ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Турецкий премьер - дагестанец

О мухаджирах в Анатолии и их лезгинских корнях

 

 

 

После поражения в Кавказкой войне (1817-1864) перед горцами стояла сложная дилемма - смириться с существующим порядком вещей - без возможности жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо выбрать другой путь - стать мухаджиром.


В современной исторической литературе под мухаджирством понимают массовое переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий. Сам термин «мухаджиры»  происходит из арабского языка от слова хиджра — переселение.

На заре ислама, мусульман, которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает «переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман — «переселенцев». Как самостоятельное движение на Кавказе оно оформилось в последний период войны и послевоенное пятидесятилетие.

Справедливости ради нужно отметить, что само по себе мухаджирство на Кавказе не было каким-то уникальным, «крайним» явлением, в настоящее время аналогичные процессы мы можем наблюдать в различных уголках нашей земли.
 
В истории кавказского мухаджирства выделяют до шести этапов:

1. вторая половина 1850-х гг.;
2. первая половина 1860-х гг.;
3. вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг.;
4. 1870-е гг.;
5. 1880-е и начало 1890-х гг.;
6. вторая половина 1890-х - 1920-е гг.

На Кавказе к мухаджирству вынуждены были прибегнуть жители сел, городов и даже целые народы. Кто же были те люди, которые покидали родину? Каков был их социальный статус?

В авангарде дагестанских переселенцев стояла интеллигенция, преимущественно набожная - этакие идеологические маяки, пользующиеся огромным авторитетом в джамаатской (сельской) среде, следом идут горцы – мюриды, впитавшие идеи свободы и равенства шейха Ярагского и его сподвижников. И, конечно же, обычные крестьяне, коих в то время было большинство.

Нельзя не упомянуть и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине царизма. Основным центром миграции для дагестанцев стала современная Турция. Расселяясь компактно в этой стране , образовывались этнические дагестанские анклавы.

В данном материале мы хотели бы остановиться на ареале расселения лезгин, за интеллектуальный вклад которых, в периоды, как до, так и после Кавказской войны, н ряду с черкесами были подвергнуты со стороны российских властей наибольшим репрессиям, трагические последствия которых чувствуются и настоящее время - речь идет о состоянии этно-территориальной раздельности народа.

Сегодня в Турции лезгины проживают в населенных пунктах Ортажа, Яйлакёй (Балакесир вилайет), Дагестан (около Бергамы), Гюнейкин (около Яловы), Финдиджак (около Измира), Каялипинар, Эмилрлер, Селимие, Османие, Султание (в провинции Сивас) также проживают в крупных городах.

Многие из потомков мухаджиров уже на новой родине достигли внушительных успехов,  оставив существенный след в области политики, искусства, литературы и религии. Назовем имена некоторых из них - это Якуб Джимил, Хусейн Наиль Кубалы, Мухаммад  Котку, Кемаль Явуз, Али Нихат Тарлан и многие др. Еще одним из таких был выходец из Дагестана занимавший должность главы правительства Турции в 1946-1947 годах  Мехмет Реджеп Пекер.

Известно, что Мехмет Реджеп Пекер родился в Стамбуле 5 февраля 1889 года. Его отец, которого звали Мустафа, мигрировал в Турцию из Южного Дагестана.

Биография данного военного и политического деятеля весь любопытна. Первое, что сделал молодой Мехмет, это поступление в военное училище, после окончания которого в 1907 году ему присваивается звание лейтенанта. Через четыре года Мехмет (тюркский вариант дагестанского имени Магомед) поступает на учебу уже в штабной колледж, который он завершает в 1919 году.  Известно, что Мехмет, будучи военным офицером, участвовал в военной компании в Йемене в 1911-1912 годах, в Триполи, в Балканских войнах в 1912-1913 годах.

Во второй половине 1919 года он служил уже помощником учителя истории войны в Военной Академии.
4 февраля 1920 года  Мехмет в составе эскадрильи, в звании майора принимает участие в войне за независимость Турции».
К слову, послевоенная карьера Мехмета Реджепа была не менее яркой. Уже 23 апреля 1920 года его назначают Генеральным секретарем Великого Национального собрания Турции, где он прослужил в этой должности более трех лет.

12 июля 1923 года его повторно избирают в парламент в качестве депутата от  одной из партии (ВНСТ). Мехмет Реджеп занимал также такие министерские должности в правительстве Турции, как министр финансов в период с 6 марта и по 22 ноября 1924 года, министр внутренних дел,  министр развития и жилищного строительства.

4 марта 1926 года Мехмет Реджеп был назначен министром национальной обороны, чуть позже, в 1927 году министром общественных работ . В 1928 году его избирают членом Парламентской группы пресс-секретаря и Генерального секретаря Народно-Республиканская Партия (ТЭЦ).

Мехмет Реджеп инициировал создание «Истории Революции» с последующим включением его в школьные программы. Он преподавал в университетах Анкары и Стамбула, а также в Военной Академии. Позже он написал об этом книгу.

17 августа 1942 года он был назначен министром внутренних дел в кабинете Сюрку Сараджоглу, который проработал девять месяцев. Мехмет Реджеп стал первым премьер-министром в многопартийный период, начиная с 7 августа 1946 года. В этой должности он прослужил до 7 сентября 1947 года. В 1948 году он уходит из политической жизни Турции на заслуженный отдых.

Мехмет Реджеп умер 2 апреля 1950 г. и был похоронен в Стамбуле на Эдирнекапы - на так называемом «кладбище мучеников».
Между тем, именно такой, без преувеличения яркой и насыщенной на события,была  жизнь одного из многих представителей потомков дагестанских мухаджиров, которым в праве гордиться нынешнее молодое поколение дагестанцев.

Али Албанви

.

.

Возможно Вам будут интересны:

Форум черкесской молодежи России и зарубежья в Нальчике собрал около 100 уч ...

Эрдоган сменил 10 министров

Турция не хочет отказываться от грехов прошлого

В Стамбуле манифестанты скандируют: "Алиев, очередь за тобой"

В турецких школах будут изучать курдский язык

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 02 февраля 2019 13:34

T?rkiyede Lezgi k?y? olarak bilinenen ?o?u k?y Avar, Dido veya bunlar?n kar???m? k?ylerdir. Yukarda isimleri yaz?l? k?ylerin bir k?sm? Lezgi k?y? de?il. ?uda bir ger?ek biz kendimizi Lezgi olarak bilirdik. Ancak konu?ulan dil lezgice de?ildir. Avarca, didoca vs. Da??standan geldi?imiz k?yler Lezgi k?y? de?il. Mesela kendi k?y?m olan Osmaniye k?y? sakinlerinin geldi?i k?yler Kituzi, Huturuzi, Asak, Bejta, Khinda, hama?o.

 


Цитировать          
Комментарий #4, дата: 05 сентября 2014 17:41

в Википедии написано что лезгин там  50 000.

но черкесов там несколько миллионов.

Они обрели там вторую родину,

 благодарность турецкому народу за гостеприимство.  


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 27 августа 2014 23:44

Цитата: Багаудин
Забыли самое крупное лезгинское селов Турции - Кирне

Не забыли. Оно указано первым. Кирне теперь называется Ортажа.


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 27 августа 2014 23:12

Забыли самое крупное лезгинское селов Турции - Кирне, где еще не помнят родной язык


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 26 августа 2014 22:22

Нельзя не упомянуть и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине царизма.

 

Насчет аварцев верно.Насчет лезгин и лакцев-сомнительно.Лезгин в Турции всего-то 3-4 села.

 


Цитировать