Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Спорт в Юждаге – по остаточному принципу

В беседе с мастерами спорта об основных проблемах развития спорта в Юждаге

 

Недавно офис ФЛНКА посетили два молодых спортсмена, с которыми у нас состоялся интересный диалог. В беседе с корреспондентом ФЛНКА Мурсал Кенберов и Адам Рамазанов рассказали о своей жизни, спортивной карьере и о трудностях, с которыми сталкивается молодежь, идя по спортивной стезе.

Мурсал, расскажи, пожалуйста, немного о себе.

Я родом из Дербента, заниматься спортом, а именно дзюдо, я начал еще в своем родном городе, в 1996 году. Мне повезло тренироваться у таких мастеров, как Амирметов Борис и Джамал Курбанович.

Кстати, они и сейчас верны своему пути, не оставили молодых ребят, несмотря на низкие зарплаты, ведут тренерскую деятельность. Затем, спустя четыре года, уже в 2000-м я переехал жить в Челябинск, поступил в Академию физкультуры и параллельно начал заниматься этим видом спорта в Центре олимпийской подготовки Челябинской области.

В Челябинске я совмещал учёбу с тренировками. Через пять лет окончил названную мною Академию и на протяжении всего периода учебы я выступал за сборную Урала по дзюдо. Потом начал заниматься и армейской рукопашной борьбой (АРБ).

Там же я прошел армию в спортроте, в соседнем городе Свердловске. Выиграл в Чемпионате России по дзюдо среди военнослужащих. Выполнил норматив мастера спорта по дзюдо. А уже через три года выполнил норматив по самбо и по армейскому рукопашному бою.

Таким образом я стал мастером спорта по трем видам единоборств. Все это время я участвовал и в смешанных боях. После этого случилась большая трагедия, смерть матери и я вернулся в Дербент. Естественно, мною двигало желание двигаться дальше по спортивной стезе, готовить спортсменов-земляков, но тут я столкнулся с большой проблемой. В какие бы залы я ни обращался, мне везде отказывали.

А как бы ты оценил состояние развития спорта по единоборствам в Дербенте и Юждаге?

Я бы дал этой сфере низкую оценку. Ощущается острая нехватка нормальных залов, где ребята могли бы заниматься единоборствами. Не ведется необходимая работа по поддержке тренеров, их мизерные зарплаты нередко задерживаются.

 Мурсал Кенберов

В то же время, совсем наоборот обстоят дела на севере республики. К примеру, в Хасавюрте и Кизилюрте открыто много спортзалов при Министерстве спорта Дагестана. В Дербенте же только недавно, года два-три назад открылась школа дзюдо при Минспорта РД.

Я хотел тренировать там ребят, но такой возможности мне не дали из-за моих религиозных убеждений. Я верующий мусульманин, суфий, мюрид шейха Сиражудина Хурикского. Мне было сказано, что я нахожусь, как говорится, «на учете», и пришла «директива» не брать таких на работу в спортивные учреждения. В итоге мы, религиозные члены общества, не находим себе работу и от безделья некоторые начинают уходить в радикализм. Проблема создается искусственно.

Слабая развитость спортивной инфраструктуры в Юждаге связана, конечно, с нехваткой финансирования. По сути, практически в любой сфере, будь то медицина или образование, деградация связана с нехваткой финансирования. И спорт в этом ряду не исключение.

При этом у нас достаточно талантливой молодежи, которая желает заниматься спортом и для поддержания формы и для спортивной карьеры. Есть инициатива, желание, но нет возможности реализоваться. Это на сегодняшний день огромная проблема, которую необходимо решать и государству и обществу.

Адам Рамазанов (второй спортсмен, уроженец села Хрюг Ахтынского района):Исходя из моего опыта, я могу подтвердить слова Мурсала, талантов у нас действительно много. Но тем не менее, спорт в Юждаге находится в плачевном состоянии. Сами спортзалы вызывают тоску, тамошнее спортоборудование годится на физкультуру, но не на спорт. И тем более не на профессиональный спорт.

Безусловно, причина этого бедственного положения кроется в финансировании из Махачкалы, ее мягко говоря, недостаточно. Могу привести в пример один курьезный случай. Я знаю одного спортсмена, он чемпион Дагестана, призер России по вольной борьбе. На тренировки его отец каждый день отвозит в Махачкалу, потому что там есть необходимые условия для тренировок.

Адам, расскажи, пожалуйста  о себе.

Я вырос в Ханты-Мансийском Автономном округе (ХМАО), там много наших земляков. Учился там до пятого класса, затем переехал в Дагестан, учился в родном селе Хрюг, однако из-за отсутствия условий для развития в спорте, отец меня отдал в Махачкалу, где я жил у своей тети.

Там же в Махачкале у меня началась спортивная карьера. Потом вернулся обратно в ХМАО, где стал чемпионом Уральского федерального округа по карате-кудо и армейскому рукопашному бою. Помимо этого я выступал в коммерческих боях по смешанным единоборствам.

Вернувшись в Дербент, я обратил внимание на то, что спортзалы, находящиеся в ведении государства, не имеют никакого развития в отличие от коммерческих спортивных учреждений. Это можно сказать и о тренерском составе.

Если они работают, то делают это с выгодой для себя. Но укорять их в этом не приходится, так как они должны содержать свои семьи, а мизерной зарплаты тренера им не хватает. Можно также добавить, что финансирование олимпийских видов спорта в Юждаге на нулевом уровне.

 Адам Рамазанов

При этом все прекрасно знают, что в Дагестане есть финансирование спорта, однако проблема в том, что все выделяемые средства съедает достигшая чудовищных масштабов коррупция.

Также многими отмечается, что немало лезгин, уроженцев Юждага выступает за другие регионы России.

Адам Рамазанов: Да, действительно, многие наши земляки выступают за другие регионы. Можно взять, например, Алима Селимова, он выступает за Белоруссию, начал свою карьеру с вольной борьбы. Я точно знаю, что в Дагестане ему не давали пробиваться, всячески мешали.

Но он парень крепкий, добился своего. Кстати он первый дагестанец – чемпион мира по греко-римской борьбе. Это классический пример того, как человек, имея талант, способности, волю, оказался вынужден поменять место жительства, чтобы реализовать свои возможности. Не имея возможности реализоваться на исторической Родине, многие юждаговские ребята выступают за другие регионы и страны.

Как вы думаете, можно ли наладить диалог с властью в организации клуба или просто нормального спортивного зала, для того чтобы ребята могли тренироваться?

Мурсал Кенберов:Я считаю, что да, можно. В принципе, нерешаемых вопросов нет. Но чтобы подвигнуть власти к определенным решениям, нужно поднять актуальность вопроса, он должен широко обсуждаться в обществе. Иначе власть не поймет, что проблема действительно существует.

Адам Рамазанов: Я могу сказать, что многое для лезгин, для Юждага делает мэр Дербента  Имам Яралиев. Из своих средств он оказывает финансовую поддержку многим спортсменам, как начинающим, так и состоявшимся. Но один в поле не воин.

Беседовал Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Звезда самбо из Касумхюра

Микрахский тренер в Мытищах

Герой татами

Рецепт успеха от чемпиона

ИППОН юного горца

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия