Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От Багдада до Цахура

Духовная цепочка суфийских шейхов народов лезгинской группы



 


 

Нашим народам предстоит проделать еще много работы, чтобы восстановить в своей памяти имена своих лидеров и достойных сыновей. Причем зачастую это были фигуры, вносившие вклад в развитие не только собственных земель – но и более широкого окружения.
 

Одним из таких ученых, который в тяжелые годы коммунистического безверия продолжал сохранять в народе духовные ценности, был уроженец цахурского селения Мухах, расположенного ныне в Закатальском районе Азербайджана, шейх Насух Мухаммед Эфенди.

Шейх из Мухаха
 
Как отмечает лезгинский автор, пишущий под псевдонимом Али Албанви, село Мухах было основано выходцами Дагестана - цахурского села Баш-Мухах Рутульского района. Мухахское вольное общество в свою очередь входило в конфедерацию Джаро-Белоканских вольных обществ, широко известное в 18-19 вв.Цахурское самоназвание села - Дагъайбна-Мухах.
 
На сегодняшний день цахуры в нем составляют меньшинство из-за политики ассимиляции, проводимой в стране. Отметим, что Мухах – одно из крупных сел в Закатальском районе, население его составляет свыше 10 тыс. чел., расположенное в Алазанской долине, на южных склонах Кавказских гор.

 

Село Мухах Закатальского района
 
Али Албанви, кропотливо собирающий сведения о духовных лидерах нашей языковой группы, отмечает, что Насух Мухаммед Эфенди родился в 1917 году в семье мусульманского факиха Мухаммеда Эфенди. Религиозное образование Насух Эфенди получил от своего отца, который на тот момент уже имел право на преподавание шариатских наук.
 

Со слов автора, к 20 годам Насух Эфенди закончил учебу по шариату, и для совершенствования своего духа вступает в суфийский тарикат Накшбандийа. Его учителем на этом нелегком пути стал шейх Накшбандийского тариката Джалисуллах Гаджиев.

Кюрдамирский наставник

Однако эти духовные знания не могли дойти до Мухаха сами по себе. Ведь у каждого духовного учителя был свой наставник. Кто же был наставником мухахского шейха? Отметим, что в землях, которые сегодня входят в состав Азербайджанской Республики, Накшбандийский тарикат берет свое начало от шейха Исмаила Кюрдамирского.

Так уж вышло исторически, что на территорию Северного Кавказа тарикат Накшбандийа, которыйсыграл ключевую роль в возникновении мюридизма, проникал с начала ХI-Х века именно с лезгинских земель Южного Кавказа, которые ныне входят в состав Азербайджанской Республики.

Как отмечает ряд авторов, деятельность суфийских шейхов этих лезгинских земель сыграла огромную роль в объединении и воспитании кавказских мусульман, а также в сохранении исламских ценностей.

Одним из таковых представителей ордена Накшбандийа в этих землях, по мнению Шуайба аль-Багини, составителя библиографического словаря «Табакату ль-хаваджакан ан-Накшбандийа», написанного на арабском языке, являлся муршид тариката Хаджи Исмаил аль-Кюрдамири.

Этот яркий представитель духовной элиты дагестанских земель южнее Самура первой половины XIX века был Исмаил Ширвани родился в 1782 году в селе Кюрдамир Ширванского ханства. Свое образование он получил в городе Шемаха.

Как отмечают историки, в 1813 году Исмаил Ширвани совершает хадж. И, побывав в Мекке, Медине и Иерусалиме, он возвращается в Стамбул. И здесь происходит вхождение этого ученого на стезю духовного служения в лоне тариката Накшбандия. Кто же явился его наставником?

Багдадский шейх

Отметим, что шейх Исмаил, в свою очередь, был учеником и приемником Халида аль-Багдади, который считается одним из величайших суфийских шейхов 18-19 века, духовное влияние, которого продолжается, и по сей день.

Именно с 1813 года, по завершению своего хаджа, шейх Исмаил становится последователем багдадского шейха Халида. В 1817 году, окончив службу, Исмаил получает разрешение у своего учителя на распространение и преподавание изученного учения в Ширване.
 

Исмаил Ширвани, удостоившийся шейхом Халидом аль-Багдади звания «муршид», был первым шейхом, начавшим распространять тарикат Накшбандия в Ширване. И поскольку шейх Исмаил положил начало продвижению на север Кавказа тариката Накшбандия именно от шейха Халида аль-Багдади, многие исследователи склонны выделять это направление тариката в отдельную ветвь – Халидия.

Полное имя шейха Халида звучало как шейха Дийа ад-дин Халид аль-Шахразури аль-Багдади. Он жил в 1776-1827 годах и был курдом из Сулеймании, где он и основал в 1811 году свой суфийский орден.

В дореволюционной научной литературе М. Махмудбеков писал, что «во второй половине XVIII века центром накшбандийским считался некто Халид-шах, слава которого распространена была по всему Востоку».

По мнению известного кавказоведа Н. Покровского, «унаследовав свой сан шейха от среднеазиатских накшбандиев, Халид-шах действовал задолго до начала Кавказского мюридизма».

А М. Махмудбеков добавлял, что к Халиду-шаху «со всех сторон стекались мюриды, между которыми был и Исмаил-эфенди из Кюрдамира, Шемахинского уезда, известный в свое время ученый богослов».

Рвение кюрдамирского шейха

Как отмечают исследователи, Исмаил из Кюрдамира оказался ревностным и способным учеником, что заставило шейха аль-Багдади наделить его титулом «сирадж-уд-дин» - «светоч религии».

Однако после попадания земель южнее Самура в состав российского государства, новые власти начинают преследовать данное религиозное направление. Об отношении царских властей наглядно свидетельствует донесение 1840 года полковника корпуса жандармерии Н. Юрьева.

Он пишет: «Неизвестно, каким образом семена мюридизма были заброшены в Дагестан, но в 1824 году это была тайна, которую Гаджи Исмаил, живший в Ширване и находившийся под близким надзором русского начальства, открывал немногим, однако же… он изыскивал средства возбудить волнение между горцами».

Уже цитировавшийся нами М. Махмудбеков пишет: «Сунниты Ширвана были издавна ревностными почитателями тариката. После четырехвекового застоя мюридизм в Ширване возгорается с новою силою. К новому шейху стекаются последователи изо всех стран: из Дагестана, Афганистана, Бухары и др.»

Ярагский светоч
 

Говоря о данной духовной цепочке, донесшей данное суфийское учение от Багдада до земель Кавказа, невозможно не упомянуть о самом известном последователе этого учения – шейхе Накшбандийского тариката Мухаммаде аль-Яраги.

В 1822 году Мухаммад аль-Яраги через своего ученика Хас-Мухаммада Ширванского, обучавшегося у него в течение семи лет, получает приглашение от шейха Хаджи Исмаила посетить его в Кюрдамире.

Именно таким образом появилась прочная связь между шейхами – из самого сердца исламского мира – города Багдада до лезгинских земель. Дальнейшая судьба этого направления на Кавказе нам известна в делах и служении шейха аль-Яраги.

Приведем лишь здесь цитату исследователя мюридизма М. Махмудбекова, который писал о встрече двух шейхов Ярагского и Кюрдамирского: «они рассуждали об истинном смысле многих мест Корана, об упадке их религии и о средствах ее восстановления…»

Завершение пути в Мухахе

Что же касается последнего шейха данного направления, Насуха Эфенди из Мухаха, то он, напомним, пройдя полный курс духовного просвещения у шейха Джалисуллаха Гаджиева, встал на нелегкий путь духовного служения уже в условиях атеистической советской власти.

 Мухаммад Ярагский

Будучи последователем шафиитского мазхаба, устаз оставил после себя несколько книг - трехтомник тафсир Корана, книгу по фикху, и по суфизму. Как отмечает Али Албанви, именно благодаря самоотверженной духовно-просветительской активности шейха Насуха Эфенди в зоне Закаталы-Ках-Белаканы были сохранены традиционные устои ислама.

В ноябре 1996 года на 80 году, шейх Мухаммед Насух Эфенди ушел из жизни, покинув этот мир. Похоронен шейх в родной деревне Мухах, и вопреки суфийской традиции, на его могиле, его последователями не был воздвигнут пир (мавзолей).

Это был финальный аккорд, поскольку, являясь уроженцем Закатальского района, и прожив там всю жизнь, устаз Насух Эфенди был единственным и последним в советский период шейхом суфийского тариката Накшбандийа в данных землях.

Тимур Юсупов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Автопробег "Москва-Цахур" состоялся

Азербайджанский «Мир»? - 2

Цахурская трагедия

Татарские внуки лезгинского шейха

Возмущенные жители Закатальского района готовят марш на Баку

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 29 июль 2020 22:34
Я так понял эта статья нацеленна навести смуту которой не было в19м веке. В кюрдемири жили курды, арабы и турки. Лезгинов там никогда не было. Вообще название кюрдемир происходит от Курд и Амир. 

и да смилуется Аллагь над муфассирами, муджахидами, мутасавуффами и мутакаллимамт которые служили Исламу. Аллагьумма объедени нас в рацу с перечисленнымм в статье людьми. 

 


Комментарий #1, дата: 15 апрель 2020 12:30

Такого понятия Дагестанские земли в составе Азерьайджана нет. Дагестан до создании области Дагестан являлься географическим термином а не политическим. Потому что не было такого государство до русских. Темболее Кюрдамир вообше в средине Азербайджана. Исмаил Кюрдамирский тюрок по национальности и его род все еще живет Кюрдамири. Самого Исмаила русские выслали в Османскую империю.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия