Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Мнимые угрозы моноэтничных анклавов

Республики Северного Кавказа: потому что нельзя быть «нерусской» такой?

 

В недавнем своем интервью «Вестнику Кавказа» академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков развеял некоторые мифы и стереотипы о Кавказе. В частности, он сказал о том, что уровень ксенофобии, в том числе и по отношению к мигрантам, в республиках СКФО ниже, чем в других регионах. В то же время Валерий Тишков выразил озабоченность возможностью превращения республик в моноэтнические анклавы, так как они, по его мнению, якобы будут способствовать формированию конфликтов на национальной почве. Еще более странными выглядят рецепты академика по профилактике такого опасного процесса.

Моноэтнические «чайна-тауны»?

Академик Тишков следующим образом выразил свои мысли:

– Увы, можно констатировать более слабый обмен населением, специалистами между республиками, они как бы все больше и больше замыкаются в себе. Сейчас необходимо поставить задачу о привлечении нетитульного населения в субъекты СКФО, как минимум, остановить его отток. Поясню, что если республики станут замкнутыми моноэтническими анклавами, то любая искра между ними будет грозить конфликтами на национальной почве.

Вообще-то говоря, между республиками СКФО никогда не было интенсивного обмена населением. Но на чем основано убеждение, что республики все больше замыкаются в себе? Академик Тишков не привел ни одного факта в подтверждение своих слов. Чисто внешне, наоборот, разного рода контакты между населением  северокавказских республик выглядят в последнее время более активными. Этому способствуют рост миграционной активности населения и законы рыночной экономики.

Хотя, конечно, основной тренд в этих субъектах – отток населения, переезжающего в крупные города и экономические центры. Тем не менее, численность представителей нетитульных северокавказских народов в республиках слабо изменилась: наблюдается и рост и ее падение.

Следует отметить и необычное выражение: «замкнутый моноэтнический анклав», которое использует известный ученый-этнолог. Такое впечатление, что речь идет не об отдельных субъектах федерации, а о каких-то «чайна-таунах» в крупных городах мира или бантустанах в ЮАР (в недавнем прошлом). Разве можно так характеризовать коренное население Северного Кавказа? Уместно ли применение к нему инструментария, который подходит для описания политики апартеида или процесса самосегрегации иноэтнических мигрантских сообществ?

Что касается моноэтничности в нашей стране, то мы уже писали об этом: Моноэтничность – это хорошо или плохо?. В 40 субъектах (почти половине) нашей страны более 90% населения представлено одной национальностью. В их числе всего две республики (Чечня и Ингушетия), а в остальных образованиях – преобладает русское население. Среди них не только области и края, но даже и Еврейская автономная область. Может, следует их в первую очередь «разбавлять», ведь сам Валерий Тишков говорит, что в этих субъектах отсутствует «многовековой опыт совместного проживания людей разных национальностей в одной среде», имеющийся на Кавказе, из-за чего и наблюдается рост ксенофобии?

Кроме Чечни и Ингушетии в СКФО нет «моноэтничных» республик. В Северной Осетии осетины составляют 2/3 населения, а в остальных трех республиках проживает несколько «титульных» народов, причем  в Дагестане удельный вес ни одного из народов не достигает и 30%. О какой моноэтничности тут может идти речь вообще?!

Добавим немножко русских и угроза устранена!

И вот эту и реальную и мифическую моноэтничность республик надо почему-то «разбавлять» нетитульными народами! По правде говоря, не совсем ясно, откуда такие необычные идеи возникли у Валерия Тишкова. Он всегда отделял политическую (гражданскую) нацию и этносы, одновременное существование которых, по его мнению, вполне нормальное явление, которое обеспечивается двойной идентичностью. Этническое многообразие в его конструкции не мешает становлению гражданской нации, так как они (народы-этносы и политические нации) функционируют на разных уровнях.

Тогда зачем бороться с моноэтнизацией? Разве для укрепления единства российской нации обязательно следует смешивать народы, живущие в нашей стране? Что в таком случае будет с политикой сохранения и управления этнокультурным многообразием, которую известный ученый, в соответствии со своим подходом, называет не национальной, а «этнической политикой»?
Видимо, Валерий Тишков, часто акцентируя внимание на наличии стереотипов в восприятии выходцев с Кавказа, и сам тоже в определенной степени оказался в их плену. Иначе зачем писать о необходимости возвращения «нетитульного» (в данном случае можно прямо говорить – русского) населения в республики СКФО и предотвращения его оттока?

Неужели без этого процесс становления единства российской нации невозможен? То есть, проживающие в своих республиках кавказские народы не способны в рамках единого государства развивать государственные и гражданские институты? И без непосредственного участия «нетитульного» населения тут не обойтись? А почему в Вологодской или Владимирской области точно такая же проблема моноэтничности не поднимается? Потому что там живут в основном русские, которых никем «разбавлять» не надо?

Таким образом, мы тут сталкиваемся  с тем, что даже в академической среде вместо предложений по совершенствованию государственных механизмов, развитию самоуправления, федерализма и других принципов, заложенных в российском законодательстве, по повышению ответственности чиновников перед обществом, борьбе с коррупцией и другими негативными явлениями, в качестве панацеи предлагается «разбавить» население республик «правильным» народом. А ведь о том, что северокавказские народы «какие-то не такие» говорится уже и на государственном уровне (см. в частности Ставрополье для избранных?).

Более того, как удалось выяснить, эти идеи попали в экспертный доклад «Межэтнические и конфессиональные отношения в Северокавказском федеральном округе», подготовленный под общей редакцией академика Валерия Тишкова и изданный в 2013 году. Вот одно из предложений по стабилизации обстановки в СКФО, опубликованное в нем:

Актуализация полномочий властей республик РФ в СКФО в обеспечении возвращения русского и нетитульного населения, включение в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти республик РФ СКФО численность вернувшихся русских и иных русскоязычных групп и показатели, свидетельствующие о гарантиях безопасности для возвращающихся.

Заметьте, речь идет не о беженцах или вынужденных переселенцах, а в целом о мигрантах. Кстати, представителей коренных народов из республик выехало больше, чем русских. Однако их возвращение почему-то не прописано в рецептах стабилизации ситуации в СКФО. А ведь их этнокультурные нужды и запросы проще обеспечить в республике, откуда они родом.

Но внимание заостряется именно на русских или вовсе странной категории –  «русскоязычных группах». Но кто среди покинувших республики СКФО в последние десятилетия не является русскоязычным? 
Да и вообще, как можно осуществлять перемещения людей по национальному признаку? В «добровольно-принудительном» порядке? Не проще ли создавать универсальные механизмы: улучшать социально-экономические условия в республиках СКФО, чтобы они были бы интересны для возвращения тех людей, которые там жили ранее?

Если, конечно, это имеет смысл, так как в этих республиках наблюдается острая нехватка рабочих мест, люди продолжают выезжать в другие регионы на заработки. В этом случае логичнее и справедливее позаботиться в первую очередь о тех, кто остался там жить, и способствовать прекращению дальнейшего оттока населения оттуда. Как в таких случаях можно серьезно говорить о программах по возвращению?

Межнациональный суп и продовольственная безопасность

Люди уезжают из многих регионов страны, не только из республик СКФО. Население продолжает буквально убегать из сельской местности – у нас почти погибло русское село в Центральной России. На фоне продолжающейся изоляции России в числе приоритетных задач должно быть, например, обеспечение продовольственной безопасности. Людей надо стимулировать (а не «обеспечивать возвращение» куда-либо), чтобы у них появилось желание осваивать огромные массивы черноземов, пришедших в запустение, создавать все условия для развития фермерского хозяйства.

А вместо этого мы наблюдаем попытки увидеть мнимые угрозы в «процессах моноэтнизации» отдельных республик СКФО. Вследствие этого искусственно противопоставляется русское и нерусское население. Представители российских народов, согласно этим конструкциям превращаются во второсортных людей, которые неспособны развиваться в цивилизованном русле без участия русского населения. Насущные задачи по укреплению российской нации заменяются концептом обязательного этнического смешения, которое якобы должно уберечь страну и, конкретно республики СКФО от межэтнических конфликтов.

Такие ошибочные и, более того, разрушительные идеи, как выяснилось, уже распространены и на государственном уровне и в академической экспертной среде. Может, стоит пересмотреть эти ложные подходы в национальной или, если угодно, этнической политике Российской Федерации? Ведь ни к чему хорошему они не приведут.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

У российского ученого в Молдавии изъяли результаты исследования гагаузов

Академик РАН: Численность русских в Крыму могли занижать

Межнациональное согласие: исцеление внутри нас

ФЛНКА ищет пути единения России

Сколько стран нужно народам России?

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 25 август 2014 19:27

Цитата: Диана
В.Тишков прав, когда говорит, что русскоговорящие люди на Кавказе (как и остальные) должны быть защищены от произвола и притеснений, и призывает усиление государственных механизмов в этом плане. Разве это плохо?

Где так написано? В тексте этого нет. Или вы от нас что то скрываете?

 


Комментарий #4, дата: 25 август 2014 13:03

Всегда прочитываю аналитические статьи Иеры Рамазановой. Они интересные, смелые и проливают свет на актуальные проблемы нашей жизни. Но, что касается академика В.Тишкова не могу быть полностью согласной, так как кавказофобом по сути он не может быть, так как на всём протяжении своей деятельности отстаивал права и интересы всех народов РФ, и особенно малочисленных. По этой причине он сам не раз становился мишенью для нападок со стороны неонацистов, шовинистов, экстремистов и прочих скинхедов. В.Тишков прав, когда говорит, что русскоговорящие люди на Кавказе (как и остальные) должны быть защищены от произвола и притеснений, и призывает усиление государственных механизмов в этом плане. Разве это плохо?


Комментарий #3, дата: 24 август 2014 23:19

" Искусственно противопоставляется русское и нерусское население".

Возникает вопрос- на кого работает Тишков?

Конечно на нашего южного соседа , который постоянно угрожает России межнациональными конфликтами на Северном Кавказе.

У Тишкова руки по локоть в бакинской икре.

Ахирбайджан ускоряется.


Комментарий #2, дата: 22 август 2014 20:22

в срдейней азии я орс .а у нас в стране относительно работы и морды вы знаете прекрасно.эта концепция не панацея от всех болезьней,где -то она применима а где-то даст отрицательный эф-кт .  са рахун ийин къаргъадини къиргъидин . Зи к!валин къулухъ  шимин тарце къаргъайри муг кутуна . Са йисара ина къиргъияр пайда хьана . къиргъидини къаргъайрин арада еке мусибатдин ягъ йугъунар хьана ,цава -чиле . Садра кьве къаргъади гьарда са лув кьуна къиргъи чилера атаднай .Къиргъи гьайасуз тир, эхирни ада къаргъайривай муг гакъудна. Анжах къаргъайар къаравул тир .Гьар къиргъи мукадай экъуьч1айла къаргъайри муквадиз т1унт1ух гуз щадвилелди кьилердай . Са кьвед пуд йис йа къиргъияр т1имил хъхьанва къаргъайри йа какайар тазвач  йа циц1ип1ар 


Комментарий #1, дата: 22 август 2014 19:47

angry акадеимк Тишков явный кавказофоб и несёт провокационную ЦЕНЗУРА.

 

Вы "академик" занете  о том что в США индейских резервациях запрещено селить лиц не индейской национальности, там живут только индейцы.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия