Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Табасаранские ковры

История и традиции ковроткачества Юго-Восточного Дагестана


Искусству ковроткачества уже более двух с половиной тысячи лет. Древнейшим ковром, сохранившийся до наших дней - является ковер, был соткан более двух тысяч лет назад.
 

При раскопках царского кургана на Алтае в 1949 году было найдено плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней, это т.н. Пазырыкский ковер. Это открытие говорит нам о том, что даже спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений!


Это уникальное произведение искусств с многовековой историей сейчас украшает коллекцию Эрмитажа. И это древнейшее искусство своими корнями уходит на Древний Восток.


Богатая история ковроткачества Ближнего Востока впечатляет. Здесь практически каждый оседлый народ имеет свои уникальные традиции и практические приемы ковроделия. Долгие столетия это искусство является неотъемлемой частью жизни народов этого региона.


Ковроткачество нашло свое распространение и в Дагестане. Это искусство складывалось на протяжении многих веков. По имеющимся сведениям, уже в эпоху бронзы дагестанцы занимались прядением и ткачеством.


Самобытные очаги развития ковроткачества в Дагестане сформировались у лезгин, у табасаранцев, у даргинцев, у аварцев, у кумыков. Южнодагестанские народы создали наиболее совершенные произведения этого древнего искусства.


Особенно развитыми и богатыми традициями обладали народы лезгинской группы. Здесь каждый народ, каждая этническая группа развили свои неповторимые черты и особенности традиционного ковроделия.


Лезгистан и Табасаран являются главными центрами восточнокавказского ковроткачества. Работы мастеров из этих областей славились на всем Ближнем Востоке, их можно было найти в богатейших домах Персии, Османской Империи и арабских стран.


Центрами ковроткачества в Южном Дагестане были Ахты, Микрах, Магарамхюр, Курах, Капир, Сталар, Алпан, Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля, Шиназ, Крыз, Будуг и многие другие аулы.В данной работе мы хотим рассказать о табасаранских коврах, о табасаранских традициях ковроделия и о местных мастерах.


Ковроделием в Табасаране, как традиционным промыслом, занимались столетиями. Из овечьей шерсти вручную изготавливалась пряжа, примитивным способом она прокрашивалась.


При этом применялись только красители, сделанные из корней, коры деревьев, листьев кустарников, трав и овощных культур. Единственно, приобреталась индиго, то есть, синяя краска. Такими произведениями искусства украшались свои дома, особенно гостиные комнаты, а определенная часть продавалась или менялась на товары.


Благоприятную почву для своего развития ковроделие получило в 30-е годы минувшего века, когда были созданы более 14 артелей, а затем ковровые фабрики. Строились в нашем районе новые цеха, где трудились более двух тысяч женщин-мастериц.


Еще 2,5 тысяч работали на дому. На предприятия приходили высококвалифицированные специалисты по ковроткачеству. Для Востока ковер- это и мебель ,и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.


В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Основу узора табасаранских ковров всегда составлял геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животного и растительного мира.


При его построении требуется высокая квалификация, тонкий вкус, индивидуальное мастерство, терпение и усидчивость. Многие наши мастера, не имея перед собой, но зная схему построения узора, выполняют его по памяти.


Несмотря на свою значимость и необходимость, где определенная часть населения района зарабатывает средства на жизнь, но и отражает и ярко показывает культуру и историю древнего табасаранского народа.


И должно быть сохранено, ибо будущие поколения не простят нам, если все произойдет по иному. С переходом на рыночные условия хозяйствования, ковроделие, всегда имевшее свою особенность и высокую трудоемкость, потеряла государственную поддержку. 

Высокая инфляция, нарастание кризисных процессов в экономике привели к обесцениванию собственных оборотных средств Предприятий.

Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Представлена новая концепция музея ковра в Дербенте

Музей ковроткачества с редкими коврами ручной работы планируют создать в Дербенте

Достояние народного искусства

Выставка изделий старинного табасаранского ковроткачества открылась в Махачкале

Искусство, забытое на два столетия

Комментарии (2)
САМУР
Комментарий #2, дата: 22 февраль 2014 18:51

Хорошие ковры куплю наверное пару!


Комментарий #1, дата: 22 февраль 2014 01:47

Цитата: Рашид
Самые красивые ковры в мире - это табасаранские ковры.  

Субъективное мнение. Лезгинские ворсовые ковры абсолютно ничем не хуже. Что касается безворсовых, то лезгинским сумахам вообще нет равных.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия