«IV Каспийский саммит»
К чему пришли главы каспийских стран на встрече в Астрахани
29 сентября в Астрахани
состоялся саммит «Каспий IV»
с участием всех пяти стран региона – Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и
Туркменистан. Как следует из названия встречи, это уже четвертый саммит глав
государств каспийского региона в таком формате, и, по признанию Путина и
Назарбаева, это был самый успешный из всех саммитов по статусу Каспийского
моря.
Лидеры России, Казахстана,
Азербайджана, Туркменистана и Ирана впервые за 18 лет зафиксировали конкретные
условия конвенции по статусу Каспийского моря. За столом переговоров стороны
обсуждали вопросы самого разного характера, были обговорены вопросы оборонной и
экономической сфер. Лидеры каспийских стран впервые пришли к единому подходу
решения имеющихся споров.
В то же время, следует
верно понимать уровень достигнутых соглашений. Заявления сторон имеют пока
декларативный характер и не имеют юридической силы. Разрешение этой ситуации
переносится до следующего саммита, который должен состояться в Казахстане в
2016 году.
Сразу можно выделить
два основных момента достигнутых договоренностей. Это неприсутствие вооруженных
сил нерегиональных стран на Каспийском море и выработка общих принципов
разделения акватории водоема.
Важность первого пункта
заключается в том, что за последние 15 лет США неоднократно заявляли о своем
желании иметь военную базу на Каспии, объяснялось это необходимостью
обеспечения безопасности в регионе и ведением борьбы с терроризмом в
Афганистане. По мнению российских экспертов, американские ВС в регионе были бы
нацелены в первую очередь на Иран и Россию.
«Большая часть
(азербайджанской) нефти и газа идет в Западную Европу, и потому защита этих
путей должна быть в интересах США и НАТО. По мне, это вообще миссия НАТО» - эти
слова бывшего заместителя командующего войсками США в Европе Чака Уолда,
высказанные в интервью изданию Defense news
еще в начале 2000-х, не могут не вызывать озабоченности Москвы и Тегерана.
Таким образом,
недопущение появления военных баз на акватории Каспийского моря становилось
приоритетом обеспечения национальной безопасности этих стран. Впрочем, для
давления на Иран с севера Америке достаточно и авиабазы в Азербайджана.
Кроме
того, участники форума заявили о принципах национального суверенитета каждого
из государств над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль, а также
10 «рыболовных» миль. Таким образом, стороны впервые пришли к единому подходу
деления акватории моря.
Долгое
время Иран не соглашался пересматривать принятые в свое время с Советским
союзом соглашение, по которому стране передается 20% акватории моря, с чем, в
свою очередь, были не согласны новые суверенные государства Азербайджан и
Туркменистан, территориальные воды которых непосредственно соседствуют с
иранской зоной.
Также
звучали предложения полностью разделить акваторию моря на национальные сектора.
Но на этот раз стороны согласились признать национальный суверенитет лишь над
15-мильной прибрежной зоной каждой из стран. Таким образом, большая часть
Каспийского моря остаётся нейтральной зоной.
Было
практически единодушно принято решение о строительстве Каспийской железной
дороги, которая связала бы между собой логистические сети всех пяти стран
регионов. К тому же, это тот случай, когда расходы будут относительно невелики.
Дело в
том, что всё каспийское пространство, за исключением Ирана, ранее относилось к
единой стране и советские власти наладили единую железнодорожную
инфраструктуру, огибающую море вдоль всей береговой линии «Баку – Махачкала –
Астрахань – Атырау – Актау – Туркменбаши – Ашхабад».
Из
Туркмении железнодорожная ветка уходит в Иран. Таким образом, чтобы круг
замкнулся, необходимо провести полотно от Азербайджана до Ирана. Но и эта
проблема будет решена, соответствующие работы планируется завершить к 2016
году.
Следует
особо отметить, что налаживание единой транспортной сети выгодно всем странам
региона. Так, Иран, окруженный недружественными режимами с востока и запада,
получает альтернативные логистические маршруты, а страны бывшего СССР получают
выход на Иран и Персидский залив. Можно предположить, что именно этот фактор
взаимовыгодности и стал причиной единения сторон по этому вопросу.
В то же время, несмотря
на весь позитив, выказываемый сторонами, остались и те вопросы, по которым
лидеры стран не пришли к согласию. О причине расхождений мы поговорили с
обозревателем Независимой газеты Милрадом Фатуллаевым.
Милрад,
уже стало известно, что суверенитет каспийских стран будет распространяться
лишь на 15-мильную зону от береговой линии. Каким образом будут решаться
вопросы, связанные с разработкой шельфа в нейтральной зоне?
На данный момент
непонятно, как это будет происходить. Россия и Иран считают, что необходимо
разделить шельф в равных частях. В это время Азербайджан под прикрытием США и Израиля
уже начал разработку шельфа далеко от своих берегов. Таким образом, уже имели
место споры с Туркменистаном за три месторождения Осман, Хазар и Алтын-Асыр. (Азербайджан
ссылается на карты советского периода, когда они разрабатывались
азербайджанскими нефтяниками. Туркменистан апеллирует
к мировой практике, месторождения расположены ближе к побережью Туркмении, чем
Азербайджана – прим. ред.)
Таким образом, речь не
идет о том, что принято окончательное решение по делению шельфа и акватории
моря. Стороны просто продемонстрировали приверженность общим принципам и
продолжению диалога.
А
почему сторонам не удалось достичь согласия по вопросам трубопроводов для
транспортировки углеводородов?
Несмотря на заверения
сторон, в существующем формате невозможно прийти к согласию по этому вопросу, пока не
договорятся между собой РФ и США. Потому что основные игроки региона – именно эти две эти страны. Также относительно самостоятельным игроком
можно назвать Иран.
Главная цель США в
контексте этой темы – максимально отсечь Россию и Иран от мировых углеводородных
логистических путей. Основной потребитель каспийских ресурсов – это Европа.
Поэтому США уделяют большое внимание своему влиянию в Азербайджане, чтобы через
эту страну пресечь транспортировку среднеазиатских углеводородов по территории
России.
США крайне
заинтересованы в том, чтобы загнать среднеазиатские углеводороды в транспортную
систему Набукко, и уже затем, через Грузию и Турцию, поставлять в Европу.
Здесь следует понимать,
что каспийская нефть как таковая не интересует США. Более того, поставка этих
ресурсов на европейский рынок составит конкуренцию американским компаниям. Просто
эта нефть существует, и так или иначе она будет куда-то поставляться. В
интересах Вашингтона не допустить, с одной стороны, потока этих ресурсов на
восток в Китай, а значит, для сбыта продукции остается лишь Европа.
А с другой стороны,
транспортируя энергоресурсы Средней Азии и Каспия в Европу, необходимо обойти
Россию, чтобы не давать ей инструмента оказания давления на Европу. Именно
поэтому США так заинтересованы в реализации проекта Набукко, предусматривающего
отсечение среднеазиатских энергоресурсов от главных геополитических соперников
США – России и Китая. Только договоренности России с США позволят решить вопрос
налаживания трубопроводной инфраструктуры на Каспии.
Следует также отметить,
что на самом деле соглашение о неприсутствии вооруженных сил нерегиональных
стран в акватории Каспия не является таким уж выдающимся достижением. Дело в
том, что США не были в состоянии перебрасывать на Каспий технологии, корабли.
Это было бы очень
трудно и дорого. Вашингтон может обеспечить свое присутствие в регионе
инфраструктурно, через свои компании, в том числе нефтяные. На данный момент
влияние России в Каспийском регионе слишком велико, чтобы США могли в полной
мере обеспечить там защиту своих интересов.
К тому же, не так давно
Россия взяла на вооружение два ракетонесущих катера «Дагестан» и «Татарстан».
По совокупной боевой мощи они превосходят флотилии всех стран региона. А между
тем, кроме них, Россия располагает и множеством других военных кораблей. Чтобы
противостоять этим силам, США пришлось бы израсходовать баснословные деньги.
Но тем не менее, для
поддержания стабильности в регионе это соглашение играет немаловажную роль. Подписание
соглашения очень важно для Москвы, ибо в экспертной среде много говорят о том,
что США вторым этапом после конфликта в Украине начнут заниматься Приднестровьем.
Предполагается, что Украина со своей
стороны заблокирует эту непризнанную республику. В свете таких ожиданий России очень
важно минимизировать риски на Каспии.
Также определенная
польза здесь прослеживается и для Баку. В случае, если США будут давить на
Азербайджан с желанием навязать ей расположить вторую американскую военную базе
на своей территории, Баку может сослаться на то, что она связана этим
соглашением.
Что
следует ожидать от налаживания каспийской железной дороги?
Я не думаю, что следует
ожидать от этого пути особой прибыли. Интенсивного пассажиропотока в Иран из
стран каспийского региона нет. К тому же, морской путь гораздо дешевле, вряд ли
ЖД составит ему конкуренцию. Ассортимент товаров у Ирана и стран Каспия
примерно одинаков, активного взаимообмена не следует ожидать. Поэтому
перспективы железнодорожного пути не столь радужны.
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Прикаспийский прорыв: саммит в Астрахани открыл путь к разделу моря
"Прорывный" каспийский саммит в Астрахани
ЦАМТО: Каспийский саммит актуален из-за спорных вопросов в регионе
Астраханский саммит и ожидания прикаспийских государств
В Москве состоится конференция глав МИД прикаспийских держав