Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #14, дата: 30 июль 2013 02:08

Антисасанид,
не о неком они все были потенциальные кондидаты в шейхи. Духовный наставник стоит многих воинов так как он воодушевляет их на действия, он своего рода голова, пока жива идея ни кто не в силах победить сколько бы они не убивали воинов.
Знание врага всегда приблежает тебя к победе. Вот и они не сидели на месте а вынихивали про всех , чтоб знать в случае чего куда он может податься.

Прихожу к выводу что шейх умер не случайно думаю ему помогли имперцы бональто отровив его .


Комментарий #13, дата: 30 июль 2013 01:49

Цитата: AGUL
Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди. В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке. По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усугъ, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата. В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.
 

Что ж, готов извиниться, если недопонял. Странно, что Козубский собирал какие-то сведения о некоем Курали-Магоме. Зачем ему это? Для уверености поищу дневник Козубского, чтобы убедиться в этом.


Комментарий #12, дата: 30 июль 2013 01:07

Для тех кто плохо видит !
______________________________________

.....Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского. О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) лю­бопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:
1) Курали-Магому в сел. Яраге,
2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,
3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и
4) Магома-Дебира в сел. Арчу;
Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди. В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке. По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усугъ, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата. В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала. Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда нахо­дился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством. В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усугъе, и здесь хотя ничего не проповедывал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в об­ществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине. Из Усугъа он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усугъе, где и умер 14 Января 1863 г. .....

Текст воспроизведен по изданию: К истории Дагестана // Русский архив. № 9, 1896 Е. Козубский


Комментарий #11, дата: 30 июль 2013 00:16

Буду рад за агульцев, если они докажут, что Курали-Магома имел усугские корни. Порадуйте меня, соседи дорогие! wink


Комментарий #10, дата: 30 июль 2013 00:09

Цитата: шарвили
они не имеют к селу отношения, а мухаммад усугский имеет
 

вили,

Жду доказательств этому! А я говорю, что Курали-Магома был из Ярага и доказательсвом этому служит книга Козубского, в которой он черным по белому написал "Курали-Магома из ЯРАГА".

Объясняю еще раз - у Козубского не написано "из УСУГА", там написано "из ЯРАГА".

Что-то непонятно? А теперь пусть Алхасов докажет, что Козубский врал. :) Могу поспорить, что он ограничится словами "по собарнным сведениям", но никаких сведений не представит.


Комментарий #9, дата: 29 июль 2013 23:55

сасанид,
они не имеют к селу отношения, а мухаммад усугский имеет


Комментарий #8, дата: 29 июль 2013 23:36

Цитата: шарвили
В этот раз гаджи более близок к истине.
 

К какой истине он близок, можно поинтересоваться? Наличие большого количества зияратов в Курахе свидетельствует о том, что Курали-Магома на самом деле не из Ярага, а из Усуга? Уахахаха! wink Вы там какую травку курите? А почему имам Шамиль не агулец, или Гамзатбек, или Джохар Дудаев.... Какая связь между зияратами и Курали-Магомой?


Комментарий #7, дата: 29 июль 2013 23:24

Цитата: шарвили
хорошо написано. В этот раз гаджи более близок к истине. Да и вобще пожалуй нигде нет столько пlир и зияратов как агуле и курахе, а раньше это был один район. Все это о многом говорит ...
 

Вы чё здесь, тролли-клоны собрались и грузите - "хорошо написано".

Каким место тут хорошо написано?

В этой статье элементарная ЛОЖЬ и унижение лезгин. Никакого отношения Курали-Магома не имеет к Усугу. Почему ФЛНКА позволяет это делать, я не понимаю. ФЛНКА, опомнись!


Комментарий #6, дата: 29 июль 2013 23:12

хорошо написано. В этот раз гаджи более близок к истине. Да и вобще пожалуй нигде нет столько пlир и зияратов как агуле и курахе, а раньше это был один район. Все это о многом говорит ...


Антисасанид
Комментарий #5, дата: 29 июль 2013 22:13

Цитата: LHMAO
Агульцы это братский лезгинский народ, а не друзья, и печатать про них не то что просто нужно а обязательно нужно, будьте по сдержаней.

Безусловно, это наши братья. Но это не дает им права присваивать себе наших шейхов. Никаких доказательств тому, что Курали-Магома из Ярага является агульцем, у них нет. В Яраге агульцами даже не пахло никогда.

Уверен, что ни одного доказательства они не представят, как не представили ни единого доказательства того, что учитель Шамиля Магомед Ярагский был квардальским агульцем.

Башку бы оторвать этим фантазерам.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия