Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«IV Каспийский саммит»

К чему пришли главы каспийских стран на встрече в Астрахани

 

29 сентября в Астрахани состоялся саммит «Каспий IV» с участием всех пяти стран региона – Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан. Как следует из названия встречи, это уже четвертый саммит глав государств каспийского региона в таком формате, и, по признанию Путина и Назарбаева, это был самый успешный из всех саммитов по статусу Каспийского моря.

Лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана впервые за 18 лет зафиксировали конкретные условия конвенции по статусу Каспийского моря. За столом переговоров стороны обсуждали вопросы самого разного характера, были обговорены вопросы оборонной и экономической сфер. Лидеры каспийских стран впервые пришли к единому подходу решения имеющихся споров.

В то же время, следует верно понимать уровень достигнутых соглашений. Заявления сторон имеют пока декларативный характер и не имеют юридической силы. Разрешение этой ситуации переносится до следующего саммита, который должен состояться в Казахстане в 2016 году.

Сразу можно выделить два основных момента достигнутых договоренностей. Это неприсутствие вооруженных сил нерегиональных стран на Каспийском море и выработка общих принципов разделения акватории водоема.

 


Важность первого пункта заключается в том, что за последние 15 лет США неоднократно заявляли о своем желании иметь военную базу на Каспии, объяснялось это необходимостью обеспечения безопасности в регионе и ведением борьбы с терроризмом в Афганистане. По мнению российских экспертов, американские ВС в регионе были бы нацелены в первую очередь на Иран и Россию.

«Большая часть (азербайджанской) нефти и газа идет в Западную Европу, и потому защита этих путей должна быть в интересах США и НАТО. По мне, это вообще миссия НАТО» - эти слова бывшего заместителя командующего войсками США в Европе Чака Уолда, высказанные в интервью изданию Defense news еще в начале 2000-х, не могут не вызывать озабоченности Москвы и Тегерана.

Таким образом, недопущение появления военных баз на акватории Каспийского моря становилось приоритетом обеспечения национальной безопасности этих стран. Впрочем, для давления на Иран с севера Америке достаточно и авиабазы в Азербайджана.

Кроме того, участники форума заявили о принципах национального суверенитета каждого из государств над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль, а также 10 «рыболовных» миль. Таким образом, стороны впервые пришли к единому подходу деления акватории моря.

Долгое время Иран не соглашался пересматривать принятые в свое время с Советским союзом соглашение, по которому стране передается 20% акватории моря, с чем, в свою очередь, были не согласны новые суверенные государства Азербайджан и Туркменистан, территориальные воды которых непосредственно соседствуют с иранской зоной.

Также звучали предложения полностью разделить акваторию моря на национальные сектора. Но на этот раз стороны согласились признать национальный суверенитет лишь над 15-мильной прибрежной зоной каждой из стран. Таким образом, большая часть Каспийского моря остаётся нейтральной зоной.

Было практически единодушно принято решение о строительстве Каспийской железной дороги, которая связала бы между собой логистические сети всех пяти стран регионов. К тому же, это тот случай, когда расходы будут относительно невелики.

Дело в том, что всё каспийское пространство, за исключением Ирана, ранее относилось к единой стране и советские власти наладили единую железнодорожную инфраструктуру, огибающую море вдоль всей береговой линии «Баку – Махачкала – Астрахань – Атырау – Актау – Туркменбаши – Ашхабад».

Из Туркмении железнодорожная ветка уходит в Иран. Таким образом, чтобы круг замкнулся, необходимо провести полотно от Азербайджана до Ирана. Но и эта проблема будет решена, соответствующие работы планируется завершить к 2016 году.

Следует особо отметить, что налаживание единой транспортной сети выгодно всем странам региона. Так, Иран, окруженный недружественными режимами с востока и запада, получает альтернативные логистические маршруты, а страны бывшего СССР получают выход на Иран и Персидский залив. Можно предположить, что именно этот фактор взаимовыгодности и стал причиной единения сторон по этому вопросу.

В то же время, несмотря на весь позитив, выказываемый сторонами, остались и те вопросы, по которым лидеры стран не пришли к согласию. О причине расхождений мы поговорили с обозревателем Независимой газеты Милрадом Фатуллаевым.

Милрад, уже стало известно, что суверенитет каспийских стран будет распространяться лишь на 15-мильную зону от береговой линии. Каким образом будут решаться вопросы, связанные с разработкой шельфа в нейтральной зоне?

На данный момент непонятно, как это будет происходить. Россия и Иран считают, что необходимо разделить шельф в равных частях. В это время Азербайджан под прикрытием США и Израиля уже начал разработку шельфа далеко от своих берегов. Таким образом, уже имели место споры с Туркменистаном за три месторождения Осман, Хазар и Алтын-Асыр. (Азербайджан ссылается на карты советского периода, когда они разрабатывались азербайджанскими нефтяниками. Туркменистан апеллирует к мировой практике, месторождения расположены ближе к побережью Туркмении, чем Азербайджана – прим. ред.)

 


Таким образом, речь не идет о том, что принято окончательное решение по делению шельфа и акватории моря. Стороны просто продемонстрировали приверженность общим принципам и продолжению диалога.

А почему сторонам не удалось достичь согласия по вопросам трубопроводов для транспортировки углеводородов?

Несмотря на заверения сторон, в существующем формате невозможно прийти  к согласию по этому вопросу, пока не договорятся между собой РФ и США. Потому что основные игроки региона –  именно эти  две эти страны.  Также относительно самостоятельным игроком можно назвать Иран.

Главная цель США в контексте этой темы – максимально отсечь Россию и Иран от мировых углеводородных логистических путей. Основной потребитель каспийских ресурсов – это Европа. Поэтому США уделяют большое внимание своему влиянию в Азербайджане, чтобы через эту страну пресечь транспортировку среднеазиатских углеводородов по территории России.

США крайне заинтересованы в том, чтобы загнать среднеазиатские углеводороды в транспортную систему Набукко, и уже затем, через Грузию и Турцию, поставлять в Европу.

Здесь следует понимать, что каспийская нефть как таковая не интересует США. Более того, поставка этих ресурсов на европейский рынок составит конкуренцию американским компаниям. Просто эта нефть существует, и так или иначе она будет куда-то поставляться. В интересах Вашингтона не допустить, с одной стороны, потока этих ресурсов на восток в Китай, а значит, для сбыта продукции остается лишь Европа.

А с другой стороны, транспортируя энергоресурсы Средней Азии и Каспия в Европу, необходимо обойти Россию, чтобы не давать ей инструмента оказания давления на Европу. Именно поэтому США так заинтересованы в реализации проекта Набукко, предусматривающего отсечение среднеазиатских энергоресурсов от главных геополитических соперников США – России и Китая. Только договоренности России с США позволят решить вопрос налаживания трубопроводной инфраструктуры на Каспии.

Следует также отметить, что на самом деле соглашение о неприсутствии вооруженных сил нерегиональных стран в акватории Каспия не является таким уж выдающимся достижением. Дело в том, что США не были в состоянии перебрасывать на Каспий технологии, корабли.

Это было бы очень трудно и дорого. Вашингтон может обеспечить свое присутствие в регионе инфраструктурно, через свои компании, в том числе нефтяные. На данный момент влияние России в Каспийском регионе слишком велико, чтобы США могли в полной мере обеспечить там защиту своих интересов.

К тому же, не так давно Россия взяла на вооружение два ракетонесущих катера «Дагестан» и «Татарстан». По совокупной боевой мощи они превосходят флотилии всех стран региона. А между тем, кроме них, Россия располагает и множеством других военных кораблей. Чтобы противостоять этим силам, США пришлось бы израсходовать баснословные деньги.

Но тем не менее, для поддержания стабильности в регионе это соглашение играет немаловажную роль. Подписание соглашения очень важно для Москвы, ибо в экспертной среде много говорят о том, что США вторым этапом после конфликта в Украине начнут заниматься Приднестровьем.  Предполагается, что Украина со своей стороны заблокирует эту непризнанную республику. В свете таких ожиданий России очень важно минимизировать риски на Каспии.

Также определенная польза здесь прослеживается и для Баку. В случае, если США будут давить на Азербайджан с желанием навязать ей расположить вторую американскую военную базе на своей территории, Баку может сослаться на то, что она связана этим соглашением.

Что следует ожидать от налаживания каспийской железной дороги?

Я не думаю, что следует ожидать от этого пути особой прибыли. Интенсивного пассажиропотока в Иран из стран каспийского региона нет. К тому же, морской путь гораздо дешевле, вряд ли ЖД составит ему конкуренцию. Ассортимент товаров у Ирана и стран Каспия примерно одинаков, активного взаимообмена не следует ожидать. Поэтому перспективы железнодорожного пути не столь радужны.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Прикаспийский прорыв: саммит в Астрахани открыл путь к разделу моря

"Прорывный" каспийский саммит в Астрахани

ЦАМТО: Каспийский саммит актуален из-за спорных вопросов в регионе

Астраханский саммит и ожидания прикаспийских государств

В Москве состоится конференция глав МИД прикаспийских держав

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия