Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тюрки-кочевники Кавказа

Тип скотоводства как свидетельство исторического прошлого


 

Вопросы историко-культурного наследия того или иного региона как правило весьма политизированы. Кавказ в этом отношении является типичным случаем. В предыдущих статьях мы разобрали некоторые особенности исторического прошлого Восточного Кавказа. Особенно примечательна статья «Лезгины-строители», в которой было показано, какие народы являлись носителями строительных традиций северной части нынешней Азербайджанской Республики. В данной статье мы проанализируем некоторые аспекты системы жизнеобеспечения, которые позволят разобраться в хозяйственно-культурном типе тюркоязычного населения Восточного Закавказья, кардинально отличающие их от коренного населения данного региона.

 

Кибитка каракеча, Шемахинская степь, тюрки-кочевники

В работе Вениамина Кобычева «Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в.», которую мы ранее рассматривали, жилище азербайджанцев (т.е. азери-тюрок) было представлено в двух разделах: «жилище оседлых азербайджанцев», которое копировало жилища местных народов той или иной зоны, и «жилище азербайджанцев-кочевников».

Кобычев пишет: «значительная часть азербайджанцев в XIX в.вела кочевой или полукочевой образ жизни». По некоторым свидетельствам в Закавказье в то время насчитывалось около 200 тысяч кочевников. Именно они представляли собой потомков тюрок – огузов и, частично, кыпчаков, вторгшихся на Кавказ в 11 веке и принесших совершенно иной уклад жизни на эту территорию.

Жилищем кочевникам на яйлагах (летних пастбищах) служила войлочная кибитка, имевшая шесть разновидностей. Полукочевники имели постоянные зимовники, представлявшие собой камышовые или саманные однокомнатные строения. Кочевники зимовали обычно в землянках-казма.

Традиционное лезгинское жилище. Сел.Камарван, Кабалинский район

Специализированное исследование Анатолия Ямскова «Отгонно-пастбищное скотоводство. Опыт этноэкологического и типологического исследования (на примере хозяйства народов Кавказа в конце ХІХ – начала ХХ в.)» подтверждает данные факты и вносит ясность в этот вопрос:

«Нельзя согласиться с имеющим некоторое распространение мнением, что будто бы среди азербайджанцев в конце ХІХ в. не было кочевников и что якобы на рубеже ХІХ-ХХ в. азербайджанцы, использовавшие летние горные пастбища, практиковали только «отгонное» скотоводство, существенно не отличаясь в этом плане от соседних народов – армян, грузин, горцев Северного Кавказа. Напротив многочисленные литературные и наши полевые материалы убедительно показывают: для значительной части азербайджанцев была характерна неоседлая модель адаптации. На летние горные пастбища со скотом переселялись полные семьи скотовладельцев, жившие там в переносных войлочных алачугах (аналогах юрты). Мужчины в течение лета один-два раза спускались вниз к зимним поселениям для полевых работ, сбора урожая и сенокоса. Посевы и жилища (землянки и полуземлянки, реже наземные дома) охраняли сторожа.

Переселение на сезонные пастбища семьями, преобладание скотоводства в хозяйстве, типы сезонно используемых жилищ, – все это позволяет определить образ жизни таких групп как полукочевой, а скотоводство – как номадное. Следовательно, их образ жизни и формы скотоводства резко отличались от таковых оседлых народов Кавказа, практиковавших подвижное скотоводство… Небольшая часть азербайджанцев проживала в переносных жилищах (алачугах) не только на горных летних, но и на зимних равнинных пастбищах и, более того, иногда в течение зимы также совершала по нескольку перекочевок: образ жизни таких групп следует признать кочевым».

Развитая земледельческая цивилизация, довольно рано сложившаяся на территории Восточного Кавказа, сохранила свою устойчивость в тех районах, в которые смогло сохраниться местное население. Это были в основном гористые участки. Более доступные равнинные территории оказались заняты кочевым населением, которое появилось здесь в результате переселения огузских племен, утвердившись после вторжения в регион татаро-монгольских войск и создания государства Хулагидов. Древняя ирригационная система, описанная еще Страбоном, следы которой сохранились до сих пор, была разрушена. А окультуренные земли превратились в пастбища.

В отличие от тюрок-кочевников лезгины и другие автохтонные народы жили оседло в постоянных жилищах, скотоводство носило отгонный характер, а земледелие было развитым и трудоемким, исключавшим кочевой образ жизни.

Тюркоязычие на Кавказе было принесено кочевниками, которые постепенно воспринимали хозяйственно-культурные традиции местных народов, но по большей части жили обособленно, сохранив свои кочевые традиции. Более сложные достижения местных народов, такие как строительные технологии, усваивались ими слабо.

Поэтому утверждения об особой культрегерской роли тюрок-азери в среде местных народов: лезгин, талышей и других являются продуктом политического заказа советского времени, под который подгонялись многие научные работы. Серьезные исследования опровергают подобное мифотворчество, свидетельствуя о том, что именно тюрки меняли свой традиционный уклад, усваивая достижения местных народов.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Лезгины-строители

Национальные меньшинства станут активнее в инициативах «Восточного партнерства»

США хочет объединить то, что никогда не было единым

Россия не омрачила III съезд азербайджанцев мира пограничным скандалом

Комментарии (85)
Комментарий #85, дата: 13 август 2023 11:48

Тюрки завоевали полмира? А половину Солнечной системы  не завоевали? Пока мелешь чушь, помни: мы живём в 21 -м веке и твои идиотские выдумки легко опровергнуть на основе настоящих знаний. 


Комментарий #84, дата: 12 декабрь 2021 14:54

Лучше подумайте почему лезгины в Москве даже квартиру не могут снять


Комментарий #83, дата: 12 декабрь 2021 14:52

Я не понимаю, если кочевники такие дикари каким образом они покорили якобы высокоразвитых прятавшихся в горах горцев Кавказа? И что, реально крепости типа дербентской строили лезгины? Точно? А по моей информации государства и крепости создавали персы. Это что за армяноботский материал вообще?


Комментарий #82, дата: 05 июнь 2014 17:24

Цитата: ЛЕГИ-ЛЕ(З)ГИ
К сведению unigAZE.
Декларация ООН о правах коренных народов. 12 сентября 2007 года.
Статья 3. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 4. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.
Статья 8. п.1. Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право не подвергаться принудительной ассимиляции или воздействию в целях уничтожения их культуры.
             п.2. Государства обеспечивают эффективные механизмы предупреждения и правовой защиты в отношении: а) любого действия, имеющего своей целью или результатом ЛИШЕНИЕ ИХ ЦЕЛОСТНОСТИ КАК САМОБЫТНЫХ НАРОДОВ ИЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ, ЛИШЕНИЯ ИХ СВОИХ ЗЕМЕЛЬ, ТЕРРИТОРИИ ИЛИ РЕСУРСОВ, ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ (только путём согласованного двустороннего Соглашения), ПРИНУ
ДИТЕЛЬНОЙ АССИМИЛЯЦИИ ИЛИ ИНТЕГРАЦИИ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ.
Статья 26. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали и контролировать их, а государство обеспечивает юридическое признание и защиту таких земель, территорий и ресурсов, осуществляя такое признание с должным уважением к обычаям и традициям соответствующих коренных народов.
 
И ты думаеш они этого не знают?Вот почему их хотят уничтожить.Если армян решили физическим путем то лезгин аварцев и талышей путем этноцида(ассимиляцией).Вот для этого и придумали промежуточный вариант с названием азер-цы.А потом хлоп и опля все турки.


Комментарий #81, дата: 05 июнь 2014 17:20

Мне кажется что закавказские турки не могут понять одного что назвав образование Азербайджаном пантюркисты и большевики подставили это образование под удар персов.И пока это название существует иран им житья не даст.Будет лучше если наберуся ума проявят политическую волю и восстановят историческое название Арран.Албанию арабы называли Аль-ран а иранские источники Араном.И все встанет на свои места!


Комментарий #80, дата: 29 май 2014 02:16

Мусульманские политические организации и партии:
Закавказья, проникнутые идеями пантюркизма и панисламизма, по-своему восприняли ослабление могущества России. Они усматривали в этом возможность создания под эгидой Турции великого тюркского государства на oтторгнутых от России территориях, простиравшихся от Средиземного и Черного морей до Закаспия и Туркестана. «Каспийское море должно стать нашим внутренним озером», — так сформулировал эту идею один из апологетов пантюркизма мусаватист Расул-заде (370, ф. 121. оп. 1, д. 33, л. 8-25).
К тому времени расистская теория пантюркизма получила широкое распространение. Осуществление этих планов считалось возможным с помощью победоносных турецких штыков. Вот почему главная идея мусульманских шовинистических деятелей и их последователей вертелась вокруг перспектив изгнания русских из Закавказья и нейтрализации армян, так как преодоление сопротивления последних облегчило бы вторжение турок в Закавказье (370, ф. 121, оп. 1, д. 37, л. 8-25).


Комментарий #79, дата: 20 март 2014 20:36

Цитата: uniqAZE
Походу мне кажется вас (таким как Тахар) правда и справедливость не интересует

Что меня действительно не интересует, так это то, что вам там "кажется". Выскажу свое мнение, что Ваше поведение на этом сайте не прибавляет у лезгин симпатий ни к аз-цам вообще, ни к "демократической оппозиции", которую Вы здесь решились представлять.   


Комментарий #78, дата: 20 март 2014 20:19

Цитата: uniqAZE
Что именно ложь?

Вы не умеете читать? Я процитировал Ваши слова, которые считаю ложью. 


Комментарий #77, дата: 20 март 2014 11:22

http://www.kavkazoved.info/news/2011/12/26/problemy-etnicheskogo-vyzhivanija-v-a

zerbajdzhane-i.html

"Странностей оказалось не меньше, если не больше. Оказалось, что в период за 1989-1999 год общее количество населения в Азербайджане по официальным данным государственного органа увеличилось на 932.222 (в 1989 г. было 7.021178 человек, в 1999 г. стало 7.953400), однако количество одних только азербайджанцев увеличилось на целых 1.400484 человек (в 1989 г. в Азербайджане было 5.804980 азербайджанцев, в 1999 г. стало 7.205464)"


Комментарий #76, дата: 20 март 2014 11:12

Цитата: uniqAZE
Газеты и журналы есть, министры есть, ТВ нет, но будет..
Вот вы и опустились до откровенной лжи. Все лезгинские газеты и журналы выпускаются исключительно на частные деньги лезгинских спонсоров. Единственный лезгинский ансамбль, который даже представлял Аз-н на фестивале в Турции, и тот живет только на частные средства, ни копейки из бюджета не получая. Единственная газета (лезгино-азербайджанская) выпускается за счет районного бюджета в Кусарском районе. Ни одного министра нет. Бывший министр Сафар Абиев не являлся лезгином.

А ТВ как не было, так и не будет никогда.

В вашей республике одно время прктически исчезли такие народы как таты и талыши. Хорошо, что хоть талыши в последнее время начали осознавать это, а таты до сих пор так и считаются аз-цами. К вашему сведению, в Аз-не нет ни одного татского писателя, вообще татской литературы нет, и это при том, что в Аз-не татов неизмеримо больше, чем в Дагестане. А в Дагестане у татов прекрасная литература. В Аз-не практически нет писателей-неазер-цев. Все лезгинские писатели сбежали оттуда в Дагестан - Байрам Салимов, Забит Ризванов, Искандер Казиев, Асеф Мехман. Последний из могикан - Седакет Керимова, поэтесса, писательница, музыкант - великий человек, которая создала прекрасный ансамбль "Сувар", но все на частные средства.





Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия