Турецкий премьер - дагестанец
О мухаджирах в Анатолии и их лезгинских корнях
26 08 2014, 21:31
Просмотров: 15 305
Комментарии: 6
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / История
После поражения в Кавказкой войне (1817-1864) перед горцами стояла сложная дилемма - смириться с существующим порядком вещей - без возможности жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо выбрать другой путь - стать мухаджиром.
В современной
исторической литературе под мухаджирством понимают массовое переселение
мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане
являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных
действий. Сам термин «мухаджиры»
происходит из арабского языка от слова хиджра — переселение.
На заре ислама,
мусульман, которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает
«переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман
— «переселенцев». Как самостоятельное движение на Кавказе оно оформилось в
последний период войны и послевоенное пятидесятилетие.
Справедливости ради
нужно отметить, что само по себе мухаджирство на Кавказе не было каким-то
уникальным, «крайним» явлением, в настоящее время аналогичные процессы мы можем
наблюдать в различных уголках нашей земли.
В истории кавказского
мухаджирства выделяют до шести этапов:
2. первая половина 1860-х гг.;
3. вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг.;
4. 1870-е гг.;
5. 1880-е и начало 1890-х гг.;
6. вторая половина
1890-х - 1920-е гг.
На Кавказе к мухаджирству
вынуждены были прибегнуть жители сел, городов и даже целые народы. Кто же были
те люди, которые покидали родину? Каков был их социальный статус?
В авангарде
дагестанских переселенцев стояла интеллигенция, преимущественно набожная -
этакие идеологические маяки, пользующиеся огромным авторитетом в джамаатской
(сельской) среде, следом идут горцы – мюриды, впитавшие идеи свободы и
равенства шейха Ярагского и его сподвижников. И, конечно же, обычные крестьяне,
коих в то время было большинство.
Нельзя не упомянуть
и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были
преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине
царизма. Основным центром миграции для дагестанцев стала современная Турция.
Расселяясь компактно в этой стране , образовывались этнические дагестанские
анклавы.
В данном материале
мы хотели бы остановиться на ареале расселения лезгин, за интеллектуальный
вклад которых, в периоды, как до, так и после Кавказской войны, н ряду с
черкесами были подвергнуты со стороны российских властей наибольшим репрессиям,
трагические последствия которых чувствуются и настоящее время - речь идет о
состоянии этно-территориальной раздельности народа.
Сегодня в Турции
лезгины проживают в населенных пунктах Ортажа, Яйлакёй (Балакесир вилайет),
Дагестан (около Бергамы), Гюнейкин (около Яловы), Финдиджак (около Измира),
Каялипинар, Эмилрлер, Селимие, Османие, Султание (в провинции Сивас) также
проживают в крупных городах.
Многие из потомков
мухаджиров уже на новой родине достигли внушительных успехов, оставив существенный след в области политики,
искусства, литературы и религии. Назовем имена некоторых из них - это Якуб
Джимил, Хусейн Наиль Кубалы, Мухаммад
Котку, Кемаль Явуз, Али Нихат Тарлан и многие др. Еще одним из таких был
выходец из Дагестана занимавший должность главы правительства Турции в
1946-1947 годах Мехмет Реджеп Пекер.
Известно, что Мехмет
Реджеп Пекер родился в Стамбуле 5 февраля 1889 года. Его отец, которого звали
Мустафа, мигрировал в Турцию из Южного Дагестана.
Биография данного
военного и политического деятеля весь любопытна. Первое, что сделал молодой
Мехмет, это поступление в военное училище, после окончания которого в 1907 году
ему присваивается звание лейтенанта. Через четыре года Мехмет (тюркский вариант
дагестанского имени Магомед) поступает на учебу уже в штабной колледж, который
он завершает в 1919 году. Известно, что
Мехмет, будучи военным офицером, участвовал в военной компании в Йемене в
1911-1912 годах, в Триполи, в Балканских войнах в 1912-1913 годах.
4 февраля 1920 года Мехмет в составе эскадрильи, в звании майора принимает участие в войне за независимость Турции».
К слову,
послевоенная карьера Мехмета Реджепа была не менее яркой. Уже 23 апреля 1920
года его назначают Генеральным секретарем Великого Национального собрания
Турции, где он прослужил в этой должности более трех лет.
12 июля 1923 года
его повторно избирают в парламент в качестве депутата от одной из партии (ВНСТ). Мехмет Реджеп занимал
также такие министерские должности в правительстве Турции, как министр финансов
в период с 6 марта и по 22 ноября 1924 года, министр внутренних дел, министр развития и жилищного строительства.
4 марта 1926 года
Мехмет Реджеп был назначен министром национальной обороны, чуть позже, в 1927
году министром общественных работ . В 1928 году его избирают членом
Парламентской группы пресс-секретаря и Генерального секретаря Народно-Республиканская
Партия (ТЭЦ).
Мехмет Реджеп
инициировал создание «Истории Революции» с последующим включением его в
школьные программы. Он преподавал в университетах Анкары и Стамбула, а также в
Военной Академии. Позже он написал об этом книгу.
17 августа 1942 года
он был назначен министром внутренних дел в кабинете Сюрку Сараджоглу, который
проработал девять месяцев. Мехмет Реджеп стал первым премьер-министром в
многопартийный период, начиная с 7 августа 1946 года. В этой должности он
прослужил до 7 сентября 1947 года. В 1948 году он уходит из политической жизни
Турции на заслуженный отдых.
Между тем, именно такой, без преувеличения яркой и насыщенной на события,была жизнь одного из многих представителей потомков дагестанских мухаджиров, которым в праве гордиться нынешнее молодое поколение дагестанцев.
Али Албанви
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
На главную мечеть Мекки упал кран
Миллион мусульман собрались в Грозном в защиту Ислама
В Элисте люди в масках сожгли единственную мусульманскую молельню коктейлями Молотова
Путин: мусульмане внесли неоценимый вклад в укрепление России
Председателя Управления мусульман Кавказа не знают 99% мусульман Северного Кавказа - эксперт