Арабы Кавказской Албании
След первых мусульманских проповедников на карте Восточного Кавказа
27 04 2014, 00:00
Просмотров: 17 918
Комментарии: 86
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / ИсторияЗа бурную и противоречивую историю, наши народы пережили влияние многих могущественных соседей и культур. Персидское и тюркское влияние на народы лезгинской группы было одним из самых мощных.
При этом не менее мощным, а в некоторых сферах даже более масштабным, было влияние на культуру лезгинских народов со стороны арабоязычной мусульманской культуры. Изучение пластов истории того периода открывает перед нами много интересных страниц.
Начало и нарастание арабского влияния
Вторжение арабо-мусульманских сил в Кавказскую Албанию началось при халифе Умаре бин аль-Хаттабе в 642 году. По сообщению арабского историка аль-Балазури, в 654 году по приказу следующего халифа Усмана бин аль-Аффана арабский полководец Сальман ибн Рабиа ал-Бахили двинулся в Арран (Кавказскую Албанию).
Автор пишет в своей хронике: «Передают, что Сальман отправился к месту слияния Ар-раса (Аракса) с Курром (Курой) за Бердиджом, переправился через Курр, занял Кабалу и заключил с владетелями Шаккана и Камибазана мир, с условием платить подать. Такой же мир заключили с ним (Сальманом) и жители Хайзана, и царь Ширвана, и остальные цари гор, и жители Маската и Шабирана и города Баб (Дербента).
Это был только первый эпизод появления арабов на территории Албании. За ним последовали сотня лет кровавого противостояния мусульман-арабов с хазарами, полем битвы для которых стали именно албанские земли. Все большее укрепление арабов в Албании сопровождалось и укреплением арабского влияния в культуре и общественной жизни.
Молодой дагестанский ученый Наида Азизова пишет, что на рубеже VII-VIII вв. арабы из новоприобретенных кавказских территорий формировали «очаги арабской культуры», расселяя арабов на периферийных участках Халифата, тем самым усиливая позиции ислама в данном регионе и укрепляя границы молодого государства».
Арабское проникновение в земли Кавказской Албании шло постепенно на фоне войн с хазарами. Для большего успеха арабам нужно было укрепить свои позиции на данной территории.
С этой целью халифы расселяли арабские группы вдоль самого важного со стратегической точки зрения населенного пункта – Дербента. В разные периоды в Дербент и Южный Дагестан были переселены десятки тысяч семей из Ирака, Шама и других исламских регионов.
Освоение Дербента и его земельАкадемик Зия Буниятов в книге "Азербайджан VII-IX вв.” пишет, что "Маслама переселил в Дербент 24 тыс. арабских воинов из Сирии. Арабы поселили близ Дербента тысячи мусульман с семьями в существовавших и вновь построенных крепостях и опорных пунктах – в Рукеле, Кале-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге, Бильгади, Камахе, Баб-Ваке и других местах.
Сам Дербент был разделен на кварталы - Палестинский, Дамасский, Хомсский, Кайсарский, Джазирский, Мосульский. В каждом из этих кварталов были возведены квартальные мечети с соответствующими же названиями. Кроме них была построена еще центральная мечеть Масджид аль-Джами. Она сохранилась до наших дней и носит название Джума-мечеть.
И таких исторических сведений о расселении арабов в Кавказской Албании – очень много. Арабский историк Ахмад аль-Балазури (ок. 820-892) в своей книге "Футух аль-булдан” ("Завоевания стран”) отмечает: "Когда арабы заняли Кавказскую Албанию, туда устремились их племена из двух округов (Куфы и Басры) и из Сирии”.
Согласно книге "Тарих” ("История”) Ахмада Йакуби (ум. в 897 г.): "Харун ар-Рашид назначил правителем Аррана (Кавказской Албании) Йусуфа ибн Рашида ал-Мулами, и тот переселил в страну часть арабов-низиритов, так что в его правление их число значительно увеличилось, в то время как до этого здесь преобладали йеменцы.
Расселялись арабские воины также вдоль всего комплекса оборонительных стен Даг-Бары – крепостной стены, построенной еще персами от Дербента почти до сегодняшнего Хучни.
Причем особенность заключалась в следующем: арабы-воины, охранявшие границу Халифата, жили в крепостях, встроенных в саму стену, а их семьи селились вдоль этой стены - к югу от нее, в специально отстроенных для них жилищах.
Долгое время эти группы жили изолированно, не смешивались между собой даже арабы из разных уголков Ближнего Востока, что, вероятно и помогло им сохранить локальные и племенные различия.
Следы арабов на карте
Некоторые арабские группы переселились дальше - западнее Дербента, ближе к селению Кумух и основали свое собственное село. К сожалению, оно не сохранилось, а о присутствии здесь когда-то йеменских арабов говорят только источники и старое кладбище «Йаманит».
Арабы в годы освоения земель Кавказской Албании – как в южной ее части, так и в северной – основали бесчисленное количество поселений. Назывались они по разному, но часть из них содержала в своем названии слово «араб».
До сих пор на карте Восточного Кавказа существует немало населенных пунктов, начинающихся со слова "араб”. Как память о когда-то проживавших в Албании арабах, в Дагестане и Азербайджане сохранились селения, названия которых начинаются со слова "араб”. Например:
* Арабляр ("арабы”),
* Араблинка,
* Араб ("араб”),
* Арабушагы ("дети арабов”),
* Арабсарван ("араб Сарван”, "араб, погонщик верблюдов”),
* Арабгадим ("араб Гадим” или "Староарабовка”),
* Арабмехдибей ("араб Мехди-бей”),
* Арабли (арабское),
* Араблар (арабы),
* Арабенгидже ("Новоарабовка”),
* Арабали ("араб Али”),
* Арабкеймураз ("араб Кеймураз”),
* Арабдагна ("араб Дагна”),
* Арабхаджи ("араб Хаджи”),
* Арабшамлы ("сирийские арабы”),
* Араббасра ("арабы из Басры”),
* Арабшейх ("арабский шейх”),
* Арабшахверди ("араб Шахверди”),
* Арабгияслы ("араб Гияслы”),
* Арабчалтыкчи ("араб-рисовод”),
* Арабджабирли ("араб Джабирли”),
* Арабхана ("арабский дом”),
* Араббабирхан ("араб Бабирхан”),
* Арабкардашхан ("араб Кардашхан”),
* Арабкукель ("арабский Кукель”),
* Арабоджаг ("арабский очаг”),
* Арабшаки ("арабский Шаки”) и др.
Принятие ислама и влияние арабской культурыОчень скоро большая часть населения Южного Дагестана приняла ислам, а вместе с ним и арабоязычную культуру, науку, логику, литературу и т.д. В странах, входивших в состав единого исламского государства, в том числе и в Албании, был значительно распространен арабский язык.
Этот язык являлся государственным языком. Арабский язык был здесь языком науки, как латынь – в странах Запада. Однако лезгины сохранили и свой язык, развивая его на основе арабского алфавита.
О том, что у лезгин продолжалась письменность на родном языке, но на арабской графике, говорит сообщение арабского автора Закарийи ал-Казвини.
Из мусульманских стран Востока в Албанию поступала обширная литература на арабском языке. Она охватывала различные стороны богословия, а также историю, географию, астрономию, химию и точные науки.
Со временем на землях Албании появились свои великие ученые, мыслители, правители и герои. Ученые Албании занимались медициной, астрономией, географией, историей и философией. Ученый Якуб Хамави называет имена крупных ученых бардинцев: Макки ибн Ахмад аль-Бардаи, Сайд ибн Алуру аль-Азди, Абду-Лязиз ибн аль-Хасан аль-Бардаи.
Не говоря уже об ученых Дербента, Шемахи, Хиналуга и других городов мусульманской Албании. В более позднее время - 13-15 вв. формируется группа людей, претендующих не только на арабское происхождение, но и на родство с пророком Мухаммадом. Все это было связано с престижностью положения и социального статуса «потомка».
Растворение арабов
При этом на землях Албании долгое время сосуществовали населенные пункты местных народов с поселениями арабов. Арабы не стремились к арабизации местных жителей в албанских землях.
Наоборот, сами арабы стали утрачивать в условиях Албании свой язык и обычаи, переходя на язык коренных жителей, ассимилируясь с ними, воспринимая уклад их жизни. Именно с этим связан тот факт, что, несмотря на огромное количество переселенных сюда арабов, они практически все растворились в местных народах. Оставив о себе лишь память в названиях сел и кварталов.
Однако некоторые жители ряда арабских сел еще в 19 веке говорили на арабском языке. Так, историк Аббаскули ага Бакиханов (1794-1847) в своем труде "Гюлистани-Ирем” пишет о существовании в его время отдельных групп арабов, сохранивших свой язык:
"Две деревни в Кубинском, одна в Дербентском, две в Шекинском и большое племя в Ширванском уездах поныне называются арабами, и часть из них до сих пор говорит между собою испорченным арабским языком”.
Но, растворившись в местном населении, арабы передали ему часть своей культуры, менталитета и антропологического облика. До сих пор и в Иране, и на Кавказе можно встретить людей арабского типа – с пухлыми губами, очень смуглой кожей и кучерявыми волосами. Это отмечал еще русский писатель В.В.Величко в своей книге "Кавказ”.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны: