Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Арабы Кавказской Албании

След первых мусульманских проповедников на карте Восточного Кавказа

За бурную и противоречивую историю, наши народы пережили влияние многих могущественных соседей и культур. Персидское и тюркское влияние на народы лезгинской группы было одним из самых мощных.
 
При этом не менее мощным, а в некоторых сферах даже более масштабным, было влияние на культуру лезгинских народов со стороны арабоязычной мусульманской культуры. Изучение пластов истории того периода открывает перед нами много интересных страниц.
 
Начало и нарастание арабского влияния
 
Вторжение арабо-мусульманских сил в Кавказскую Албанию началось при халифе Умаре бин аль-Хаттабе в 642 году. По сообщению арабского историка аль-Балазури, в 654 году по приказу следующего халифа Усмана бин аль-Аффана арабский полководец Сальман ибн Рабиа ал-Бахили двинулся в Арран (Кавказскую Албанию).
 
Автор пишет в своей хронике: «Передают, что Сальман отправился к месту слияния Ар-раса (Аракса) с Курром (Курой) за Бердиджом, переправился через Курр, занял Кабалу и заключил с владетелями Шаккана и Камибазана мир, с условием платить подать. Такой же мир заключили с ним (Сальманом) и жители Хайзана, и царь Ширвана, и остальные цари гор, и жители Маската и Шабирана и города Баб (Дербента). 
 
Это был только первый эпизод появления арабов на территории Албании. За ним последовали сотня лет кровавого противостояния мусульман-арабов с хазарами, полем битвы для которых стали именно албанские земли. Все большее укрепление арабов в Албании сопровождалось и укреплением арабского влияния в культуре и общественной жизни.
 
Молодой дагестанский ученый Наида Азизова пишет, что на рубеже VII-VIII вв. арабы из новоприобретенных кавказских территорий формировали «очаги арабской культуры», расселяя арабов на периферийных участках Халифата, тем самым усиливая позиции ислама в данном регионе и укрепляя границы молодого государства». 

Арабское проникновение в земли Кавказской Албании шло постепенно на фоне войн с хазарами. Для большего успеха арабам нужно было укрепить свои позиции на данной территории.

С этой целью халифы расселяли арабские группы вдоль самого важного со стратегической точки зрения населенного пункта – Дербента. В разные периоды в Дербент и Южный Дагестан были переселены десятки тысяч семей из Ирака, Шама и других исламских регионов.

Освоение Дербента и его земель

Академик Зия Буниятов в книге "Азербайджан VII-IX вв.” пишет, что "Маслама переселил в Дербент 24 тыс. арабских воинов из Сирии. Арабы поселили близ Дербента тысячи мусульман с семьями в существовавших и вновь построенных крепостях и опорных пунктах – в Рукеле, Кале-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге, Бильгади, Камахе, Баб-Ваке и других местах. 


Сам Дербент был разделен на кварталы - Палестинский, Дамасский, Хомсский, Кайсарский, Джазирский, Мосульский. В каждом из этих кварталов были возведены квартальные мечети с соответствующими же названиями. Кроме них была построена еще центральная мечеть Масджид аль-Джами. Она сохранилась до наших дней и носит название Джума-мечеть. 


И таких исторических сведений о расселении арабов в Кавказской Албании – очень много. Арабский историк Ахмад аль-Балазури (ок. 820-892) в своей книге "Футух аль-булдан” ("Завоевания стран”) отмечает: "Когда арабы заняли Кавказскую Албанию, туда устремились их племена из двух округов (Куфы и Басры) и из Сирии”.

 
Согласно книге "Тарих” ("История”) Ахмада Йакуби (ум. в 897 г.): "Харун ар-Рашид назначил правителем Аррана (Кавказской Албании) Йусуфа ибн Рашида ал-Мулами, и тот переселил в страну часть арабов-низиритов, так что в его правление их число значительно увеличилось, в то время как до этого здесь преобладали йеменцы. 

Расселялись арабские воины также вдоль всего комплекса оборонительных стен Даг-Бары – крепостной стены, построенной еще персами от Дербента почти до сегодняшнего Хучни. 


Причем особенность заключалась в следующем: арабы-воины, охранявшие границу Халифата, жили в крепостях, встроенных в саму стену, а их семьи селились вдоль этой стены - к югу от нее, в специально отстроенных для них жилищах. 


Долгое время эти группы жили изолированно, не смешивались между собой даже арабы из разных уголков Ближнего Востока, что, вероятно и помогло им сохранить локальные и племенные различия. 


Следы арабов на карте

Некоторые арабские группы переселились дальше - западнее Дербента, ближе к селению Кумух и основали свое собственное село. К сожалению, оно не сохранилось, а о присутствии здесь когда-то йеменских арабов говорят только источники и старое кладбище «Йаманит». 


Арабы в годы освоения земель Кавказской Албании – как в южной ее части, так и в северной – основали бесчисленное количество поселений. Назывались они по разному, но часть из них содержала в своем названии слово «араб».


До сих пор на карте Восточного Кавказа существует немало населенных пунктов, начинающихся со слова "араб”. Как память о когда-то проживавших в Албании арабах, в Дагестане и Азербайджане сохранились селения, названия которых начинаются со слова "араб”. Например: 

* Арабляр ("арабы”),

* Араблинка,


* Араб ("араб”), 

* Арабушагы ("дети арабов”), 

* Арабсарван ("араб Сарван”, "араб, погонщик верблюдов”), 


* Арабгадим ("араб Гадим” или "Староарабовка”), 


* Арабмехдибей ("араб Мехди-бей”), 


* Арабли (арабское), 


* Араблар (арабы), 


* Арабенгидже ("Новоарабовка”), 


* Арабали ("араб Али”), 


* Арабкеймураз ("араб Кеймураз”), 


* Арабдагна ("араб Дагна”), 


* Арабхаджи ("араб Хаджи”), 


* Арабшамлы ("сирийские арабы”), 


* Араббасра ("арабы из Басры”), 


* Арабшейх ("арабский шейх”), 


* Арабшахверди ("араб Шахверди”), 


* Арабгияслы ("араб Гияслы”), 


* Арабчалтыкчи ("араб-рисовод”), 


* Арабджабирли ("араб Джабирли”), 


* Арабхана ("арабский дом”), 


* Араббабирхан ("араб Бабирхан”), 


* Арабкардашхан ("араб Кардашхан”), 


* Арабкукель ("арабский Кукель”), 


* Арабоджаг ("арабский очаг”), 


* Арабшаки ("арабский Шаки”) и др. 


Принятие ислама и влияние арабской культуры

Очень скоро большая часть населения Южного Дагестана приняла ислам, а вместе с ним и арабоязычную культуру, науку, логику, литературу и т.д. В странах, входивших в состав единого исламского государства, в том числе и в Албании, был значительно распространен арабский язык.


Этот язык являлся государственным языком. Арабский язык был здесь языком науки, как латынь – в странах Запада. Однако лезгины сохранили и свой язык, развивая его на основе арабского алфавита.
О том, что у лезгин продолжалась письменность на родном языке, но на арабской графике, говорит сообщение арабского автора Закарийи ал-Казвини.


Из мусульманских стран Востока в Албанию поступала обширная литература на арабском языке. Она охватывала различные стороны богословия, а также историю, географию, астрономию, химию и точные науки.


Со временем на землях Албании появились свои великие ученые, мыслители, правители и герои. Ученые Албании занимались медициной, астрономией, географией, историей и философией. Ученый Якуб Хамави называет имена крупных ученых бардинцев: Макки ибн Ахмад аль-Бардаи, Сайд ибн Алуру аль-Азди, Абду-Лязиз ибн аль-Хасан аль-Бардаи.


Не говоря уже об ученых Дербента, Шемахи, Хиналуга и других городов мусульманской Албании. В более позднее время - 13-15 вв. формируется группа людей, претендующих не только на арабское происхождение, но и на родство с пророком Мухаммадом. Все это было связано с престижностью положения и социального статуса «потомка». 


Растворение арабов


При этом на землях Албании долгое время сосуществовали населенные пункты местных народов с поселениями арабов. Арабы не стремились к арабизации местных жителей в албанских землях. 


Наоборот, сами арабы стали утрачивать в условиях Албании свой язык и обычаи, переходя на язык коренных жителей, ассимилируясь с ними, воспринимая уклад их жизни. Именно с этим связан тот факт, что, несмотря на огромное количество переселенных сюда арабов, они практически все растворились в местных народах. Оставив о себе лишь память в названиях сел и кварталов.


Однако некоторые жители ряда арабских сел еще в 19 веке говорили на арабском языке. Так, историк Аббаскули ага Бакиханов (1794-1847) в своем труде "Гюлистани-Ирем” пишет о существовании в его время отдельных групп арабов, сохранивших свой язык: 


"Две деревни в Кубинском, одна в Дербентском, две в Шекинском и большое племя в Ширванском уездах поныне называются арабами, и часть из них до сих пор говорит между собою испорченным арабским языком”.


Но, растворившись в местном населении, арабы передали ему часть своей культуры, менталитета и антропологического облика. До сих пор и в Иране, и на Кавказе можно встретить людей арабского типа – с пухлыми губами, очень смуглой кожей и кучерявыми волосами. Это отмечал еще русский писатель В.В.Величко в своей книге "Кавказ”.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Проект под названием "Путешествие в Кавказскую Албанию"

Кавказская Албания и Иран

Тайны албанского Ширвана

Хазарская катастрофа Албании

Сто лет войны Халифата и Каганата

Комментарии (86)
Комментарий #86, дата: 06 июль 2014 13:16

Само название этой статьи "Арабы Кавказской Албании" не отличается историчностью, противоречит реалиям истории. В Кавказской Албании, когда она существовала, никаких арабов не было. Чтобы мы сегодня не говорили, по факту, с приходом арабов на Кавказ связаны окончательное уничтожение Кавказской Албании, как историко-политического явления, уничтожение письменности Кавказской Албании, нанесение существенного урона самобытной культуре народов, населявших Кавказскую Албанию. Они, арабы, явились как враги народов и образований, которые ранее входили в Кавказскую Албанию, и наши предки их так и воспринимали, как врагов, и потому долго боролись с ними за свои земли и за свою культуру. Может быть, потом арабы привнесли в жизнь наших предков что-то хорошее, но это тема другого разговора…

 

А по отношению к моменту, когда Кавказская Албания была, а потом перестала быть, статью лучше было бы озаглавить: «АРАБЫ – ВРАГИ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ».


Комментарий #85, дата: 16 май 2014 14:21

Цитата: Tahar
Цитата: Zaman
Мне интересен один вопрос. Если на сайте, на который здесь намекают был во всем хорош, то почему многие покинули этот сайт

 
Тут целый ряд причин. Причем, как объективного (конкуренция других интернет-ресурсов), так и субъективного (человеческий фактор) характера. Вообще-то, в данной теме никто не утверждал, что форум, якобы, "опустел из-за того, что ушли "религиозники". Не надо выдумывать. Говорилось, что это "одна из причин", не более того. Одна из многих других. По-моему, есть разница. Так называемых "религиозников" на форуме никогда не было много. А плохо то, что даже самые адекватные из них - образованные и интересные собеседники, имеющие свой взгляд на вещи - подвергались осмеянию. Одной из главных причин упадка форума (если не самая главная) является, на мой взгляд, затянувшаяся череда технических реформ. Это действительно так. Именно по этой причине многие перестали посещать ресурс. Но есть и некоторые другие, возможно, менее значимые причины. Например, деятельность на форуме некоторых пользователей. Этнокультурный форум некоторые стали превращать в ярмарку тщеславия и самолюбования, место самоутверждения и реализации амбиций, банального сведения личных счетов и грязных склок. Отдельным пользователям явно изменило чувство меры. Такт, сдержанность и доброжелательность уступили место крикливости, высокомерию и нетерпимости. Нашлись такие, кто стал рассматривать форум чуть ли не как свою личную "помеченную" территорию, где нет места "чужакам". В условиях, когда руководство сайта не могло уделять ему должного внимания, форум, пущенный на самотек, стал чахнуть. Форум стал скучным, однообразным, а самое печальное - предсказуемым. Во всяком случае, для меня. К сожалению, "саморегулирующимся" форум так и не стал, а если и стал, то это привело к пагубным последствиям. Как результат - нынешнее состояние форума.     
 

 Спасибо всем ответившим на мой вопрос! Надеюсь, раздор на другом сайте станет еще одним уроком того, что не стоит из-за собственных амбиций наносить ущерб единству.


Комментарий #84, дата: 16 май 2014 14:16

[quote=муртуз]  Давайте попробуем обсуждать темы, которые нас еще больше сплотят. Например, что такое ЛЕЗГИВАЛ?!
 Многие наверное удивятся, но оказывается, у афганских пуштунов, есть сво кодекс поведения, который звучит как "Пуштунвалай" (прямо как ЛЕЗГИВАЛ)))
 
 
    .... "бажанах" , "язна" - на лезгинском, армянском, таджикском означаеют одно и тоже. В таджикском слова "ингье" , "гьамише" переводятся как "ВОТ" и " ВСЕГДА" соотв-но. Вот вам и пища для размышлений. 
    Схожесть слов в лезгинском языке и языках наших соседей - либо результат длительного культурного влияния Персии, либо отголосок ,ВОЗМОЖНО, некогда общих корней.....( пару десятков тысяч лет назад  winked

  Вообще-то сами персы перремололи многие малые народы, в том числе лезгиноязычные. Сейчас говорить, что все похожие с персидскиеми словами, являются чисто персидскими не стоит. Более корректно, говорить, об индо-европейских корнях этих слов...

 


Комментарий #83, дата: 16 май 2014 10:36

  Давайте попробуем обсуждать темы, которые нас еще больше сплотят. Например, что такое ЛЕЗГИВАЛ?!
 Многие наверное удивятся, но оказывается, у афганских пуштунов, есть сво кодекс поведения, который звучит как "Пуштунвалай" (прямо как ЛЕЗГИВАЛ)))

 

 

    .... "бажанах" , "язна" - на лезгинском, армянском, таджикском означаеют одно и тоже. В таджикском слова "ингье" , "гьамише" переводятся как "ВОТ" и " ВСЕГДА" соотв-но. Вот вам и пища для размышлений. 

    Схожесть слов в лезгинском языке и языках наших соседей - либо результат длительного культурного влияния Персии, либо отголосок ,ВОЗМОЖНО, некогда общих корней.....( пару десятков тысяч лет назад  winked

  


Комментарий #82, дата: 15 май 2014 20:34

Цитата: Zaman
Мне интересен один вопрос. Если на сайте, на который здесь намекают был во всем хорош, то почему многие покинули этот сайт

 

Тут целый ряд причин. Причем, как объективного (конкуренция других интернет-ресурсов), так и субъективного (человеческий фактор) характера. Вообще-то, в данной теме никто не утверждал, что форум, якобы, "опустел из-за того, что ушли "религиозники". Не надо выдумывать. Говорилось, что это "одна из причин", не более того. Одна из многих других. По-моему, есть разница. Так называемых "религиозников" на форуме никогда не было много. А плохо то, что даже самые адекватные из них - образованные и интересные собеседники, имеющие свой взгляд на вещи - подвергались осмеянию. Одной из главных причин упадка форума (если не самая главная) является, на мой взгляд, затянувшаяся череда технических реформ. Это действительно так. Именно по этой причине многие перестали посещать ресурс. Но есть и некоторые другие, возможно, менее значимые причины. Например, деятельность на форуме некоторых пользователей. Этнокультурный форум некоторые стали превращать в ярмарку тщеславия и самолюбования, место самоутверждения и реализации амбиций, банального сведения личных счетов и грязных склок. Отдельным пользователям явно изменило чувство меры. Такт, сдержанность и доброжелательность уступили место крикливости, высокомерию и нетерпимости. Нашлись такие, кто стал рассматривать форум чуть ли не как свою личную "помеченную" территорию, где нет места "чужакам". В условиях, когда руководство сайта не могло уделять ему должного внимания, форум, пущенный на самотек, стал чахнуть. Форум стал скучным, однообразным, а самое печальное - предсказуемым. Во всяком случае, для меня. К сожалению, "саморегулирующимся" форум так и не стал, а если и стал, то это привело к пагубным последствиям. Как результат - нынешнее состояние форума.     

 


Комментарий #81, дата: 15 май 2014 14:41

Опять технические перетурбации да злая рука Баку...

Мне, честно признаться этот спор так же неинтересен, Багаудин. Гораздо важнее итог, который мы сегодня наблюдаем с практически отвергнутым многими  ресурсом. И, в отличии от Вас, нахожу это весьма примечательным символом, прямо связанным с потенциалом возрождения лезгинского народа. Мира  Вашему дому.

 


Комментарий #80, дата: 15 май 2014 13:52

Цитата: Gatagvi
Оттуда ушли ведь не только "религиозники" и Вы это прекрасно знаете и прекрасно знаете почему. 

Скажите же нам, почему.))) Хунвейбины, мао...- поконкретнее можно?

Причин очень много, и поэтому я говорю, что сайт опустел не из-за какого-то якобы наезда на религиозников. Я вообще-то об этом. А вы о чем?)))

Многие форумчане просто остыли к сайту, кто-то повзрослел и в эти игрушки не играет. Аз-ские лезгины почти перестали заходить на сайт, потому что некоторых кое-куда вызывали и беседы с ними вели. Но я свою точку зрения выразил еще на сайте Шарвили, что главной причиной его опустения явилась череда реформ, когда с одной платформы на другую, я уже и сам хотел плюнуть, надоело разбираться в новых функциях. Многие не смогли восстановить свои ники. Была чехарда.

Мне этот спор вообще неинтересен. Было устверждение, что сайт опустел из-за того, что ушли религиозники. Я считаю, что это полная чушь. Вот, собственно, и все.

Цитата: Gatagvi
кавказвеб ...постоянно варьировал на грани экстремистских сайтов как дремучий рассадник ксенофобии и радикальных религиозных настроений
Никто не хочет, чтобы сайт Шарвили варьировал так же, поэтому перед желающими демонстировать свою религиозность просто ставились некоторые вопросы, на которые они не могли дать ответов.


Комментарий #79, дата: 15 май 2014 11:56

А кавказвеб же, думается, закрылся совершенно по иным причинам. Скорее, его закрыли, на нем всегда был пресс сверху, и оно понятно. Он постоянно варьировал на грани экстремистских сайтов как дремучий рассадник ксенофобии и радикальных религиозных настроений на виртуальных просторах.

Так что отождествеление причин упадка различных сайтов в данном случае абсолютно некорректное.


Комментарий #78, дата: 15 май 2014 11:52

Цитата: Багаудин
Это судьба многих этнических сайтов. Даже Кавказвэб закрылся, потому что посещаемость резко упала. Не знаю, с чем это связано, но такая общая апатия. Люди в основном сидят в ФБ или Твиттере, Вконтакте и ОК. я не знаю причин, но уж точно не по причине каких-то наездов на верующих. никто на сайте Шарвили верующих не ограничивал. Допускаю, что кто-то ушел по причине того. что не смог что-то противопоставить аргументам атеистов, но таких верующих никогда много не было, раз, два - и обсчелся. У остальных просто, по-лезгински говоря, фурсар, не более того.

Чего только не напридумаешь в свое оправдание...
Нет, чтоб сразу признать, что сайт хоть остался со старым названием, но форум де-факто переродился в частный бюллетень, с обслуживающим его административным персоналом. Монологи, иногда переходящие в диалоги, а еще реже в какое-то хоть более серьезное обсуждение стали его визитной карточкой.

Оттуда ушли ведь не только "религиозники" и Вы это прекрасно знаете и прекрасно знаете почему.
Попытки осуществить своеобразную "этнокультурную революцию" в лучших традициях маоистской эпохи вместе с компанией модераторов, приодевшихся в рубашки натуральных хунвэйбинов - вот истинная причина того, что громко названный "храм лезгинкости", за редким исключением, сегодня почти никому не интересен. Но признать это сложно, легче для себя  озвучивать версии под названиями "фурсар" или "убежали". Не выдержали, так сказать, слова гениев...

 


Комментарий #77, дата: 14 май 2014 20:31

Цитата: Zaman
Цитата: Багаудин
Цитата: Zaman
Цитата: Gatagvi
Более того, тут, как говорят в народе, и ежу понятно, в сущности этим борцам безразличны любые из этих захватчиков, в том числе, и пресловутые древние арабы. Цель этих нападок очевидная - ИСЛАМ. ВЕРА более чем пятидесяти поколений наших предков, с которой они рождались, жили, сражались, умирали...

 Я не знал, что тут втихую идет очередная идеологическая рубка. Согласен с каждым Вашим словом! Но все таки призываю стороны не  развивать темы, которые лишь разрушают лезгинское единство. Давайте попробуем обсуждать темы, которые нас еще больше сплотят. Например, что такое ЛЕЗГИВАЛ?!
 Многие наверное удивятся, но оказывается, у афганских пуштунов, есть сво кодекс поведения, который звучит как "Пуштунвалай" (прямо как ЛЕЗГИВАЛ))) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0




%BB%D0%B0%D0%B9

 
П.С. И как после этого не поверить, что Кандагар это лезгинское слово?))))
 
Давно подозревал, что "-вал" - не лезгинский суффикс.
 

 А может всего лишь созвучие? Кстати, в Таджикистане есть район и город, который называется Гиссар http://www.komandirovka.ru/cities/gissar/ (прямо как лезгинский Куссар). Интересно, это простое созвучие или же есть определенная связь?
 
Анализ соседних языков и лезгинских диалектов позволяет сделать вывод, что исконным лезгинским суффиксом является -хьин.





Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия