Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульские Сарфун и Суфиян

Версия происхождения древних ойконимов Южного Дагестана от Гаджи Алхасова

Определяя цель научного познания языка, великий грузинский языковед Арнольд Чикобава утверждал, что теоретическое изучение языка не имеет более важной задачи, чем изучение его в связи с народом и его историей. Актуальность данного высказывания наиболее наглядно проявляется, когда исследователь сталкивается с вопросами, для решения которых информация из источников бывает недостаточной или она сама требует подтверждения иными средствами. Тогда на первый план выходит «Более живое свидетельство о народах, чем кости, оружие, могилы. Это их язык», как о том писал Яков Гримм.

Настоящая статья является попыткой с помощью методов реконструкции языка разрешить подобную задачу. Связана она с определением исторического места двух ойконимов Сарфун и Суфиян-шагьар, присутствующих в агульской топонимике. Оба термина относятся к одному и тому же объекту – бывшему поселению агулов, расположенного на расстоянии 2,5 км. к югу от с. Бедюк Агульского района в местности с одноименным названием Сарфун.

В форме Зайбун-дин к1ил «вершина Зайбун» это название носит и вершина, которая непосредственно высится перед поселением. Сам термин Сарфун является интерлингвистическим и потому помимо самих агулов известен и соседним народам, в частности, лезгинам. В прошлом, как утверждают представители старшего поколения агулов, это название и представления о местности, которую им обозначается, имела и более широкое распространение.

В народе местность Сарфун и расположенное здесь одноименное поселение считается священными, и, поэтому, особо почитаемыми объектами. Обязательным элементом молитв жителей окрестных селений является поминание в них сарфундин эреллар «святых духов Сарфуна». В общем, народная традиция в истории этого поселения усматривает некий сакральный элемент. Поэтому надо отметить, что из объектов имеющих прямое отношение к религии здесь имеются три святилища - «пиры» (мн.ч.) и два старых кладбища. Судя по надписям на надгробиях, кладбища имеют сравнительно позднее (мусульманское) происхождение.

Над верхней границей поселения, на высоте известной как КIаглаяр «Башни» сохранилась цокольная часть двух смежных строений четырехугольной планировки и размером 30х10 м. Высота цоколя -0,5 м. С севера сюда ведет старая дорога. До недавнего времени здесь еще можно было увидеть и следы оборонительной стены, тянувшейся от этих построений до отвесного склона к востоку от поселения.

Немного выше от этих башен на расстояние несколько километров на север тянется сравнительно неширокое, но абсолютно ровное плато. Его, по направлению с запада на восток, пересекает древний торговый путь, известный как ХIулар вере рякъ - «Дорога послов», который в прошлом позволял, минуя Дербент выйти в Прикаспийские степи. Согласно устной традиции агулов именно на этом плато некогда состоялась битва агулов-филанцев с гуннами.
К западу от Сарфуна (поселения) расположены остатки еще одного небольшого поселения, известного как ЖагьутIарин хулар - «еврейские дома».

Несмотря на то, что с географической точки зрения Сарфун крайне удобное место для проживания, сами агулы считают его бесперспективным в долгосрочном плане, т.к. полагают, что все поселения, возведенные здесь, неизбежно будут разрушены. В течение истории так было неоднократно. В последний раз Сарфун был разрушен в 1735 году Надиршахом. Как на свидетельство тех событиях жители окрестных сел указывают на местечко ХIа ратт – «большой ток», где воины Надира растоптали лошадьми женщин и детей, восставших против него агулов. В народе эту варварскую акцию называют «шаххирманом».

Согласно другому преданию до этого город был разрушен еще одним завоевателем, который, будучи не в силах сломить сопротивление жителей поселения, приказал захватить пожилую женщину, вышедшую из крепости к речке за водой. В обмен на золото и обещание сохранить жизнь своим сыновьям она согласилась ночью тайком открыть ворота города. Но после того как это было сделано, завоеватель дал указание в первую очередь умертвить ее детей, а затем, приказал залить ей горло расплавленным золотом, что было ей обещано за предательство. При этом будто бы завоеватель, оправдывая свою жестокость, сказал, что, если сегодня она предала своих соплеменников, то в будущем предаст и чужих.

Очередная легенда, связанная с Сарфуном гласит, что в другой раз жители этого поселения, чтобы не достались врагам, спрятали где-то поблизости, реликвии агулов - молотильные доски – «ярар» из чистого золота. Такова вкратце преамбула темы. Нам она понадобилась для того, чтобы отметить, что многие моменты, обозначенные в фольклорных пассажах, присутствующий во всем этом сакральный мотив и сами эти топонимы тесно между собой связаны, что мы и попытаемся ниже продемонстрировать. 

Так, сопоставление названия Сарфун с имеющими историческими и лингвистическими данными позволяет расценить его как структуру, компоненты которой принадлежат разным языкам: часть сар- иранскому языку, а часть - фун общелезгинскому лексическому субстрату. Сравните среднеперсидское *зар «свет, заря, сияние, блеск» и дагестанское (рут.) бан «гора».

Подобные композитные топонимические образования в агульском языке не редкость. А переходы /р-й/ и /б-ф/ явления типичные для южнодагестанских языков. Учет этого фактора позволяет в качестве первоосновы представить форму *Зарбун и считать, что первоначально им называлась вершина, которая непосредственно высится перед поселением. Сейчас она носит название Зайбун(-дин кIил) «вершина горы Зай».

Впоследствии его фонетическая модификация Сарфун распространилась и на, располагавшееся у подножия поселение, а затем и на всю местность. Предания гласят, что на этой вершине некогда располагались какие-то древние сооружения. Если устные сообщения соответствует действительности (а то, что это так подтверждает следы каменных строений, которые нередко можно обнаружить здесь до сих пор), то компонент *зар «свет, заря, сияние, блеск», а значить и «огонь» входящий в состав этого топонима можно связать с указанным выше фактом. Такой шаг в свою очередь дает возможность классифицировать эти бывшие сооружения как храмовый комплекс огнепоклонников. С точки зрения семантики и фонетики, здесь нет каких – либо противоречий.
С другой стороны Сарфун это вторичное название поселения, ибо его исконное название считается Суфиян - шагьар. А что касается его генезиса, то, на наш взгляд, оно этимологически восходит к иранскому (пехлевийскому) религиозному термину *спиан «святой».

Первоначальная авестийская форма его «спэнта» является одним из самых ключевых понятий зороастризма. Она используется по отношению к Ахура – мазде и ко всем его творениям. По М.Бойсу оно означало «обладающий силой», а в отношении благих божеств азатов – «обладающий силой помочь». Благодаря длительному и частому употреблению в религиозных контекстах выражение «спэнта» приобрела новое значение – «святой, благой».

Но в агульском языке, согласно его произносительным нормам, ни стечение согласных в начале слова, ни стечение гласных в середине его, которые присутствуют в термине «спиан», невозможны. Поэтому агульцы при его произношении имеющиеся в слове стечения разрушали вставками: начальное стечение сп гласной вставкой /и / (т.к. после согласного /п / также идет переднеязычный гласный), а стечение / иа / - вставкой среднеязычного /й/. В результате такой лексико-семантической адаптации пехлевийское слово «спиан» закономерно изменилось в «сипийан». В последствии, под влиянием имени собственного Суфйан арабского происхождения (агульск.Суфийан), оно модифицировалась в Суфийан, который в номинативном плане используется с определением шагьар «город».

Таким образом, совершенно определенно можно заявит, что здесь действительно был город Спиан – «Святой – шахр». Размеры поселения не должны нас смущать, ибо статус города в то время определялся не его размерами, а той общественной ролью, которую он выполнял.

Лингвистические выводы подтверждаются и историческими данными. Так, известно, что кавказские народы еще в 1 тыс. до н.э. оказались в зоне влияния иранской империи, в том числе и его имперской культуры и религии. Но наиболее ощутимым это влияние становиться в Сасанидский период. Так, например, «царь царей» Шапур I (242 – 272), верно оценив огромную роль северных границ в судьбе Ирана и подвластных ему областей, уже в 252 г. совершает экспедицию к Дербентскому проходу.

Именно к этому периоду относится и активизация целенаправленной церковной дипломатии и последовательной, организованной миссионерской деятельности в регионе. Подогревал ее верховный жрец, мобед зороастризма и «судья всей империи» Кирдэр. Как он рассказывает в одной своей надписи в Сармешхеде, среди стран, где он учинил священные огни, назначил жрецов, наряду с Арменией и Грузией числиться и Албания.

Начала IV в. в Сасанидской империи совпадает с реформами в религиозной сфере, среди которых особо значимые – календарные изменения, поощрение культа храмовых огней, создание «пехлевийской» литературы. Примерно в это время был переведен на пехлевийский язык и канонизированный текст Авесты. В результате появился термин «Зенд-Авеста» - священная книга зороастризма с толкованиями, написанная на пехлеви.

Сасаниды принимают энергичные меры для введения персидского языка в качестве единственного и официального в Ираншахре. В области внешней политики это было время завоеваний и нововведений. Зороастрийские миссионеры проводили активную работу на окраинах империи, и поселяли у границ и горных проходов своих единоверцев – огнепоклонников.

Влияние сасанидов на Восточном Кавказе усиливается при царе Шапуре II (309 -379), который от политических интриг переходит к прямым военным действиям в регионе. Как сообщают об этом источники «Он (Шапур II) побудил людей всех областей обратиться к богу Ормузду». В целом эти и другие подобные им сообщения, безусловно, подчеркивают то, что Дагестан, в том числе и Агул, были непосредственными зонами иранских интересов. И поэтому общий вывод, вытекающий из всего сказанного, заключается в том, что в начале IV в. сасанидами в местности Сарфун был основан зороастрийский религиозный центр Спиан – шахр «святой город», который в народе до сих пор известен как Суфиян-шагьар.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Чиновники высказались за обязательное изучение коми языка всеми детьми

Агул на грани исчезновения

Шабан Мазанаев: "Почему я взялся за изучение агульского языка?"

Вышел в свет «Русско-агульский словарь»

Население Восточной Финляндии требует ввести в школах изучение русского языка вместо шведского

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 22 июль 2014 15:01

Сырар кьал аттадналди ,руфун(руф-ун; ру-фун) тух жерид  туш.  Йадайар   ,экуьнахъ хъецел экъуьч1ай  Турлымаз,гьалама  куьчедин а пата кьуд патаз .чинеба вил йаз ацукьнавай   Гьурцум киши акуна.  Патав фена  салам гана ,рахунрик экуьч1 тавуна  тадиз жузуна . -Гьурцум ба !!...  Ша чун шилле-шилле  къугъун .  Кьве къуншидин арада тек т1имил тирт1а 60 йаш авай ,гъвеч1идан ц1уд йуьс тир. -Ша ман   и гаф сивйай акъатзамазни  и к1елти къекъвена гьа са шилле чикьвена ,кам къулухъ вигьена  :- Ба... къенин сафайар куьтйагь хьана . лагьана хъфена . Аллагьди куь фикирар ,хийалар ва к1валахар хейирлубур авурайман. Амин .   Мы видим то что видим  . С правильностю лигви-й точки зрения ,никто не праве осуждать Его. С исторической точки зрения не вижу потверждения точки зрения Гаджи с событиями . НО не замечанным нельзя оставлять один факт к которому 1000...вопросов.Хейир хьуй ...  Смею добавит.  Заратустра-Зарат-устар. Зарат -тараз.  Одногорбый верблюд и есть прообраз весов,как кран жираф и т.д.


Комментарий #4, дата: 22 июль 2014 12:07

Готовиться надо лучше, а не сетовать на опечатки.


Комментарий #3, дата: 21 июль 2014 19:23

Приношу  читателям  свои  извинения. Произошла  опечатка  в  тексте  вместо  1735 написано  1753. По  невнимательности  так  часто  происходит: вот  и админ  изменив  прежнее  название  статьи  вместо Суфиян  написали Сафиян. Но  думаю такие ошибки не  должны быть поводом  для  того,чтобы  "вопить  как  слепец,  в  руки  которого  попала  вошь" (поговорка). А  за  замечание  спасибо.


Комментарий #2, дата: 21 июль 2014 00:30

"В последний раз Сарфун был разрушен в 1753 году Надиршахом", - утверждает Алхасов. Не беда, что Надир-шах окончил свою жизнь шестью годами раньше - в 1747 году.. Вероятно, все объясняется особой исторической памятью Алхасова, выходца из "особого" района. Иначе как объяснить утверждение о том, что среди агулов еще жива "устная традиция" о "битве агулов-филанцев (!) с... "гуннами"! Комментировать опус дальше не вижу смысла. Все как обычно.


Комментарий #1, дата: 20 июль 2014 23:09

Надеюсь, в этот раз Алхасов использовал фото действительно агульских девушек, а не лакских))




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия