Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Нет Яраги в лезги отечестве

Современное поколение забывает наследие великого шейха

Зиярат Мухаммеда Ярагского в Согратле
У каждого народа есть герои, находящиеся в особенном почете, можно сказать, на особенном счету, вне зависимости от времени и обстоятельств. Обычно это касается людей, которые определяли целую эпоху в истории этого этноса и являли собой ключевой фактор изменения сознания и мировоззрения людей.
В исторической памяти лезгинского народа также есть свои славные герои. Это и Хаджи-Давуд Мюшкюрский, и Фетали-хан Лезгинский, и Хасан-эфенди Алкадарский и многие другие. Особняком в этом списке выдающихся лезгин стоит  личность шейха Мухаммеда Ярагского, с именем которого связано возникновение мюрюдизма, зарождение газавата и воскрешение Ислама на всем Северном Кавказе. 
Мухаммед родился в бедной семье муллы селения Вини-Яраг. С самого детства стал проявлять тягу к учебе и знаниям. Азы исламского образования он получил в родном ауле. В дальнейшем учителями будущего шейха были известные дагестанские алимы, а также Хаджи-Исмаил - известный персидский муршид.  
Мухаммед Ярагский
В итоге Мухаммед Ярагский стал замечательным знатоком Корана и арабского языка. Одним из самых знаменитых ученых, философов, теоретиков, теологов и логиков в истории всего Северного Кавказа.
Он был учителем имама Шамиля и наставником всех имамов Дагестана и Чечни. По его указанию они были избраны имамами. Ярагский и по сей день в почете у всех горцев, его мнение было, есть и будет исключительно важным и значимым для всех дагестанских богословов и теологов.
Во всем мире и у всех народов принято почитать память своих героев, отдавать должное заслугам и достижениям своих земляков. Обычно организовываются музеи, выставки и экспозиции, посвященные жизни и творчеству выдающегося соплеменника;  торжественно отмечаются  знаменательные дни его жизни.
Именем героев называются улицы городов, населенных пунктов. В честь выдающего человека дают имена своим детям. Это принято во всем цивилизованном мире, потому что это нормальная практика. 

В Дагестане, к тому же, принято организовывать особые могильные комплексы, называемые зияратами, которые возводятся на могилах выдающихся исламских ученых деятелей. Эти могилы свято оберегают, поддерживают в хорошем состоянии, они со временем становятся местом паломничества многих мусульман и находятся в особом почете у горцев.
К сожалению, подобная практика не нашла своего продолжения у лезгин. Мечеть в Вини-Яраге, в которой проповедовал Мухаммед Ярагский, заброшена и превратилась в руину. Само село также давно заброшено, жители аула спустились на равнину. Родовое гнездо шейха практически уничтожено.
В память о великом муршиде не организовано ни одного музея,  утеряно его творческое наследие, нет выставок, нет никакой культурной программы связанной с его именем и деятельность, личность шейха не упоминается в учебниках истории.
Мавзолей на могиле Мухаммеда Ярагского в Согратле
Также следует сказать, что в Дагестане, кроме проспекта имени Магомеда Ярагского в Махачкале, нескольких улиц и школы в селах Магарамхюрского района, нет ни одного географического названия с именем выдающегося теолога. Даже в Дербенте нет ничего подобного.
Вот и выходит, что лезгины гордятся и почитают своего великого соплеменника только на словах, предпочитая бравурные речи о патриотизме и признании заслуг реальным действиям и поступкам.
Увы, вынужден отметить, что подобное игнорирование собственной истории происходит не только в случае с личностью Мухаммеда Ярагского. Практически все выдающиеся лезгины незаслуженно забыты своим народом, а память о них предана забвению. Приятным исключением следует считать открытие музея Гасана Алкадарского в селении Алкадар, но естественно это очень мало.
Умер и похоронен шейх Мухаммед Ярагский в легендарном аварском селении Согратль. На его могиле был организован зиярат. Это одно из самых почитаемых мест в Дагестане, сюда совершают паломничество мусульмане республики.
Зиярат находится в хорошем состоянии. За ним следят местные жители. Для них это святой долг и они его с огромным желанием выполняют. Личность шейха глубоко почитаема среди горцев, часто можно услышать у них имена Яраги и Курамухаммад, что несомненно связаны с именем великого лезгинского муршида.
О распространенности имени Яраги среди чеченцев свидетельствуют то, что многие известные представители этого народа носили имя лезгинского шейха, например, народный артист Чечни Яраги Зубайраев; защитник Брестской крепости, герой Сталинградской битвы Яраги Эдилов; известный врач Яраги Бекиев; известный чеченский финансист Яраги Амаев.
По имеющимся у нас сведениям, распространенное среди аварцев имя Курамухаммад также восходит к имени наставника имамов Мухаммада Ярагского. Дело в том, что в русских источниках 19 века было принято использование имени шейха в форме Курали Магома или Курали Мухамма, и именно с тех пор это имя начало распространяться среди аварцев. 
Цез Курамухаммад Рамазанов (Заместитель муфтия ДУМД), аварец Курамухаммад Курамухаммадов (чемпион мира, многократный чемпион Европы и России по вольной борьбе); лакец Курамухаммад Минкаилов (доктор медицинских наук)ярко свидетельствуют о популярности этого имени в среде горцев Дагестана. 
Развалины мечети в селении Вини-Яраг
Ежегодно сотни и тысячи человек приезжают на могилу шейха. Аварские, чеченские, даргинские группы организовывают экскурсии, поездки и паломничество к зиярату в Согратле. К сожалению, лезгин среди этих паломников вряд ли встретишь.
Столь бережное отношение жители Восточного Кавказа проявляют к памяти всех своих выдающихся деятелей. Их имена на слуху у народа, их поступки, изречения и жизнь являются для них предметом подражания и глубокого уважения.
Аварцы, чеченцы, даргинцы, кумыки, ингуши прекрасно знают и помнят достижения и вклад знаменитых соплеменников в развитие их народа и всего Дагестана, поэтому они стараются ответить своему прошлому взаимностью. Надеюсь, что когда-то лезгины научатся также любить и беречь свою историческую память.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ингушские следы Яраги

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Великое достояние Дагестана

Хаджи-Давуд – герой, имам и полководец

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (16)
Комментарий #6, дата: 12 ноябрь 2013 22:18

"В память о великом муршиде не организовано ни одного музея,  утеряно его творческое наследие, нет выставок, нет никакой культурной программы связанной с его именем и деятельность, личность шейха не упоминается в учебниках истории."

Неужели ни в одном учебнике не упоминается Мухаммад Ярагский? Сомневаюсь. Зато Ярагский широко известен в Дагестане. О нем упоминается в обширной исторической литературе. Да, музея нет. Но для музея нужны экспонаты, много ли их сохранилось? Не думаю. Чтобы проводить выставки, нужно, чтобы было что выставлять. Это вопрос, прежде всего, к потомкам шейха. Речь идет о его личных вещах, рукописях-автографах, письмах и т.д. Конечно, некоторые подлинные вещи сохранились. Я, например, видел рукопись, переписанную лично Мухаммадом Ярагским в 20-х гг. 19 в. Совсем недавно обнаружилось еще кое-что. А утверждение С.Джафарова о том, что творческое наследие Ярагского утеряно, не соответствует действительности. Оно не утеряно, оно существует. Другое дело, что оно не исследовано в должной мере. Вернее, почти не исследовано. Согласитесь, есть разница. Еще в 1910 г. в Темир-хан-шуре (ныне Буйнакск) в исламской типографии М.Мавраева опубликованы литографическим способом арабоязычные сочинения Мухаммада Ярагского: его "Асар", касыды, письма. Все это, к сожалению, еще не переведено. Лишь некоторые отрывки. Вот тут предстоит серьезная и нелегкая работа. Особенно это касается стихотворных произведений шейха. 

 


Комментарий #5, дата: 12 ноябрь 2013 22:13

Цитата: Tahar
На мой взгляд, автор явно сгущает краски. В статье имеются весьма спорные утверждения. Я считаю, что лезгинский народ хранит историческую память не в меньшей степени, чем другие народы Кавказа. Посыпание голов пеплом считаю поэтому излишним. Правомерно ли причисление к героям лезгинского народа "Фетали-хана Лезгинского"? .....".

 

Согласен по автору! Он что то "курил" наверное, перед тем как написать, или человек еще много чего не понимает в этой жизни. Не знаю...

 

А вот насчет второй части поста уважаемого мною Tahar согласиться не могу, во многом. Где-то читал, что в венах у последнего русского императора Николая II текло не более 2% "русской крови". Но, тем не менее никто и не сомневается, что он именно русский правитель! О Екатерине II я вообще молчу... Очень трудно найти  царя, короля, султана, шаха, хана и т.д. в жилах которого текла бы кровь того народа, которым он правил.

Да и среди деятелей культуры того или иного народа можно найти очень много таких, кто по своему происхождению не принадлежал к тому народу, которого он прославил. 

Исходя из такой логики и Фет-Али хана вполне можно назвать лезгинским ханом, ибо вся его деятельность прошла на исторически лезгинских землях, т.е В Лезгистане. Да не было государства под таким названием, а страна то под названием Лезгистан всегда существовала. Она и сегодня существует и будет существовать, пока жив наш народ.

Чуть-чуть глобальнее, что-ли, надо смотреть... 


Комментарий #4, дата: 12 ноябрь 2013 22:04

Уважаемый Tahar, может быть, автор имел ввиду не количество зияратов, а качественные характеристики в виде отношения большинства населения к этим зияратам. Ведь вопрос здесь далеко не праздный.

Это вопрос возрождения традиционного ислама, который напрямую связан с возрождением лезгинского народа. Также немаловажный момент, недостаток исламского просвещения в лезгинской среде, люди совершающие зиярат должны осознавать, что совершать дуа можно в таких местах можно только лишь обратившись к одному Аллаху.


Комментарий #3, дата: 12 ноябрь 2013 21:31

Сулейман Джафаров пишет: "В Дагестане, к тому же, принято организовывать особые могильные комплексы, называемые зияратами, которые возводятся на могилах выдающихся исламских ученых деятелей. Эти могилы свято оберегают, поддерживают в хорошем состоянии, они со временем становятся местом паломничества многих мусульман и находятся в особом почете у горцев.

К сожалению, подобная практика не нашла своего продолжения у лезгин".

Нигде в Дагестане нет такого количества зияратов, как у лезгин и других народов Южного Дагестана. Нигде в Дагестане практика почитания могильных комплексов не достигла такого развития и распространения, как у лезгин и других народов Южного Дагестана. Нигде в Дагестане нет такого количества старинных средневековых зияратов, история почитания которых насчитывает сотни лет, как в Южном Дагестане. Вот лишь некоторые из зияратов Северного Лезгистана: пир шейха Ахмада в Гельхене (1622 г.), комплекс "Текияр" (пир шейха Мухаммадали) в Хлюте (18 в.), мавзолей шейха Штульского, пир шейха Сулеймана (13 в.) и Эренлар на Шалбуздаге, зияраты шейхов Шейда-буба и Хан-буба в Микрахе (19 в.), "пир Ибрахим" в Ахтах (16 в.), пир шейха Юсуфа в Смугуле (18 в.), зияраты в Ашаре, Карчаге, Ялаке и т.д. Десятки, сотни зияратов! Я уже не говорю об огромном количестве пиров в Южном Лезгистане! Старинные зияраты имеются у цахуров (пир шейха Амира в Мишлеше (16-17 в.), шейха Махмуда в Цахуре (17 в.), у агулов (суфи Дауда в Тпиге (1702 г.), шейха Мухаммада в Дулдуге (1682 г.), у рутулов - пиры в Рутуле, Шиназе, Ихреке, у табасаран - пиры в Тините, Гуми, Халаге. Продолжать можно бесконечно.


Комментарий #2, дата: 12 ноябрь 2013 20:43

На мой взгляд, автор явно сгущает краски. В статье имеются весьма спорные утверждения. Я считаю, что лезгинский народ хранит историческую память не в меньшей степени, чем другие народы Кавказа. Посыпание голов пеплом считаю поэтому излишним. Правомерно ли причисление к героям лезгинского народа "Фетали-хана Лезгинского"? Крайне сомнительно. Тогда зачем эти пустые хабары? Кто доказал лезгинское происхождение Фетали-хана Кубинского и Дербентского? Никто. Есть ли какие-то серьезные аргументы? Их нет. Лезгины - самодостаточный и крупный народ. У нас есть свои герои, мы не нуждаемся в приписывании нам исторических личностей, лезгинское происхождение которых сомнительно. Не надо уподобляться тем, кто возвел приписки в инструмент самоутверждения или преодоления комплекса неполноценности. Если кто-либо представит доказательства "лезгинскости" Фетали-хана - прекрасно, тогда и я буду считать его "Лезгинским".


Комментарий #1, дата: 12 ноябрь 2013 19:34

Я гадаяр, аваррин т1вар "Курамагомед" авар ч1алал жезва "Кьурамух1амад". Лезгийриз аварри лугьузва "Куралал", Куьредиз - "Курал". Ак1 хьайила, "Курамагомед" лугьудай т1вар "Куьре" гафуникай хьанвайди туш.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия