Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Найден проект памятника великому полководцу

Уникальный проект, изображающий Хаджи-Давуда Мюшкюрского, сохранившийся до настоящего времени был изготовлен известным скульптором Гейбатом Гейбатовым, еще в начале 90х годов, когда на Кавказе шли процессы возрождения национальной идентичности горских народов.

В те годы, крупный лезгинский исторический и государственный деятель в истории Южного Кавказа, организатор и руководитель антииранского восстания, правитель Ширвана – шейх Хаджи-Давуд стал олицетворением начала многих далеко идущих планов патриотического движения лезгинского народа. Именем Хаджи-Давуда назывались организации, движения, различные фонды и т.д., но история показало, что никому из них не удалось назвать даже одну улицу именем великого полководца у себя на родине в Южном Дагестане.

Человек, который сумел объединить разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превратив их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на территории южных народов, сегодня, по сути, оказался брошенным, а его идеи не востребованы самими же лезгинами как бы скорбно это не звучало. Этот факт приходится отмечать с огромным сожалением. Идеям человека-реформатора, который создал лезгинскую государственность, боеспособную регулярную армию, сегодня не нашлось применения, нет даже патриотического клуба, чтобы назвать в его честь.

 

Шейх Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Хаджи бек, шейх Дауд, или хан лезгинский как называли его разные народы, был уроженцем Мюшкюрского магала, главой местного суннитского духовенства и происходил из зажиточной крестьянской семьи. В истории Хаджи-Давуд упоминается как духовный учитель Лезгистана. Лидер суннитского джамаата Хаджи-Давуд был глубоко верующим человеком, его уважали за справедливость и порядочность. После посещения мусульманских святынь в Мекке, он получил титул «хаджи», и с тех пор стал известен в истории лезгинского и других народов Дагестана под именем Хаджи-Давуд.

Он явился главным организатором и руководителем повстанческого движения. С именем Хаджи-Давуда связана практически вся история народно-освободительной борьбы на Восточном Кавказе в первой трети XVIII века. Великолепный оратор, богослов, шейх Хаджи-Давуд соединял в себе редкие дарования полководца, политика и управленца. Эти качества позволяли ему долгое время вести освободительную борьбу своего народа, когда могущественные державы, во чтобы то, ни стало, хотели подавить возглавляемое им движение, подчинить его своим интересам.

Шейх Хаджи-Давуд в своей борьбе, ставил главной целью полное освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства. В этом шейх видел свою миссию, и в реализации поставленных им на этом пути задач Хаджи-Давуд проявлял незаурядные способности и таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетва шейха Хаджи-Давуда

 

 Русско-турецкие отношения обострились после занятия русскими Баку. Противостояние двух держав закончилось 12 июня 1724 года подписанием в Стамбуле мирного договора, по которому Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные Ираном территории, а Россия признала за Турцией Закавказье.

В Стамбульском договоре особое место занимал вопрос о Ширване, государство-ханстве ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом. В силу исключительной важности этот вопрос начинался с первой статье Стамбульского договора. Согласно документу, был определен политический статус государства Хаджи-Давуда и определено его место пребывания - город Шемахи.

Из Стамбульского договора видно, что Россия и Турция официально признали созданное Хаджи-Давудом на освобожденных от персидских захватчиков землях суннитское лезгинское государство, с предоставлением ему внутренней автономии в виде отдельного ханства, которое становилось буферным государством между Россией и Турцией.

Сам Хаджи-Давуд Мюшкюрский никогда не признавал условий договора и всегда выступал против него, намереваясь создать независимое государство на всей территории Ширвана от Баку до Куры, и от Дербента до Куры. Понимая, что ему уготована роль послушника османского султана, он открыто заявил о своем несогласии с новыми границами, установленными этим договором, и всячески препятствовал их разграничении.

Пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на годы. Хаджи-Давуд, кроме Шабрана и Мюшкюра намеревался вернуть себе все ширванские земли, захваченные Россией, включая Дербент и Баку, и не намеревался находиться в зависимости от Турции и России. Этим землям и было суждено по замыслу шейха стать сильным суннитским государством на Юге. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в политической истории народов Кавказа.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, человек начавший борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига, человек, определивший самые яркие периоды в истории лезгинского народа и воссоздании лезгинской государственности.

Хаджи-Давуд будучи самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане распространял духовное учение, сущность которого сводилась к государственной практике норм Ислама. Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению и проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую доктрину.

Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин. Шейх Хаджи-Давуд был очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, знаток мусульманского права, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.

Хаджи-Давуд всегда был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – верой которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.

Идеология движение Хаджи-Давуда, его политические реформы, приобретают сегодня актуальность в свете справедливых требований лезгинской общественности связанные с проблемами и разделенностью нашего народа.

  Сын Г.Гейбатова и представитель ФЛНКА Р.Гереев в мастерской скульптора

Руслан Гереев, руководитель представительства ФЛНКА в Дагестане

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Хаджи-Давуд в стенах ДГУ

Выпуск №2 - Дербент

Видеопроект МД ФЛНКА "Страницы лезгинской истории". Выпуск №1 - Хаджи-Давуд

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (30)
Артур
Комментарий #20, дата: 09 июль 2013 13:37

Пусть это будет философия, пусть это будет сказка, но я именно так видел и вижу положение вещей… Кто считает, что это не относится к лезгинскому народу, и кто считает, что лезгины это стадо баранов…, что нам не дано стремится к высоким идеалам и руководствоваться этим идеалами,  пусть выскажется.

 

Ну а теперь, уважаемый оппонент  Alpanvi, покажите реальные дела, сообщите номер платежного счета для перевода денежных средств,  для реализации проекта «Символы лезгинского народа».

Комментарий #19, дата: 09 июль 2013 13:22

Цитата: Артур
Когда вы пишите то получается кто мужчина должен откликнуться и сказать: «…нет, нет я мужчина что там нужно сделать я готов», дабы его не заподозрили и не клеймили что он не мужчина, так что ли по вашему получается Alpanvi. По этому я считаю что нужно полагаться на сознательность народа, а если нет этой сознательности нужно доводить, показывать своим примером, делать мужские поступки, чтоб видели те которые, не понимают или делают вид, что не понимают, происходящих процессов по уничтожению лезгинского народа, в том числе и тех которые собираются переждать в сторонке. Поэтому я лично, например, не откликнулся бы на таким образом поставленый призыв, если нужна вам откровенность. Наша беда всегда была в том, что мы не берем во внимание, что мы свободный народ, что мы всегда были и стремились быть не зависимыми. Именно эти факторы нужно брать во внимание, когда обращаешься к своему народу. Именно на эти качества народа нужно делать ставку в борьбе с общим врагом. Вот когда вы доведете и откроете глаза этого народа на его сущность, что они не рабы, что они гордый и свободолюбивый народ, тогда и лишь тогда вы добьетесь намеченных целей.
 

 

Вот видите, это философия! А она ничего общего с делом не имеет. Она даже мешает делам... Теперь давайте о деле!


Комментарий #18, дата: 09 июль 2013 12:48

Укажите номер платежног счета куду можно перечислять денежные средства по воссозданию памятника Хаджи – Давуду, или на другие подобные мероприятия.


Комментарий #17, дата: 09 июль 2013 12:42

Alpanvi,
Кто может внести посильную помощь в организации и реализации такого проекта?

готов внести в фонд 5000 руб,прямо сегодня.а если начнуться работы по установлению памятника готов отдать ещё 50000руб (пятьдесят тысяч рублей).И это не просто слова!


Комментарий #16, дата: 09 июль 2013 12:31
Когда вы пишите то получается кто мужчина должен откликнуться и сказать: «…нет,  нет я мужчина что там нужно сделать я готов»,  дабы его не заподозрили и не клеймили что он не мужчина, так что ли по вашему получается  Alpanvi. По этому я считаю что нужно полагаться на сознательность народа, а если нет этой сознательности нужно доводить, показывать своим примером, делать мужские поступки,  чтоб видели те которые,  не понимают или делают вид, что не понимают, происходящих  процессов  по уничтожению лезгинского народа, в том числе и тех которые собираются переждать в сторонке. Поэтому я лично, например, не откликнулся бы на таким образом поставленый призыв, если нужна вам откровенность. Наша беда всегда была в том, что мы не берем во внимание,  что мы свободный народ, что мы всегда были и стремились быть не зависимыми. Именно эти факторы нужно брать во внимание,  когда обращаешься к своему народу. Именно на эти качества народа нужно делать ставку в борьбе с общим врагом. Вот когда вы доведете и откроете глаза этого народа на его сущность, что они не рабы, что они гордый и свободолюбивый народ, тогда и лишь тогда вы добьетесь намеченных целей.

 

 


Комментарий #15, дата: 09 июль 2013 11:44

Писатель Абдуселим Исмаилов:

— Это было в 1996 году. Мы решили поставить памятник прекрасному человеку и талантливому поэту (Етиму Эмину). Через некоторое время с участием общественности установили камень на его могиле. Камни мы привезли с подножия Шалбуздага. И там, на могиле, я дал себе клятву, что обязательно сделаю все возможное для увековечения его памяти. Был заказан памятник скульптору Гейбату Гейбатову, который в 1999 году он был установлен в селении Эминхюр. Это место мы сочли наиболее подходящим. Два года я занимался этим делом. И сейчас очень доволен выполненной нами работой. В честь этих благородных мероприятий я написал большой цикл стихов, который называется «Зовет меня Эмин». Стихи эти, объединенные в книгу, вышли в этом году в издательстве. Кстати, в прошлом году поменяли камень на могиле Етима Эмина. В связи с этим хочу выразить благодарность поэту Майрудину Бабаханову. Он оказывал всяческую поддержку. И всем, кто принимал участие в установлении памятника нашему классику.

***
Это было примером, как люди ставят памятники.
Интересно, сколько стоит заказать памятник? Например, памятник Хаджи Давуда на коне в оригинальных размерах. Даже представления не имею - 1000$, 10 000$, 100 000$...

...Всегда, когда пересекал "золотой мост" и ехал в Даг, замечал, что на склоне Ново-Гапцаха возле трассы чего-то не хватает. Теперь уверен, что там не хватает памятника Хаджи Давуду — Хаджи Давуд на коне, смотрит в сторону Ширвана (на юг), с оголенным мечом в правой руке, с лезгинским флагом в левой. Это было бы весомым символом не только для лезгинского народа, но и весомым знаком для турок, проезжающим по трассе!

Кто согласен с таким мнением?

Кто может внести посильную помощь в организации и реализации такого проекта?


Комментарий #14, дата: 09 июль 2013 10:42

Цитата: Артур.
Уважаемый Alpanvi не следует с провокационными высказываниями  обращаться к людям.
 

 

В своих высказываниях я провокаций не вижу. Здесь ведь не поэзию обсуждают, а о проблемах говорят. А когда говоришь о проблемах, вещи необходимо называть своими именами. А иногда приходится добавлять в речь и определения, влияющие на ее выразительность. ...Иногда бываю вынужден делить братьев лезгин на:
КIараб авай (квай) итимар
КIараб авачир (квачир) итимар
Последние очень умные - разговоры у них философские..., теории у них уникальные... Но одна беда. Их теории далеки от практики, их разговоры не имеют ничего общего с делом. Практику они знают через интернет, а дела они боятся как кошки воды...
И приходится говорить: "лал хьана ацукь жуван чкадал". Чтобы не вмешивались и не мешали...


Комментарий #13, дата: 08 июль 2013 19:46

Вот пример, правильно делают ребята – аварцы открыли памятник Расулу Гамзатову. Хотя Расул Гамзатов и поэт Дагестана он в первую очередь сын аварского народа. В связи с этим  предлагаю изыскивать средства для реализации проекта «Символы лезгинского народа» посредством чего нужно создавать  памятники, переименовывать улицы, называть площади и др. объекты в честь славных сыновей  и  дочерей лезгинского, а  следовательно  и  дагестанского народа. Также проводить различные мероприятия как на местном, так на республиканском и даже на федеральном уровне, а там,  даст Всевышний,  и на международном уровне.

Уважаемый  Alpanvi не следует с провокационными высказываниями (КIараб авай (квай) итимар аватIа, кхьихь жаваб!
...я тахьайтIа, лал хьана (кис хьана, тапанна) ацакь жуван чкайрал!! Ван акъудмир!!!)
обращаться к людям. Мужчины или нет мы покажем где следует и показывали неоднократно. Желание ваше в полнее заслуживает внимания и уважения, но с этим вопросом официально нужно обращаться к структурам таким как «ФЛНКА», «Садвал» и т.д., мы не останемся в стороне, все нужно делать организовано.  Впредь настоятельно рекомендую к своим братьям лезгинам обращаться с уважением и дружелюбием. Надеюсь уважение и дружелюбие у нас друг другу будет всегда.

 

 

 

 


Комментарий #12, дата: 08 июль 2013 14:21

КIараб авай (квай) итимар аватIа, кхьихь жаваб!
...я тахьайтIа, лал хьана (кис хьана, тапанна) ацакь жуван чкайрал!! Ван акъудмир!!!


Комментарий #11, дата: 07 июль 2013 10:43

Заз интернетда са цIийи сайт акуна:
www.djaba.ru - «Джаба – Чепер»

winked




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия