Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Поэт-воин, опередивший время…

Творчество Мирзы Калукского олицетворяет дух Табасарана

 

Найденные  в Табасаране рукописи, составленные в 17 веке, повествуют о нелегкой судьбе этой древней земли, сохраняя и приумножая эти ценности, они дошли до наших дней. Спустя сотни лет  из уст в уста передаются стихи, песни, сложенные в этот период безымянными поэтами, а благодарные потомки увековечили память поэту (на фото: памятник поэту Мирзе Калукскому в с.Хучни)

Одним их поэтов воспевавших доблесть табасаранского народа был Мирза Калукский-поэт и воин, горячо любивший свой народ.

 

Мирза Калукский  был поборником дружбы народов Дагестана, и всегда  призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе и совместно выступать против завоевателей. В своих произведениях он как мог старался запечатлеть исторические события, направленные на защиту своего народа, на любовь к своим традициям, патриотизм и доблесть воинов Табасарана.

 

 

Еще юный Мирза сумел довести до горцев чаяния своей родины. Время, когда он творил - это был самый сложный этап истории, период второй волны арабского влияния на Кавказе. Стихи и поэзия Мирзы Калукского ставят его в один ряд с видными представителями дагестанской культуры 17 -18 века.

 

Вся дагестанская литература 16-19 века испытывала общее влияние средневековой арабской литературы, поэтому отражена на арабском языке, но в то же время всеми своими корнями была связана с историей и культурой Дагестана и таким образом по существу составляет духовное наследие народов Дагестана, лишь пользовавшихся арабским языком на определенной стадии исторического развития. Одним из тех, кто оставил Дагестану свое яркое наследие является известный табасаранский поэт Мирза Калукский.

 

Как и остальные народы Дагестана в это время табасараны создают литературу на арабском языке, которая выросла на местной почве и отражала события локального, местного  характера. Поэзия многих народов развивалась на этой основе. Творчество Калукского поэта  тесно связано с историей Дагестана, с социально-экономическим развитием края, борьбой горцев за независимость.

 

Многие известные современные ученные, в разное время работали над изучением творчества этого талантливого поэта. Биографические данные о Мирзе Калукском  собрал и опубликовал профессор Б.Ханмагомедов , произведения записали и опубликовали И.Шахмарданов, М.Митаров, М.Гасанов. Стихотворения  Мирзы Калукского опубликованы в антологии табасаранской поэзии, в книгах «Дагестанская литература», «Хрестоматия и литература народов Дагестана».

 

Подробный анализ творчества Мирзы Калукского дан в книге М.Юсуфова «Табасаранская национальная литература». Но при всем богатстве изучения  его творчества, поэтическая и общественная деятельность Мирзы Калукского должным образом еще не исследована. Он прекрасно использовал любовную лирику, которая и по сегодня является самым популярным жанром табасаранского фольклора, где даются обстоятельные образы состояния горского человека.

 

Тема неравной, несостоявшейся любви, гибель героев в результате невозможности соединения, трагедия браков, сделок, продажа девушек замуж и многое другое, что находило яркое  воплощение в четверостишиях и произведениях разных форм и содержания.

 

Господствующий класс в феодальных владениях представляли майсумы, кадии, беки, а к крестьянскому сословию относились уздени (свободные крестьяне),  раяты (зависимые крестьяне), а в отдельных табасаранских аулах была и прослойка рабов. Это было сложно время, когда в 17-18 веках Табасаран распадался на владения майсума и кадия, которые в свою очередь делились на бекства.  В Табасаране были и союзы сельских обществ  (Нитриг, Суак, Дирче и другие).

 

В 1697 году в узденской семье родился Мирза Калукский, который в своих стихотворениях не только осуждал табасаранских майсумов, беков, сравнивая их с людоедами, но и предупреждает их за последствия своих античеловеческих деяний. Калукский резко выступает против жестоких, жадных, нечестных притеснителей, выражает интересы узденей и защищает простой народ. В одном из стихотворений звучит суровое предупреждение хану, в котором в ультимативной форме предостерегает, что если он не образумится, не одумается, его ждет расплата.

 

Как поэт Мирза Калукский всегда глубоко сочувствует труженику, описывает его горести и думы, чаяния, проблемы. Именно поэтому в лирике Мирзы Калукского большое место занимает тема любви, дружбы, свободы. Наиболее ярко об этом свидетельствует стихотворение  поэта «Счастливый соловей» (соловей влюблённый, он счастлив, не знает горя, бед  и всего того, что испытывают люди, потому  песня соловья радостна, он поёт о солнце, о любви) пишет Мирза Калукский.

 

За голову поэта была обещана щедрая награда

 

 Тема против иноземных завоевателей  также занимает значительное место в творчестве Мирзы  Калукского. Как известно, дагестанские народы, в первую очередь  южные народы в числе которых и табасараны , подвергались беспрерывным нашествиям. Так, в первой половине 18 века иранские захватчики неоднократно совершали походы против горцев, которые пролегали через Табасаран. Сохранились легенды и предания, связанные с борьбой местных жителей против войск Надир-шаха, и Мирза Калукский как поэт и воин возглавил борьбу населения против грозного завоевателя. Когда полчища Надир-шаха вторглись в Дагестан, Мирза  Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном. Этот призыв отразился в стихотворении «Зов к народу», в котором поэт пишет:

 

Эй, милый мой Табасаран, родные мои сограждане!

Шах Ирана-немой Надир, ненавистный враг идёт на нас.

Встанем все, как один, тот, кто подчинится врагу,

Пусть не выйдет на поле битвы.

Народы Дагестана, как братья сплотятся в единую семью:

Аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы братья все помогут.

 

Национальная литература развивается, опираясь, прежде всего на собственные художественные традиции, но при этом она испытывает влияние культур соседних народов. Табасараны находились в разносторонних связях с лезгинами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками и другими народами. В этом плане творчество Мирзы Калукского оказало влияние на поэтов, писателей последующих поколений различных народов.

 

Яркий пример мужества Мирза Калукский возглавил отряды против завоевателей, не только защищая территорию Табасарана, но и земли других народов.На борьбу с иранскими полчищами Мирза Калукский призывает народ и в другом стихотворении «Кегер». Он повёл отряд табасаран, двинувшихся в 1741году в Андалальскую долину, чтобы принять участие в битве с полчищами Надир-шаха.

 

Дагестанские горцы выиграли это сражение, но потери горцев были значительными, и в этом сражении погиб Мирза Калукский. Поэт сумел постичь народно-поэтические традиции, адаты и  песни обессмертили Мирзу Калукского. На основе  социальной структуры табасаранского общества он создал реалистические образы представителей разных слоев обществ, выразил любовь к крестьянину и заклеймил позором майсумов, беков, призывал народ к дружбе, к совместной борьбе против завоевателей иноземцев.

Умганат Сулейманова, представитель ФЛНКА в Табасаранском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Табасаране торжественно отметили юбилей Сувайнат Кюребековой

Рамазан Абдулатипов возложил цветы к памятнику народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому

Лезгин в поле воин

Наследие Гомера ХХ века

Владимир Путин открыл памятник Расулу Гамзатову в Москве

Комментарии (12)
Комментарий #2, дата: 16 октябрь 2013 18:52

Опять "Мирза Калукский".. И вновь бесконечно повторяемые мантры о творчестве "поэта-воина". А между тем, вопросы как были, так и остаются открытыми: 1) Что такое "Калук"? Это селение или союз селений? Если селение, то где оно находится (находилось)? Если союз, то почему о нем не упоминает ни один из исследователей истории Табасарана, даже 18-19 вв.? 2) Откуда взялись данные о том, что "поэт-воин" родился в 1697 г.? Где, в какой старинной книге об этом сказано? Если нигде, если это взято с потолка, то зачем без конца приводить эту дату? 3) Если, как утверждается, Калукский творил на арабском языке, кто автор перевода этих стихов? А если они существовали только в устной передаче, зачем утверждать, что оригиналы стихов - на арабском? 4) Откуда, из какого источника взяты сведения о том, что Калукский возглавлял ополчения во время борьбы с Надир-шахом и где сказано, что Калукский погиб в Андалалской битве?

До тех пор, пока нет ответов на эти и многие другие вопросы, у меня лично будут большие сомнения относительно правдивости всех этих рассказов о "поэте-воине". Иными словами, нужны веские доказательства реального существования как самого Калукского, так и его творчества. Покуда всего этого нет, пусть не обижаются на меня табасараны, общественность вправе считать все эти рассказы вымыслом.


Комментарий #1, дата: 16 октябрь 2013 08:38

Мирза Калукский в своем творчестве описывал реальные события происходившие в Южном Дагестане , призывал к защите своих ценнностей, культуры иобраза жизни. Это был славный сын страны гор...





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия