Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лакзи Юсуф и Дарбанд-нама

Мы должны воскресить в памяти забытые имена своего народа

 

Лезгинский народ, несмотря на свою малочисленность – обладатель невероятно глубокого духовного, интеллектуального и культурного наследия. Однако наша трагедия в том, что мы плохо знаем о своем богатейшем наследии.
 
Восстановление целых исторических пластов, хроник, фактов и имен – займет у нас многие десятилетия. Наш сайт методично ведет эту работу, извлекая из глубин истории все больше неизвестных широкому читателю фактов и имен.
 
Сын Лакза
 
Одним из таких забытых нашим поколением имен является крупный ученый, мыслитель и историограф Лакзи Юсуф. Его имя уже свидетельствует, что он подчеркивал свое происхождение из «страны лезгин» - «Лакз».
 
Жизнь его пришлась на 11 век в легендарном Дербенте. Согласно господствовавшей в то время арабской традиции, он носил длинное имя аль-Лакзи ибн ал-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб аль-Факих аль-Баби.
 
Кстати добавление аль-Баби в его длинной родословной указывает именно на его дербентское происхождение. Поскольку долгое время, до появления персидского названия «Дарбанд», Дербент носил арабское имя «Баб» - «ворота», или более полный вариант «Баб уль-Абваб» - «ворота ворот».
 
Лакзи Юсуф умер, примерно, в 1089 или 1090 году. Он был знатоком хадисов – преданий пророка Мухаммада (мир ему) и придворным историографом династии Аглабидов, правителей Баб аль-Абваба (Дербента).
 
Эхо аль-Газали в Багдаде
 
Лакзи Юсуф был также крупным знатоком фикха - мусульманского права в рамках шафиитской школы. Обучался праву он в Багдаде у известного факиха (знатока фикха) Абу-ль-Музаффара ac-Самани, деда автора "Китаб ал-ансаб" Абу Сада.
 
В период своей учебы в Багдаде Лакзи Юсуф был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-ль-Музаффара. Кстати в Багдаде же учился и сын самого Лакзи Юсуфа - Абу Абдаллах аль-Хасан, живший в первой половине 12 века.
 
Абу Абдаллах, сын Лакзи Юсуфа, учился в Багдаде у известного суфийского шейха ибн аз-Захра ат-Турайсиси. Что интересно, сын Лакзи Юсуфа был особенно близок к еще одному шафиитскому ученому Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи, ученику самого Абу Хамида аль-Газали.
 
Абу Хамид аль-Газали был выдающимся мыслителем своего времени. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам.
 
Аль-Газали детально изучал положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, права и логики до философии. Вполне очевидно, что, живя в один период с таким крупным ученым как аль-Газали, и ведя дружбу с его учениками, Лакзи Юсуфа не мог не попасть под интеллектуальное влияние великого ученого.  
 
Авторство Дарбанд-нама
 
Лакзи Юсуф, являвшийся историографом дербентской династии, сегодня считается одним из наиболее вероятных авторов первоначальной версии исторической хроники «Дарбанд-нама» - важнейшего источника по истории Кавказа.
 
Книга содержит также ценные сведения по истории Дагестана 5-11 веков, включая обширные области южнее Самура, ныне входящие в состав Азербайджана. Но вокруг авторства данного труда долгое время велись споры.
 
Поскольку до недавнего времени под «Дарбанд-нама» подразумевалось компилятивное сочинение 17 века другого автора – Мухаммада аль-Аваби аль-Акташи из дагестанского Эндирея.
 
Это известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках сочинение. Молдавский господарь, впоследствии российский князь Дмитрий Кантемир в 1722 году впервые перевёл «Дарбанд-нама» на латинский язык и тем самым ввёл в научный оборот.
 
С тех пор оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако, выясняется, что аль-Акташи написал свою версию своего сочинения на более ранней версии 11 века с тем же названием.
 
Но долгое время установиться авторство первоначальной версии «Дарбанд-нама», о существовании которой говорили многие исследователи, до сих пор не могла быть решена из-за отсутствия достаточных фактических данных.
 
Позднее стало известно, что первоначальная версия «Дарбанд-нама», давшая название позднейшей компиляции аль-Акташи, могла быть написана именно в период жизни историографа дербентской династии Аглабидов – Лакзи Юсуфа.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Сын Хиналуга – Хаким Хунлики

Лакзи Маммус, как предтеча Яраги

Мавлид и лезгинская мысль. Возродить тысячелетнюю духовную традицию

История Лезгистана не горит

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 19 июль 2014 18:53

Цитата: Tahar
Почему-то в статье даже не упомянут ученый-лезгин, благодаря которому и стало впервые известно почти все, о чем говорится в статье.

  +++++++


Комментарий #2, дата: 19 июль 2014 15:26

Почему-то в статье даже не упомянут ученый-лезгин, благодаря которому и стало впервые известно почти все, о чем говорится в статье.


Комментарий #1, дата: 18 июль 2014 18:23

Зря вы написали про него .Щас азерТУрКи прочтут потом обьявят его азерТУрКом а потом заплатят кому надо (они знают кому) что бы его признали таковым.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия