Реплика о "языковом" законе
Гаджикурбан Алхасов относительно будущего "Закона о языках Республики Дагестан"
На совещании Президиума ДНЦ РАН в январе этого года Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил c предложением о принятии "Закона о языках Республики Дагестан".Прошло уже 9 месяцев, а законопроект по ряду объективных и субъективных причин так и не был подготовлен. Различные заинтересованные издания, среди которых и наш сайт, уже достаточно долго и детально обсуждали возможные содержание и концепции ожидаемого многими "языкового" закона.
Предлагаем Вашему вниманию комментарий Гаджикурбана Алхасова, редактора радиовещания на агульском языке ГТРК «Дагестан», специалиста в области исторического языкознания и истории, одновременно и представителя ФЛНКА в Агульском районе, относительно будущего закона о языках.
Нас не догонят
Призрак Закона о языках народов Дагестана бродит по республике, бродит давно, можно сказать - скитается, не зная где Ему бедному, в конце концов, прописаться. Ситуация покажется более, чем нелепой, если учесть, что о необходимости принятия Его в дружную семью законодательных актов РД, начиная от общественников до всемогущих первых лиц, не говорили разве что природные молчуны и немые. Однако, как говорится, «а воз и ныне там…..».
Ну хоть тресни, не получается у нас как у людей совершать нужные дела. А вот чесать языками, пожалуйста, можем сутками хоть хором, хоть в одиночку, с пафосом и без, с трибун и дорожных обочин, на ходу и стоя – кому, в каком формате удобно. С этим нет никаких проблем. Даже можно сказать, что по этой части мы впереди планеты всей и, судя по всему, нас здесь просто никто и не догонит, размах будет не тот.
Этническая карта Дагестана
АгонияТезис о том, что дагестанские языки перешли порог необратимых процессов не является пустословием. О том, что в них наметились изменения даже структурного характера, исследователи говорили уже в 70-х годах прошлого столетия.
За время прошедшее с тех пор ситуация изменилась лишь в худшую сторону. В республике на глазах растет число людей, не владеющих родными языками. Ареал использования их сужается. Внимание, которое уделяет этому вопросу государство, носит формальный характер. Пора бы бить в набат.
Справедливости ради следует сказать, что и бьют, но в основном неисправимые донкихоты и безнадежные альтруисты, но никто в упор это не хочет видеть.
Те, кому вменено своим положением, следить за ситуацией заняты решением своих меркантильных вопросов, а до проблемы самой им и дела нет. Лишь делают вид, что возятся с ней. С таким утверждением, конечно, могут и поспорить.
Однако должен подметить, что если кто рискует, например, считать, что издание на государственные средства в течение двадцати лет одного букваря для агулов большим успехом, то мне остается, лишь поздравить его с сумасшествием. Положение с языками других народов республики не во многом лучше.
Закон о языках нужен, но такой, где красным по белому будет отмечен пункт, согласно которому родным языкам должен придаваться статус основного предмета и устанавливаться обязательные экзамен по ним в школах и Вузах. Как эти положения реализовать на практике – вопрос технический и не требует особой изобретательности от интеллекта специалистов.
В противном случае принятый закон не будет иметь ценности и выеденного яйца. Еще одно положение, которое должно быть прописано в Законе – эта оплата специалистов, то бишь, преподавателей родных языков в приоритетном порядке, а не по остаточному принципу, как это принято делать до сих пор.
Уверен, что от бюджета не убавится. При самом затратном варианте Закона размер ассигнований на стабилизацию ситуации с родными языками будет в разы меньше, чем то, что средь белого дня ворует отдельно взятый дагестанский чиновник средней руки.
Этническая карта Дагестана (1937 год)
ИзгоиПонятно, что Закониада о родных языках когда-нибудь придет к своему логическому завершению. Но желательно, чтобы составители его при этом не оставили за бортом правового акта несправедливо забытые этносы региона.
По данному поводу уже кричат во все горло и плохой опыт такого сценария у нас имеется. Но при всем этом непонятно почему из списка языков, попадающих под действие закона, выпали кубачинский, ахвахский, цезский и многие другие дагестанские языки. Чем обусловлено то, что одни из них считается в обществе достойными признания, когда как другие отвергаются?
Возьмем тех же кубачинцев. Ведь в истории они как самостоятельный этнос упоминаются гораздо раньше, чем собственно даргинцы, к которым их и приписывают. Тогда зачем пытаться искусственно растворить целый народ в другом народе?
Ведь мы и так уже на грани исчезновения и к чему еще и добивать друг друга таким путем? В чем смысл этих примитивных двойных стандартов? То же самое можно сказать и на счет андо-цезских народов.
В девяностые годы, когда, в связи с принятием новой Конституции РД, определяли перечень "титульных" или "конституционных" народов, тогда те люди, кому было поручено решить этот вопрос, разделились на два противоборствующих лагеря.
Первый лагерь был за включение в составляемый перечень малочисленных агулов, рутулов и цахуров, а другая – против. В той непримиримой и нешуточной борьбе победителями оказались сторонники малых этносов.
И как можем судить об этом сегодня, от того, что их облекли тогда в статусную обертку, кому-либо из противников этого шага кислорода никак не стало меньше. Как дышали, так и дышат ровно до сих пор. А если это так, зачем еще раз демонстрировать глупость на примере и других народов?
И еще…
По большому счету приписывание малочисленных народов к их более многочисленным соседям было частью общесоюзного тогда проекта по созданию человека советского типа и единого советского народа. Однако, как мы знаем из собственного опыта, не смотря на все усилия, предпринимаемые государством, проект оказался не реализуемым.
Ну не захотели, скажем, цIунтинцы стать аварцами, рутульцы – лезгинами, кайтагцы – даргинцами. Они тысячи лет были тем, кем желают оставаться и сегодня. Ну что тут поделаешь, не расстрелять же их поголовно за это. Но тогда зачем пытаться в очередной раз показать язык или палец истории? Неужели она никого ничему не учит?
Региональное представительство ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.