Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Отходничество в Лезгистане XIX-XX вв. - 1

Особенности распространенного социального явления прошлого

 

Значительный след в истории лезгин оставило такое социально-экономическое явление, как отходничество, получившее в среде лезгинских народов широкое распространение.

Отходничество или отхожий промысел это, как правило, временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в конце XIX века один из значительных источников дохода крестьянского населения.

В конце XIX века крестьяне-лезгины, не имевшие собственных земельных наделов, уходили на заработки в крупные экономические центры. Где, к слову, молодые лезгины становились отходниками в надежде накопить деньги на свадьбу, поскольку необходимо было расплатиться с долгами и содержать семью. Но главной причиной, заставлявшей крестьян уходить на заработки, являлась бедность местного населения.

Большинство отходников уходило осенью, вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане. Отходники, как правило, нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, работать каменотесами, чернорабочими и т. д. Другая же часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе.

В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезгин сильно сократился, но численность лезгин-рабочих, как показывает статистика, значительно выросла.
Одновременно город Баку стал кузницей подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа южнодагестанцев, куда приезжали особенно лезгины из Самурского и Кюринского округов, где они работали на нефтепромыслах, на механических и нефтеперегонных заводах.

Среди тех, кто уходил на заработки и работал в городах Азербайджана, были такие видные деятели лезгинской культуры как поэт и певец Саид из Кочхюра, основоположник современной лезгинской национальной литературы поэт Етим Эмин, а также поэт Тагир Хрюгский.

Известный лезгинский «стахановец» Велихан Шайдаев, который в 1927 году уехал в Баку, уже через два года получил квалификацию помощника бурильщика, став первоклассным специалистом.
В пролетарском Баку формировалось также творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

О большом влиянии революционного Баку на Южный Дагестан свидетельствовало донесение наместнику царя на Кавказе от 1905 года военного губернатора Дагестанской области: «Жители чутко прислушиваются и интересуются всем тем, что происходит в России и на Кавказе, и в особенности в Баку.

С этим последним население округа (то есть Самурского округа — прим.), и в особенности селения Ахты, тесно связано как с пунктом, где оно всегда находит заработок… Несомненно, что жизнь в Баку и все тамошние события растлевающим образом действуют на пребывающих там лезгин».

Помимо военного губернатора, процесс зарождения лезгинского пролетариата описывал и другой современник событий  Л. И. Лавров: «В конце XIX века рост числа лезгин, уходивших на заработки в Баку и другие центры, привёл к зарождению лезгинского пролетариата».
К 1917 г. среди лезгин существовала уже значительная прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе большевистской партии за утверждение Советской власти в Южном Дагестане и северном Азербайджане.
 
Лезгины активно участвовали в революционных событиях на Кавказе, в том числе и в Азербайджане. В 1905 году рабочий-большевик Кази-Магомед Агасиев создал при Бакинском комитете РСДРП лезгинскую большевистскую группу «Фарук».
Лезгинский революционер активно вёл революционную работу среди рабочих-нефтяников, организовывал в лезгинских районах северного Азербайджана красные партизанские отряды, подготавливая восстание против иностранных интервентов и мусаватистов.
 
«Внутридагестанское» отходничество

Внутреннее отходничество выражалось, прежде всего, в выполнении в соседних обществах и в других округах мастеровыми людьми (каменщиками, плотниками) работ по профилю своего мастерства, а также в поисках и выполнении там же всякого рода работ не мастеровыми людьми.

Строго установленного порядка отхода не существовало. Часть отходников уходила на заработки ежегодно, обычно осенью, после уборки урожая. Возвращались эти отходники домой обычно в конце весны, в мае-июне, когда в горах наступала пора сельхоз работ.
Часть отходников, обычно уходившая в более отдаленные районы – в промышленные центры Кавказа и во внутренние губернии России, - не возвращались на период летних сельскохозяйственных работ.


Условия работы и жизни отходников были тяжелыми, они подвергались эксплуатации. Немало их умирало от малярии и различных болезней. «Неземледельческие» и немастеровые отходники выполняли самые тяжелые и низкооплачиваемые работы.
Из-за отсутствия профессии и определенных (требуемых) навыков труда, они вынуждены были соглашаться на любые виды работ и условия труда. Заработок отходников был невысок и составлял приблизительно от 80 до 150 рублей в год на одного человека, отправляющегося на заработки. Размер заработка зависел от вида работы, её продолжительности, и даже от знания русского языка и т.д.

«Внешнее» отходничество

В Дагестане первые волны отхода крестьян начались в 1892-1893 (74 610 чел.) и 1905 гг. (81 881чел.) и охватили в значительной степени Кази-Кумухский, Самурский, Кюринский и Андийский округа. Крестьяне-лезгины из южнодагестанских районов семьями уходили на заработки в Тифлисскую, Елисаветпольскую, Бакинскую губернии и Закатальский округ.

Из архивных источников известно, что в 1894 году рабочие – дагестанцы составляли 14 % всех рабочих Баку. В то же время по переписи населения 1905 г. в Баку проживало 15 тыс. лезгин. До этого в 1900 г. из Самурского округа переехало на постоянное место жительство в другие районы 6 500 местных семей, в составе 23 150 человек.

Если в 1903 г. среди нефтепромышленных рабочих города Баку, которые были подвергнуты бюджетному наблюдению, лезгины составляли 8,4%, то в 1913 г. они уже составляли 9,2%.
Общее число всех дагестанцев в нефтяной промышленности в городе Баку в 1910 г. насчитывало 2850 человек, т. е. 8,2% всех постоянных рабочих и служащих Бакинского нефтепромышленного района составляли дагестанцы.

Но уже к 1913 г. в Баку только в одном промыслово-заводском районе города проживало 8565 дагестанцев, преимущественно из числа лезгин. В 1915 г. среди 65 тыс. специализированных рабочих нефтепромыслов лезгины составляли 12,3 % .
В 1913 г. крестьян-отходников в Кюринском округе было 8 600 человек, Кайтаго-Табасаранском - 3 828, Самурском - 23 189. По местам выхода отходников в Южном Дагестане, да и во всем Дагестане все время ведущее место занимал Самурский округ. В число лидеров входил также и Кюринский округ.

В пересчете на тысячу душ мужского населения Самурский округ в 1913 г. давал наибольший выход - 635 чел. Для сравнения Казикумухский и Гунибский округа приходилось соответственно 482 и 431 человек.
Между тем, экономические показатели Самурского округа были ничуть не хуже показателей Казикумухского и Гунибского округов: на душу населения здесь приходилось почти одинаковое количество пашни, а скота на тысячу жителей населения Самурского округа было в два раза больше, чем в сопоставляемых округах.

Что говорит о том, что экономическое положение этих районов было одинаковое, но число отправляющихся «на заработки» в расчете на тысячу душ мужского населения было в Самурском округе значительно больше.
В Ахты на 4 912 населения приходилось 2 096 отходников. Для сравнения в соседнем с Кумухом районом центре Чародинского района, селении Чарода на 1 091 жителей приходилось только 11 отходников.

Почти в одинаковом экономическом положении находились Кюринский и Кайтаго-Табасаранский округа. Несмотря на это, Кюринский округ давал в два раза больше отходников на тысячу душ мужского населения.
В 1921 г. среди рабочих только нескольких бакинских нефтяных промыслов лезгины составляли 0,9 %, в 1927 г. – 3,2 % (1,5 тыс. чел). Нередко крестьяне из Юждага отправлялись на отходничество после официальных просьб властей соседней республики.

Примером служит случай, когда в мае 1920 г. по просьбе Азербайджанского ревкома, дагестанские власти направили в Азербайджан из Самурского округа на промышленные объекты 5,2 тыс. человек. 
Отходничество было постоянным промыслом. Часть отходников оставалась в городах на постоянное жительство, другие с окончанием сезонных работ возвращались домой, приобретая хозяйственные и культурные навыки, почему и пользовались у народа особым уважением.

Благодаря отходничеству в экономические центры-города Азербайджана лезгинские народы переняли некоторые черты хозяйственного быта и культуры соседней республики.
Кроме того, если для лезгинских народностей экономическими центрами в Северном Азербайджане были города Баку, Куба, Кусары, Нуха (совр. Шеки) и Закаталы, то для Южного Дагестана таким центром был город Дербент.

Здесь необходимо отметить особую роль в налаживании экономических и культурных связей между североазербайджанскими и южнодагестанскими лезгинами таких городов Лезгистана,  как Куба и Дербент.
 
Статья подготовлена по материалам книги «Народности лезгинской группы» М. Ихилова

Алихан Амрахов

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Уже не только с гор...

Лезгины-большевики Азербайджана

Отходничество в Лезгистане XIX-XX вв. - 2

Как нам обустроить Кавказ. По рецептам Института Гайдара

Лезгины все чаще женятся на русских

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия