Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вновь о «шахдагских» народах

Ученые Азербайджана игнорируют культурно-языковое единство лезгинских народов

Александр Кибрик с жителями селения Хиналуг, 1970 г.
Как известно, на состоявшейся на днях Международной научной конференции «Дербент: 2000 лет истории» состоялась презентация первого выпуска научного издания «Albania Caucasica», выпущенного по итогам трех научных конференций, посвященных Кавказской Албании, в том числе Международного научного симпозиума «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность».

Среди материалов, представленных в этом сборнике, обращает на себя внимание статья доктора исторических наук Махаббат Пашаевой из Баку под названием «К этнической истории «шахдагских народов». 

В ней изложена интересная, но уже довольно давно озвученная гипотеза о связях крызов, будухцев, а также хиналугцев с территорией, охватывающей южные склоны Большого Кавказа на территории современных государств: Азербайджанской Республики (северо-восток) и Грузии (юго-запад).

Примечательно, что кроме трудов азербайджанских ученых постсоветского времени, автор в своих штудиях ни на кого более не ссылается, тем самым заметно снижая ценность собственной публикации. Но в статье имеются более серьезные огрехи, недопустимые для ученого столь высокого ранга.

Составителям сборника стоило больших трудов подобрать научные работы азербайджанских коллег, которые можно было опубликовать в издании, вышедшем под грифом Института востоковедения РАН и Дагестанского научного центра РАН. Таких работ оказалось всего две, одна из которых – упомянутая статья Махаббат Пашаевой. 

Внимательно прочитав ее можно сделать вывод – историк из Баку специально исключила какое-либо упоминание о лезгинах и этноязыковом единстве лезгинских народов. Уже в самом начале статьи она пишет: «такие этносы современного Азербайджана, как удины, ингилойцы, хиналуги (хыналыги), крызы, будухи, своими корнями связаны с албанскими племенами и являются наследниками таких албанских племен, как удины, гелы, эры, гаты и др.». А где же лезгины? Они разве не являются одним из этносов современного Азербайджана и разве они своими корнями не связаны с албанскими племенами?
Будухцы, начало XX века
Допустим, в рамках своей статьи Пашаева хотела обратить внимание на особую группу племен, которые по ее мнению обладали более тесными связями друг с другом. Но тогда зачем она вставила совсем ненужную в этом случае деталь: «албанские племена заняли важное место в этногенезе азербайджанского народа»? Как в таком случае можно было забыть сказать пару слов о лезгинах – прямых потомках албанских племен?! Вы думаете это случайность?

Но если это так, то почему она, сделав объектом своих исследований «шахдагскую группу народов», не раскрыла его содержание? Шахдагские народы, к которым традиционно относят крызов (с субэтносами), будухцев и хиналугцев, – уже давно несут в себе только географический смысл. Даже упоминание горы Шахдаг на самом деле не совсем верно, так как именно лезгинские селения (например, Лацар) располагаются в верховьях рек, берущих свое начало на склонах этой знаменитой горы. А селение Хиналуг, тем более крызские и будухские селения находятся в отдалении от нее, за населенной лезгинами долиной реки Шахнабад.

С точки зрения генетического (этноязыкового) родства шахдагские народы можно разделить на две особые группы. В первую – включаются крызы и будухцы, чьи языки образуют южнолезгинскую ветвь лезгинских подгруппы нахско-дагестанской группы (или семьи по другой классификации) языков. То есть крызы и будухцы в языковом отношении ближе ко всем остальным лезгинским народам, нежели к хиналугцам.
Хиналугцы, 1880-е годы
Хиналугцы же образуют в составе шахдагских народов как географического определения вторую группу, так как лингвисты теперь выделяют хиналугский язык отдельно от лезгинских (ранее – в составе них), хотя и сближая с ними.

А доктор наук из Баку не нашла ничего иного как написать о языковой ситуации в отношении этих народов следующее: «Языки жителей этих сел, как отмечается в источнике XIX века, «отличаются от всех известных языков Закавказья и Дагестана, различны между собой». В настоящее время изданы десятки научных статей о языковой классификации кавказских языков, и, конкретно, нахско-дагестанских и лезгинских. Не прекращаются исследования и по настоящий день. Однако азербайджанские ученые о них знать не хотят и готовы ради того, чтобы не говорить о лезгинах и лезгинских языках поставить под сомнение собственную компетентность и кругозор.

Далее, рассуждая о древней истории шахдагских народов, Пашаева перечисляет разные этносы, в том числе рутульцев и цахуров. Однако даже и тут обходится без того, чтобы показать их языковое родство, перечисляя специфические моменты в свадебных церемониях, которые характерны и для лезгин, неупомянутых в этом списке народов Шеки-Закатальского региона.
Крызы (джекцы), 1880 год
О том, какие крепкие связи между лезгинами, с одной стороны, и крызами, будухцами и хиналугцами, с другой стороны, существовали на протяжении многих веков, а также о влиянии лезгинского языка на языки этих народов мы писали ранее. Вопреки научным принципам ни слова об этом ни в данной статье, ни в других работах азербайджанских ученых найти невозможно, так как они всеми силами хотят создать свое «научное» течение в мейнстриме современной исторической и лингвистической науки, даже если оно идет вразрез с тем, что принято международным научным сообществом.

Статья Пашаевой о «шахдагских» народах лишний раз показала, как ангажирована историческая наука в Азербайджанской Республике. Тот факт, что она была включена в престижный научный сборник, выпущенный под эгидой РАН, не придает ей особой научной ценности, как хотелось бы считать ее автору и другим ученым из Азербайджана. 

Об этой стороне нынешних реалий сказано и в предисловии, написанном ответственными редакторами данного сборника Аликбером Аликберовым и Муртазали Гаджиевым: «Мы также отдаем себе отчет в том, что в современных условиях вряд ли удастся полностью освободить историю Кавказской Албании от использования ее в качестве «служанки» региональной политики, однако нужно укреплять те, зачастую тернистые, пути и тропы, которые ведут к истине, к достоверному знанию об историческом прошлом кавказских народов».

Такой осмысленный подход ученого сообщества позволяет надеяться, что резко бросающаяся в глаза однобокость трудов азербайджанских ученых не останется без внимания в дальнейшем и будет способствовать повышению объективности их исследований, либо еще более сузит им доступ на международный уровень.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

"Albania Caucasica" представили ИВ РАН

Очистить историю Кавказкой Албании от фальсификации и политизации

Революционный труд Albania Caucausica

Участники международной конференции в Москве подняли вопрос о возрасте Дербента

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 15 июнь 2015 22:25

Эти пришлые потомки чёрных и белых баранов (Каракоюнлу и Аккоюнлу) возомнили себя великим, а самое главное - и это самое страшное! - исконным, коренным кавказским народом и ещё других учат своей псевдоистории. Д-р околоисторических наук М. Пашаева фактически озвучивает позицию властей Азербайджана, стремящихся затушевать, замолчать наличие ЛЕЗГИНСКОГО народа и народов ЛЕЗГИНСКОЙ группы. Аморфный, обтекаемый термин "народы шахдагской группы / шахдагские народы" призван вытравить любое упоминание о лезгинах и лезгиноязычных народах Аз-на - прямых потомках кавказских албан.
Это не есть истинная историческая наука, но это есть истинная национальная политика современного Аз-на, трубящего на весь мир о своей толерантности и интернациональности. Звериный оскал азербайджанизма. 


Комментарий #4, дата: 15 июнь 2015 20:01

 Опубликовав книгу Албания Кавказия,ФЛНКА внесла очень большой и неоценимый вклад в деле выявления истины лезгинской истории. Пусть это будет всего лишь маленьким началом,для дальнейших объемных трудов,которые прольют свет многим историческим фактам.Тем фактам ,которых тщательным образом стараются скрывать от  общественности,некоторые  фальшивые историки. А то что, ангажированную статью Маххабата включили в эту книгу,говорит о том что,ФЛНКА ради объективности и ценности этой книги дает место и этим предвзятым историкам.А вот интересно ,эти так называемые  "гениальные историки"с экзотическими именами,такими как Махаббаты, Багдагюлы,Кейханымы и так далее,согласятся ли  на то что бы ,статьи дагестанских историков разместили в их книгах?


Комментарий #3, дата: 15 июнь 2015 17:12

Ученые Азербайджана игнорируют культурно-языковое единство лезгинских народов .Не кажется ли вам уважаемый ФЛНКА что пора взятся за отстаивание культурно исторического наследия наших народов .Его танцов блюд ковров обрядов пословиц и т.д и т.п и через министерство культуры России зарегестрировать в Юнеско за лезгинским народом как одного из народов России?Если вообше осталось что зарегистрировать-все и так зактурки своровали как всегда.Но лучше поздно чем никогда.


Комментарий #2, дата: 15 июнь 2015 13:28

Спасибо автору за качественный анализ статьи М. Пашаевой. Непонятно другое: если статья этой "ученой" столь ангажирована, какого черта ее включили в престижный научный сборник под эгидой РАН? Стоило ли вообще делать этот реверанс в сторону насквозь прогнившей псевдонаучной "школы"? Ведь ответных реверансов со стороны этих иезуитов мы никогда не дождемся. Так не лучше ли было при составлении сборника последовательно и до конца придерживаться принципа "лучше меньше, да лучше"?


Комментарий #1, дата: 15 июнь 2015 00:26

Все делают целенаправлено. Племени каракоюнов прослеживают цель всячески принизить роль и влияние лезгин, всячески вытворяя Лезгин выставляя их за рамки исторических задворок.Одним словом ускоренно решить проблему - нет народа нет проблем. Всюду стараются не упоминат их, заменяя их уже вымершими родственными народами типа Хиналугцев, Крыз, Будухцев, Удин. Оголтелый ложь и дезинформация вот чем ворружены гастарбайтеры из Иранской провинци на земле Лезгин.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия