Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Презентация книги о Фие

Уникальное лезгинское село представили в Московском доме национальностей

Гюльоглан Мамедяров

В Московском доме национальностей 18 октября состоялась презентация книги «История села Фий», написанной известным народным умельцем, возродившим многие художественные промыслы, Гюльогланом Мамедяровым. Организатором мероприятия выступила Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.

В небольшом зале собралось 30 человек, половина из которых являлись выходцами из села Фий, среди них, кстати,  был и чемпион мира по боевому самбо Нажмудин Хуршидов. Специально к мероприятию была организована выставка декоративно-прикладного искусства, на которой красовались изделия, изготовленные Гюльогланом Мамедяровым и его учениками.

Перед началом презентации были показаны отрывки из фильма о том, как аналогичное мероприятие было проведено в Махачкале, а затем на экран вывели слайд-шоу демонстрировавшее дивные красоты села и его окрестностей.

Ведущим на мероприятии был член Совета ФЛНКА Амиль Саркаров. Открывая его, он передал слова поздравления президента ФЛНКА Арифа Керимова, который находился в тот момент в командировке.

Амиль Саркаров

Амиль Саркаров кратко рассказал о самом «виновнике торжества», его общественной деятельности, а также поделился некоторыми интересными фактами, связанными со знаменитым лезгинским селением Фий.

Несмотря  на то, что село Фий является вторым после Куруша самым южным поселением России, его можно назвать южными вратами, так как фийский перевал находится южнее всех остальных переходов. Он пересекает Главный Кавказский хребет, связывая его северные и южные склоны.

В древнее время он имел огромное значение как самый удобный перевал и близкий путь в Закавказье, к таким пунктам, как Шеки, Варташен (нынешний Огуз) и Куткашен (нынешняя Кабала). Наверно это явилось одной из причин того, что фийцев можно встретить во многих населенных пунктах Азербайджанской республики.

Также Саркаров обратил внимание собравшихся на недавнюю историю села. Как известно, Фий входил в вольное общество Ахтыпара. Фий вместе с 4-мя другими селениями: Борч, Хнов, Гдым и Маза образовали отдельную единицу Ахтыпара-2, которая обладала большой самостоятельностью.

По сути с Ахтыпарой-1 с центром в Ахтах его связывал военный союз. Внутри Ахтыпары-2 не было форм зависимости от главного села, как в Ахтыпаре-1 (пахта и др.). Фий и остальные 4 села были автономны по отношению друг к другу. Видимо эти особенности, по словам члена Совета ФЛНКА, очень сильно повлияли на современное поколение фийцев, среди которых особенно много деятельных, смелых, независимо мыслящих людей, добивающихся успехов в разных сферах жизни.

И даже в написании книги о своем селе фийцы были одними из первых, если не считать ахтынцев, многие из которых, правда, считают Ахты городом, а не селом. Книги, написанные о Куруше и Мискиндже, несмотря на то, что также вышли раньше, все-таки уступали по полноте и масштабности труду о селе Фий.

Аллаверды Джалилов

Передавая слово Гюльоглану Мамедярову, он попросил его рассказать о том, что подвигло его приступить к такому сложному и длинному делу, как написание книги об истории родного села.
Гюлоглан Мамедяров отметил, что Фий является одним из древнейших лезгинских поселений, хоть в настоящее время представляет не очень крупное по численности селение. Но всего фийцев, живущих за пределами села, можно насчитать около 6 тысяч. С самого детства он хотел побольше узнать о родном селе, имеющем богатую историю и культуру.

Однако письменных источников, посвященных ему,  было очень мало. Поэтому автор, собрав определенный полевой и архивный материал, стал его систематизировать. В итоге получилась объемная книга, которую он выпустил в этом году. Несмотря на большое количество собранного материала Гюльоглан Мамедяров считает, что предстоит еще много работы, чтобы внести исправления и дополнения, сделав тем самым книгу о Фие более полной и красочной.
Низами Абдулгамидов
Во время презентации с автором велась живая беседа, многие гости выступили, поздравляя его  с большим вкладом, который он внес в лезгинское краеведение. Одним из первых взял слово Аллаверды Джалилов, с которым Гюльоглан Мамедяров познакомился во время общемосковского Навруза, на котором он в рамках лезгинской программы «Яран Сувар» традиционно размещал выставку своих художественных изделий.


Джалилов, в прошлом работавший на госслужбе, а ныне бизнесмен, горячо приветствовал достижение своего друга, сказав, что он узнал много нового о лезгинах и их культуре. Он сказал, что ему очень близка работа в общественной и этнокультурной сфере, так как он принимает участие в деятельности туркменской диаспоры Москвы и занимается возрождением туркменского ковроделия на своей родине.
Сардар Агаларов
Член Совета НКА «Московские лезгины» Низами Абдулгамидов отметил важность собранного Мамедяровым этнографического материала, который с каждым днем найти все сложнее. При этом он обратил внимание на ряд своих замечаний в исторических разделах книги.

 

 Абидат Эюбова

Также на презентации выступили: Сардар Агаларов, врач-нарколог, односельчанин Мамедярова Шахлар Агаханов, руководитель культурно-образовательного департамента ФЛНКА Абидат Эюбова и другие общественные активисты. Они пожелали Мамедярову дальнейших творческих успехов и выразили надежду, что его деятельность  найдет сторонников в других селениях.

Шахлар Агаханов

Среди гостей был представитель селения Нижний Катрух Рутульского района Теиб Нуриев, который был впечатлен работой Мамедярова. Он сказал, что приложит со своей стороны усилия для написания подобной книги о своем уникальном селении, жители которого, проживая среди рутульцев и лакцев, разговаривают на диалекте азербайджанского языка, но при этом считают себя особой общностью и даже претендуют на выделения себя в качестве самостоятельного народа – катрухцев.

Теиб Нуриев
В процессе общения с Гюльогланом Мамедяровым выяснилось несколько интересных лингвистических и этнографических деталей. В частности, он сказала о том, что фийцы называют всех нефийцев определенным термином – хекенар, а гостей прибывших из-за хребта – калахъанар, в котором «кала» означает равнина, «нижние земли». Отдельным словом у фийцев обозначается коллективный танец – къатарар, после исполнения которого заканчиваются танцы на свадьбе.

После окончания официальной части гости прошли в другой зал, где продолжили уже более непринужденное общение за чашечкой чая. 

Иера Рамазанова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

9 апреля в Москве состоится вечер памяти Аллы Джалиловой и Сафият Аскаровой

Презентация книги «История села Фий» состоится 18 октября в Москве

Состоялась презентация книги фольклорных произведений карачаевцев и балкарцев

О презентации книги Мадлены Гаджиевой ''Лезгины. История, культура, традиции''

Презентация книги ''Лезгины: История, Культура, Традиции''

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 20 октябрь 2014 10:52
С удовольствием прочитал материал.Очень похвально когда люди чтят саой язык и традиции. е так же интересно что в Бейруте армянский квартал называется Бурча, вТурции был армянский населенный пункт Хнос(Хнус),Вард-роза,Шен-город.Кутк(Гутк)-инструмент пахаря(диалект).Много похожих корней.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия