Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Воспитания не осталось..

О современной лезгинской молодежи в беседе с аксакалами Касумхюра

 

Представительство ФЛНКА в Дагестане открывает новое направление своей деятельности - работу с советами старейшин сел Южного Дагестана.
 
Предлагаем Вашему вниманию беседу, которую провели активисты МД Автономии с уважаемыми аксакалами Касумхюра.
 
Абидин Гаджибабаевич Муталибов, 1929г.р., учитель Винистальской СШ,  работал в районном секретариате, ветеран труда.
 
Абидин халу, как на Ваш взгляд, обстоят дела с сегодняшней молодежью?

 
В первую очередь, одним из главных направлений работы с молодежью является воспитательный процесс. Но он полностью отсутствует, как в школе, так и на уровне местных администраций. Не проводится никаких собраний, лекций и других мероприятий воспитательного характера.
 
Раньше в школах были воспитательные часы, в рамках которых классные руководители рассказывали ученикам как себя нужно вести в школе, в семье и на улице. В то время действительно информация воспитательного характера была доступна всем детям, они с ней сталкивались на всех уровнях.
 
Сейчас же отсутствует элементарное семейное, домашнее образование. Для примера, недавно в школе был случай, когда ученик 9-го класса чуть ли не матом ответил директору на замечание в его адрес.
 
Тербия амач. Аялриз чIехид-гъвечІид вуж ятIа чизмач, абуру кьуьзуьбруз гьурметар ийизвач, чIехибуруз векъивилер ийизва, ахмакьвал къалурзава.  Куьрелди лагьайтIа, пис я лезги жегьилрин гьалар.
 
Абидин халу, что Вы думаете об образовании?
 
Образование современное сходится к тому, что дети поступают в школы и вузы не для знаний, а для получения аттестатов и дипломов. Усугубило ситуацию введение ЕГЭ. Теперь часто из уст школьников можно услышать слова типа "чна муаллимар кьазва", "у нас все схвачено" и т.д.
 
Вообще ЕГЭ неплохое явление, если бы дети сами все сдавали. А в случае с Дагестаном это породило новый виток коррупции в сфере образования.
 

 

Современное и прежнее образование - какое лучше?
 
В 50-х годах помню дети по-настоящему учились, это были охочие до знаний дети, кIелунал хуш алайбур тир. Современные же не учатся, не готовятся, желания никакого, их только телефоны интересуют.
 
Каково, на ваш взгляд, влияние местных каналов на дагестанскую молодежь?
 
Смотря какой канал и какую телепередачу смотреть. Если познавательную, интересную программу, то это однозначно полезное и нужное дело. Однако наши местные каналы совершенно не озабочены идеей воспитания детей, им главное деньги зарабатывать, клипы крутят постоянно, фильмы непотребные, поздравления и эти ягь-намус авачир смс-каяр.
 
К тому же дети практически перестали читать книги, журналы и газеты, библиотеки простаивают. Интернет и телевидение "съели" все внимание детей.
 
Таги Нурдинович Тагиев, 1933 г.р., уважаемый аксакал Касумхюра
 
Таги халу, в наше время, чтобы дети хорошо владели русским языком и разговаривали на нем без акцента, родители разговаривают со своими детьми даже дома по-русски. Все это приводит к постепенной утрате лезгинами родного языка. Как вы считаете, какие меры нужно принять для сохранения родной речи?

 
Чтобы лезгинский не пропал, нужно родителям с самого детства с детьми говорить на родном языке. Диде-бубадиз «мама-папа» лагьана кIандач. В школе, на телевидении, в газетах, в сельской администрации - везде нужно говорить только по-лезгински.
 
Необходимо брать пример с Азербайджана, где мероприятия всех уровней проводятся только на азербайджанском языке. Они все знают русский, но если существует еще родной язык и они все азербайджанцы, то смысла нет говорить на чужом им языке.
 
Этим же должны руководствоваться и лезгины. Все нужно проводить только на лезгинском языке. Этим самым мы поднимем престиж своего родного языка.
 
Как бы Вы охарактеризовали современные взаимоотношения между людьми?
 
Раньше жизнь была тяжелой и трудной, временами даже не было и хлеба. Однако джамааты были сплоченными. А сейчас уровень жизни намного повысился, однако уважения и взаимопонимания между людьми уже нет. Одни богатые, карманы полны денег, но делиться никто не хочет, жадные стали, скупые, да и помыслы не те уже.
 
Вот и получается, что в одном прежде дружном селе сейчас сосуществуют бедняки, о которых никто не думает, и богатые, которые ни о ком и ни о чем думать не хотят.

 

Абудин Бабаевич Идрисов, 1930 г.р., награжден многочисленными почетными грамотами, кавалер орденов Дружбы, Красного знамени и Октябрьской революции.
 
Абудин халу, как Вы считаете, кто виноват в том, что современная молодежь не уважает старших?

 
Это неоднозначный вопрос. С одной стороны старшее поколение виновато, оно не может и не хочет воспитывать молодежь. С другой же стороны сама молодежь не поддается воспитанию, всячески игнорируя мнение и требования старших, постоянно огрызаясь и даже в открытую грубя взрослым.
 
За детьми следить нужно с самого детства, показывать им что такое «хорошо», что такое "плохо", что можно делать и говорить, а что нельзя. Но этого уже давно нет, дети предоставлены сами себе,  их никто ни в чем не ограничивает.
 
Что бы Вы посоветовали нашей молодежи?

В аулах на каждой улице или же с каждого квартала села нужно выбирать одного-двух викIегь гадаяр, которые бы объединялись в молодежные советы селений. Основной задачей этих ребят должно стать воспитательное слежение за молодежью этих улиц и кварталов.
 
Следить, чтобы дети не пропадали сутками на улицах, чтобы вовремя приходили домой и помогали по хозяйству родителям. Чтобы дети не курили, не пили по углам пиво, крепкие напитки.
 
Они должны показывать своим примером образец правильного поведения и достойных поступков, а также контролировать молодежь и требовать от них следования элементарным традиционным нормам лезгинского общества. Продолжение следует.

Молодёжный департамент ФЛНКА

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Забота о подрастающем поколении

Тажидин Саидов

Чем огорчают школы Юждага

В Сулейман-Стальском районе состоялся семинар по социальной работе

Полиция в Дагестане пошла в исламскую школу. С допросами

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 07 ноябрь 2014 17:19

Абидин халу сетует на то, что "Аялриз чIехид-гъвечІид вуж ятIа чизмач, абуру кьуьзуьбруз гьурметар ийизвач, чIехибуруз векъивилер ийизва, ахмакьвал къалурзава.  Куьрелди лагьайтIа, пис я лезги жегьилрин гьалар."

 

Ахпа вичи гада (!) хтул метарал ацигнава. Руш тиртIа гаф авачир, бес им гада я хьи. А саягъ чIехи жезвай итим вердиш авуртIа гьелбетки адакай чIехи хайила дана жеда, итим ваъ. Гьавиляй аялриз "чIехид-гъвечІид вуж ятIа чизмач", гьавиляй "пис я лезги жегьилрин гьалар", гьавиляй "кьуьзуьбруз гьурметарни ийизвач". Вун вич батIул я и крар патал, гьуьрметлу Абидин халу.


Комментарий #2, дата: 24 сентябрь 2014 01:00
А кто хоть работает или будет работать со старейшинами или шейхами? Есть персоналии, или всё тот же Р. Курбанов? Героев ведь надо знать в лицо, да и народ заждался своих героев а их всё нету и нету. Помимо громких релизов можно ли немного конкретики.

Комментарий #1, дата: 19 сентябрь 2014 16:47

Я мирес, инсандин кьилел я аллагь кIанда, я пачагь...

И фикир мад давамарайтIа, маса чаз акур девиррив гьекъигна, "экуь тир пакагьан йикъахъ" ягъана кIанда, месэла, комсомол герек я школада ва кIвалени дах аял зурзурдай чIуру кIвалах ийидайла. Амма алай вахтунда комсомолар цIрана, дуьз муалимар школада дефицит хьанва лап еке тир, дахарни гзаф паяр патарал ала къазанмишиз.

"Одного-двух викIегь гадаяр" гьакIан махар-хкетар я,  эгер обществодихъ вичин дуьзвилелди ва галай-галайвилелди туькIуьрнавай идеология тахьайтIа, ам жагъурна кIанда авачиз хьайитIа, рехъни галаз ам хкидай.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия