Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Абреки Южного Дагестана

Народные защитники как форма протеста горцев на социальную несправедливость


В истории кавказских народов всегда было много храбрых сынов, ставших примерами героических образов, веками формировавших у целых поколений горцев представление о добре и зле, о хорошем и плохом. Достойное место среди них занимают абреки. Их образ, несмотря на все попытки царских властей представить их как злодеев, хранится в народной памяти и служит ярким примером борьбы за социальную справедливость.


Абрек – человек, оказавшийся вне рамок закона, за которым на Кавказе утвердилась слава народного заступника или мстителя. Большинство исследователей считает, что корни слова абрек следует искать в иранском языке, предположительно обозначающее «бродяга, скиталец».


Известно, что абреки создавали отряды с десятками, и даже сотнями человек, которые занимались грабежом, разбоем и похищениями людей и вымогательством. В населенных пунктах абреки рассылали послания богатым людям с изложением конкретных требований, которые были обязательными для выполнения.


В народе, как правило, узнавали о содержании требований абреков, что сказывалось положительным образом на их авторитете. Абреки делились на несколько категорий. Условно их подразделяют на три:
1)кто грабил всех, у кого можно было что-то отобрать (деньги, лошадей, быков, оружие и т.д.)
2)грабивших только богатых людей (купцов, дворян, помещиков и т.д.)
3)кто грабил и убивал в основном своих бывших притеснителей, обидчиков, например,  ненавистного помещика, судебного пристава, судью, сельского старшину и т.д-


Лезги абрек


Одним из известных абреков на Кавказе был лезгин Буба, родившийся в конце 1870-х годов в бедной семье в селе К1ири. С названием упомянутого села произошла интересная трансформация.


Название села «К1ири», после присоединения земель Южного Дагестана к России, и в связи с введением в округе русского делопроизводства, было заменено на более доступное и легкое в произношении словом «Икра».


КIири Буба уже юношей отличался от своих сверстников статным телосложением, могучей энергией, добрым нравом и смекалкой. Первым серьезным преступлением, которое совершил Буба, было непредумышленное убийство владельца лавочника-старьевщика. Когда могучий Буба заступаясь за товарищей, ударом кулака в темень сваливает хозяина лавки, который, позже не приходя в сознание, умирает, а молодой Буба, попадает в тюрьму.



Вскоре Буба выходит на свободу. Здесь он узнает, что к его потенциальной невесте сватается другой. Он встречается со своим соперником и просит отказаться соперника от задуманного. По дороге домой в село КIири молодые люди стали выяснять отношения с помощью кинжалов. Соперник гибнет, а Бубу как рецидивиста ссылают на каторгу в Сибирь.

 


Добившись досрочного освобождения, КIири Буба возвратился в родное село. В один из дней, после джума-намаза он обращается к землякам с исповедью о том, что понес заслуженное наказание, но теперь будет вести себя примерно и просит простить его. Народ прощает ему прежние грехи. Однако начальник Кюринского округа на этот счет было другое мнение, по надуманному обвинению он снова ссылает его в Сибирь.


В неволе Буба пробудет не долго, расправившись с двумя охранниками в тюрьме, вооружившись, он убегает. Возвратившись в родные края, в 1905 году в возрасте 35 лет Буба объявляет открытую войну царской администрации, ее вассалам, попутно облагает данью всех богачей в Дербенте, Баку. Он всюду говорит, что бедных он не обижает, а берет и наказывает только богатых, которые притесняют народ.


Жизнь отходников-лезгин на нефтепромыслах в Баку была тяжелой и нищенской. Известны случаи, когда К1ири Буба, причем неоднократно целыми чемоданами приносил деньги и раздавал им.
Суммы были немалые для того времени - на каждого приходилось по сто и более рублей. Известен и другой случай, когда К1ири-Буба наказал инженера, который ведал рыбными промыслами на Восточном Кавказе. Тот обкрадывал горцев на крупные суммы. К1ири-Буба взял в заложники сына инженера и заставил произвести полный расчет с рыбаками-отходниками.


В свою очередь, бакинская милиция боялась КIири Бубу и лишь имитировала роботу по его поимке. Вместе с тем, местные власти округов Юго-Восточного Кавказа были серьезно обеспокоены верховенством КIири-Бубы над всей этой территорией. О чем докладывалось и Царю. Последний же приказывает поймать К1ири-Бубу и доставить его в Санкт-Петербург живым или мертвым, назначив за его голову вознаграждение 10 тысяч рублей золотом.


Последние дни из жизни известного абрека окутаны тайной. По одной из версий КIири Буба был повешен по приговору военно-полевого суда в 1913 г., по другой - Буба был убит выстрелом в спину предателем.
Но в целом, даже власти тех лет отдавали должное его мужеству и храбрости. До нас дошли некоторые фотографии того исторического периода, на одной из них четко виден отряд приблизительно из сорока казаков и офицеров, которые посчитали для себя честью сфотографироваться с трупом неуловимого, бесстрашного абрека КIири Буба.


Табасаранский абрек


КIири Буба был не единственным повстанцем в Южном Дагестане. Почти в том же историческом отрезке с ним «промышлял» другой активный участник Гражданской войны табасаранский абрек Аллахверди Акимов.
Аллахверди Акимов родился в 1887 г. в табасаранском ауле Чере. Давая оценку повстанческой деятельности табасаранского абрека, историк М. Гасанов отмечает: «активная деятельность народного мстителя во время всеобщего подъема движения за свое социальное и национальное освобождение не могла не привести А. Акимова в лагерь поднявшихся на революционную борьбу трудящихся масс».


Серьезный конфликт с представителями местной власти у табасаранского абрека случился в 1917 году, когда А. Акимов совместно со своим племянником Бегляром Акимовым (забегая вперед - другим активным участником событий на юге республики) избили начальника Южно-Табасаранского участка Кюринского округа Каркулова за его бесчинства по отношению к трудовому населению. Последнему, в свою очередь, ничего не оставалась, как пожаловаться начальнику округа.


В период оккупации Южного Дагестана деникинской армией А. Акимов возглавил борьбу трудовых масс против интервентов. Не последнюю роль в организации сопротивления деникинской армией  сыграл Бегляр - племянник А. Акимова. 
24 августа 1919 г. восставшие крестьяне Кюринского округа, вооруженные ружьями, кинжалами, палками напали на деникинский гарнизон в Касумкенте. В ходе боев, продолжавшихся в течении шести дней, повстанцы одержали победу. Убив 105 и пленив 60 казаков, захватив также большой арсенал оружия, состоящий из 12 пулеметов, 1800 винтовок.


После крупного успеха в Касумкенте, восставшие крестьяне Кюринского округа, возглавляемые Аллахверди Акимовым, Бегляром Акимовым, Тарикули Юзбековым и другими стали осаждать Дербент. Начальником штаба партизан был назначен Бегляр. Бои с переменными успехами продолжались с сентября 1919 г. по март 1920 г. В конце марта 1920 г., после освобождения Дербента, в Касумкенте создали Временный революционный комитет во главе с Аллахверди Акимовым.


Аллахверди Акимов на основании ложных обвинений был арестован и расстрелян в 1927 г. В первых числах марта 1929 г. в Дербенте состоялся съезд крестьян, организованный Бегляром Акимовым, Бек Верди Гиди Акимовым (отец Бегляра) и другими.
Съезд решил организовать массовые выступления против насильственной коллективизации. 27 апреля 1929 года восставшие крестьяне захватили районный центр Касумкент, арестовали партийных, советских работников, убили секретаря райкома Герейханова.


30 апреля 1930 г. в 6 часов утра началось наступление красноармейцев на Касумкент. Через несколько часов боев красноармейцы взяли Касумкент штурмом. В этом бою пали 20 повстанцев. Многие участники восстания были арестованы, сосланы, расстреляны.


В донесении от 12 сентября 1930 г. сказано, что Бегляр Акимов является руководителем повстанцев в Южном Дагестане, своей группой продолжает борьбу, скрываясь в лесах, часто меняя свое местопребывание, однако вскоре он был арестован и расстрелян как враг народа.
Каких либо данных о том, были ли знакомы друг с другом два прославленных южнодагестанских абрека: лезгин КIири Буба и табасаранец Аллахверди Акимов, у нас, к сожалению нет.

Но вот какие-то мысли о преемственности абреческого движения в Южном Дагестане все же напрашиваются. Остается только добавить, что несколько лет назад в издательстве «Азербайджан» была выпущена документально-художественная повесть «Буба — в горах его сердце» за авторством Этибара Стурви, собравшая большое количество положительных отзывов в литературной среде, и которая в последующем была экранизирована в г. Баку.

Алихан Амрахов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Около 7 тыс. человек остались без газа из-за ДТП в Магарамхюрском районе Дагестана

Прокуратура: главы трех населенных пунктов в составе Махачкалы занимают должности с нарушением закона

Бегство в «рай»

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 24 сентябрь 2014 09:35

Жили бы эти наши абреки в наши, они непременно занимали бы высокие должности в Дагестане. 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия