха Ярагъского  и Имама Шамиля даже Имама Нажмудина Гоцинского .  


Цитировать          
САМУР
Комментарий #9, дата: 28 января 2014 02:25

Цитата: чарадос1
span style="mso-spacerun: yes;"> 
 Вот такого рода "мыслители" говорящие "истину" "вещей" яко бы от имени своего народа и ради своего народа на самом деле занимаются тем, что вбивают гвозди на гроб всего того, о ком и о чем они (якобы) беспокоятся.
 Пусть такие будут трижды  пОсвящённые "в тему", но это не служит для них быть даже единожды пРосвещёнными …
 Это разные вещи.
Просвещенность – Система распространение общеобразовательных   знаний.     
Тогда как посвященность  это -  « вступление в новый мир более широкого измерения благодаря  расширению сознания  отдельного человека, чтобы он смог включить и охватить  то, что сейчас исключает и от чего обыкновенно отстраняется в своих мыслях и действиях …»

 

Не вам судит от народа или ради народа, это не ваша прерогатива. Мы сами разберемся! У вас своя правда у нас своя!

 

 


Цитировать          
САМУР
Комментарий #8, дата: 27 января 2014 23:56

Ответ для чарадос3

Вы забили или не знаете кроме перечисленных соседей мы еще граничим с грузинами, талишами и армянами. В так называемом азербайджане живут на своих землях 1 миллион 200 тысяч лезгин! когда вы говорите аварцы вы должны не забывать про андийцов  ахвахцов багулалов бежтинцов ботлихцов гинухцов годоберинцов гунзибцыов каратинцов тиндинцов хваршинов чамалинцов цезы / дидойцов и черкейцев а то вы все преподносите в нужном вам ракурсе. На шот камня в огород, ваш соплеменник АРГ с подачи Алиева не спросив мнение лезгинского народа переименововает улицу в Дербенте. Я понимаю что АРГ может любит Гейдара Алиева в таком случи ему надо было все аварские районы Дагестана назвать его именем Алиевский р-н 1. Алиевский р-н 2 Алиевский р-н 3  и тогдалие. Про имама Шамиля интересно против кого он воевал? когда и главное кто и за что, было присвоено звание Генералиссимус и что говорит об этом коран и мусульманские "муалеми"? На счет участия лезгин в кавказской войне, Шейх Магамед Яракский Был идейным вдохновителем этой войны и всех имамов Дагестана и Чечни в частности учителем имама Шамиля!


Цитировать          
Комментарий #7, дата: 27 января 2014 06:46

Если это так, то аварцы (в чей огород часто летят камни по всяким поводам) значит самый интернациональный народ на Кавказе. Они больше всех контактируют географически  с внешним миром. Их соседи: азерб-цы,грузины,чеченцы, кумыки, даргинцы,лакцы,рутульцы  и цахуры(8). В то время как лезгины граничат с 4мя народами. Это : аз-цы,табас-ны,агулы и рутульцы.Если соотнести к   лезгинам  аг.,цах.,таб.и рут., то с ними граничат лишь 3 народа(аз.,лак.,ав.),соответственно с аварцами -7. Исходя из такой примитивной математики: кто  контактировали с «внешним миром» более? И кто "изолированы" были от него, так же -более. Аварцы или лезгины?И что вообще посвященный "муалем" берет за критерии "внешнего  мира"? Второе :- когда он же «масштабирует»  уровневую разность между историческими личностями где он находит «мерную» «шкалу»? И, третье: когда заявляет: «имама Шамиля, распиаренного, надо сказать, в последнее время до предела.» , где он отыскал край пространства этого «предела»?Мы ни как в преддверии ли «Нового Закона Относительности от  А. Бутаева»?

П.с. Слово имам, применительно к Шамилю во всех справочниках пишется с большой буквы.

И на вашем же портале ранее всегда соблюдалось это Правило АДАБА к духовному предводителю целых народов и, к тому же, Генералиссимусу (не аварцы вручали)/ сылка: 

 Странное участие лезгин в кавказской войне
17 04 2012


Цитировать          
Комментарий #6, дата: 27 января 2014 06:41

Когда  отдельный представитель  отдельного народа   делает те или иные исторические выводы относительно чего-то исходя из посвященности, то это называется  «мифом». И то, с натяжкой.

Если же он исходит от просвещенности то – гипотезой.( Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений;   - предположение, требующее подтверждения.)

Учитывая что ув.товарищ «муалим» выдвигает  предположения НЕ требующие объяснения  и подтверждения, интервью нужно принимать  как частное мнение отдельного лица представителя отдельного народа. Соответственно – не научное.

 Пример: цит.«Излишний интернационализм»- это следствие слабой выраженности, или же полного отсутствия, такого отрицательного с общечеловеческой точки зрения качества, как ксенофобия. Лезгины исторически больше, чем остальные дагестанские народы, контактировали с «внешним миром». А ксенофобия, как известно, это качество больше присущее народам, исторически проживавшим изолированно".


Цитировать          



Назад 1 2 Вперед