Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Хаджи-Давуд – герой, имам и полководец

Молодежь ФЛНКА о гордости лезгинского народа

Хаджи-Давуд Мюшкюрский

В истории любого народа есть периоды его политического, социально-экономического и культурного взлета. В годы такого расцвета свои лучшие качества проявляют лидеры народа.

Причины и обстоятельства появления таких героев индивидуальны, однако образы этих героев, как и периоды, в которые они жили, сохраняются в памяти народа на долгие века.

В истории лезгинского народа было несколько подобных взлетов, и каждый раз лезгинский народ давал миру достойного героя, лидера, настоящего патриота, примера для подражания и гордости.

Одним из таких героев является Хаджи-Давуд Мюшкюрский, который 300 лет начал борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига и воссоздания суверенного государство. Однако, к сожалению, о Хаджи-Давуде и о его государстве на официальном уровне мало сказано.

Этому есть субъективные и объективные причины. В этой связи в пятницу 29 марта в офисе ФЛНКА Молодежным департаментом Автономии было организовано очередное заседание исторического клуб на тему: "Роль Хаджи-Давуда в истории лезгинского народа и воссоздании лезгинской государственности".

Встреча молодежи была по традиции открыта руководителем Молодежного департамента ФЛНКА Селимом Аллахкулиевым. Далее гостям был зачитан комментарий по теме встрече, данный ФЛНКА кандидатом исторических наук из Дагестана Абдулакимом Бутаевым, подробно занимавшимся личностью Хаджи-Давуда.

Заседание Исторического клуба ФЛНКА

Остальные участники встречи высказывались в порядке очередности. Молодежь с очень большим интересом внимала новым для себя подробностям из родной истории. Оттого мы в данной статье приводим наиболее содержательные доклады, представленные на заседании из Дагестана.

Абдулаким Бутаев, кандидат исторических наук

В прошлом году исполнилось 300 лет освободительному движению, во главе которого встал герой лезгинского народа Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Но лезгины долгое время ничего не знали о своем герое. Особенно в Советские годы. Поскольку, эта страница истории Лезгистана в тот период находилась под идеологическим запретом.

По этой причине, ни личность Хаджи-Давуда, ни его вклад в развитие лезгинской государственности не исследовались. Лишь с началом перестройки у нас появилась возможность начать изучение этих неизвестных страниц нашей истории. Именно в эти годы начали появляться первые научные работы, посвященные этой теме.

Абдулаким Бутаев

На сегодня лезгины уже много лет, как потеряли свою государственность. И наше общественное сознание, и наша историческая память начали все больше стираться. Но, несмотря на все это, своя государственность у лезгин была. Лезгины ее лишались на протяжении истории несколько раз, и несколько раз ее восстанавливали. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в нашей политической истории.

Государство Хаджи-Давуда просуществовало недолго – всего лишь, в течение семи лет. Но оно самим фактом своего появления создало в истории прецедент, некий пример, некую политическую модель, на которую ориентировались лучшие представители нашего народа на протяжении всех последующих поколений. За примерами далеко ходить не надо.

Последовавшее за эпохой Хаджи-Давуда нашествие Надир-шаха в Дагестан было отмечено примерами невиданного героизма и стойкости лезгин в борьбе против кровавого тирана. Нет сомнения и в том, что начавшееся вскоре объединение лезгинских земель под руководством Фет-Али хана, также было связано с политическим наследием Хаджи-Давуда.

Карта Ширвана

Более того, один из русских исследователей 19 века А. Комаров писал, что Хаджи-Давуд распространял духовное учение, сущность которого клонилась к реализации в государственной практике положений Ислама. Ведь Хаджи-Давуд, после совершения им хаджа в Мекку стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.

Оттого тот же Комаров полагал, что это духовное учение Хаджи-Давуда мало чем отличалось от идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни под знаменами Ислама в 20-50-е годы 19 века. А провозвестником этого нового этапа освободительного движения горцев начала 19 века стал еще один лезгинский лидер – шейх Мухаммад аль-Яраги.

На это же в той или иной степени указывали и некоторые другие авторы, намекая на несомненную параллель «Хаджи-Давуд – Мухаммад аль-Яраги». Учитывая то, что аль-Яраги родился спустя каких-то 40-50 лет после событий, связанных с движением Хаджи-Давуда, такую связь не только можно считать возможной.

Она должна была быть просто обязательной. То есть, с большой долей вероятности можно утверждать о связи, а может и полной идентичности, идеологий освободительных движений, происходивших в разное время под руководством Хаджи-Давуда и под предводительством учеников Мухаммада аль-Яраги – имамов Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада и Шамиля.

Таким образом, Хаджи-Давуд и его политические достижения, на самом деле, оставили неизгладимый след в истории и сознании лезгинского народа. Этот след, конечно же, сохранится в исторической памяти лезгин. По-другому и быть не может. Ведь он был не только искусным политиком, выдающимся стратегом и полководцем, но и человеком высокой духовности.

Оттого Хаджи-Давуд даже через столетия не перестает удивлять своих потомков силой своего духа, ума, величия и прозорливости. Нас до сих пор восторгает сила воли этого человека, его целеустремленность и мужество. Поскольку он, пройдя через столько испытаний, преодолев столько трудностей, так и не подчинился ни воле турецкого султана, ни воле персидского шаха, ни воле русского императора Петра Первого.

Он проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую линию. Целью этой политики было возрождение государственности лезгинского народа и обретение независимости. Большое значение движение Хаджи-Давуда, сила его личности, как яркий пример из истории, приобретают сегодня в реализации справедливых требований лезгинской общественности урегулировать проблемы, связанные с разделенностью нашего народа.

Для достижения своих высоких целей Хаджи-Давуд даже пожертвовал своей жизнью. Вот эта самоотверженность, высокая степень самопожертвования ради духовных целей, ради обретения счастья для своего народа и должны, на мой взгляд, стать для современной молодежи примером для подражания. А сам образ Хаджи-Давуда должен стать для нас символом чести, высокого эталона духовности, мужества и беззаветного служения своему народу.

Абдулмалик Эмиргамзаев, сторонник Движения «Хаджи-Давуд»

Хаджи-Давуд Мюшкюрский - это реальная историческая личность. Ему выпала такая доля стать защитником интересов лезгинского народа, защитником прав лезгин на свободу, права на суверенитет, на свободу самосознания, свободу выбора своего будущего.

Это человек, который действительно встал против Османской Империи и против шахской Персии, против государств, целью которых всегда были захват Кавказа и порабощение коренных его жителей. Лезгины, ввиду своей многочисленности и выгодности геополитического положения, играли ключевую роль в регионе.

Абдулмалик Эмиргамзаев

В наше время мало информации о нем, о его заслугах и достижениях. Его общественная и государственная деятельность особо не изучается, о нем по сути нигде не пишут, в учебниках по истории Дагестана и Азербайджана имя Хаджи-Давуда не упоминается.

Хотя многие исторические события, в которых он принимал участие, происходили на землях компактного проживания лезгинского народа в северном Азербайджане.

В моем кабинете висит портрет Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Многие сельчане узнают его, другие, правда, часто путают с Шамилем. Стоит отметить, что в свое время Хаджи-Давуд сыграл точно такую же роль, что и имам Шамиль.

Единственное, что направление защиты родных земель первого было направлено на юг, а второго - на север. Дело в том, что персы, пользуясь расхожими фразами типа: "все мы братья-мусульмане", навязывали лезгинам свою национальную и религиозную идентичность.

Именем Хаджи-Давуда в Дагестане не названы улицы, школы, нет памятников ему. Но в памяти народа его образ и его героизм остались. Ему посвящают песни, стихи, его имя фигурирует практически на всех лезгинских конференциях и собраниях.

В наше время, когда народ нуждается в решении многих проблем, в помощи, в возрождении, именно с его именем люди связывают понятие возрождение лезгинской нации.

Любые войны, которые происходят, помимо людей в них участвующих, помимо оружия, помимо территорий, которые они захватывают или отдают, имеют одну специфику - все они имели идеологию.

В те времена она всегда была религиозной, только в 20 веке появились придуманные людьми идеологии, ради которых многие люди жизни отдавали. Это и фашизм, и коммунизм, и вообще всякие "-измы", которые начали менять религиозные догмы.

Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению.

Ведь религия требует от людей, во-первых, чтобы народ был трезвым, и в духовном, и в физическом смысле. Чтобы заботился о себе и близких, о своем существовании, о будущем. Естественно, если не призывать людей к очищению и возрождению в сердцах людей, трудно с такими массами что-то созидать.

Банальные вещи скажу, но сегодняшний упадок, наблюдающийся в Южном Дагестане, связан с падением духовных ценностей, норм и традиций у народа. Многие возмущаются, особенно интеллигенция, дескать, преувеличивается роль духовного. Хотя духовность очень большую роль играет.

Ведь Хаджи-Давуд объединил все эти народные массы под духовными ценностями, во имя ценностей служения истине, чистоте и справедливости. Он людям объяснял, что лезгины такой же народ, как и все, что лезгины, как и все народы, имеют право на свободу и на свое государство.

Само то, что Хаджи-Давуд - это реально существовавшая личность, то что его государственность действительно существовала и то, что это было суверенное государство лезгин, дает возможность почувствовать обычному народу, что возрождение, единство, возврат к традиционным ценностям и восстановление культуры - достижимы. Его фигура это пример будущим поколениям.

Руслан Гереев, руководитель представительства ФЛНКА в Дагестане

Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин.

Но вместе с тем шейх Хаджи-Давуд был и очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.

Руслан Гереев

Сегодня мало кто задается вопросом, что во времена шейха Хаджи-Давуда лезгины уже имели регулярную армию, защищавшую свои территории, государственность и свой образ жизни, и свою веру.

Хаджи-Давуд родился в семье земледельца и был довольно состоятельным человеком. Он получил прекрасное по тем временам религиозное образование и пользовался большим авторитетом как знаток мусульманского права – фикха.

Однако судебных должностей не занимал. Глубокие теологические познания, справедливость к делам общины - джамаата и позволили ему возглавить освободительное движение Лезгинского народа.

Хаджи-Давуд одновременно был творцом своего времени и успешным реформатором, указы (фетвы) которого позволили военно, экономически и политически состояться первому лезгинскому государству.

Зеленым отмечено государство Хаджи-Давуда Мюшкюрского

Известно, по некоторым записям современников шейха, что Хаджи-Давуд жил в селении Дедели, которое сегодня находится на территории Хачмасского района Азербайджана. Равнинные селения, расположенные к югу от реки Самур имели тесные контакты с горными аулами, поскольку горцы там закупали запасы зерна на зиму, и там поместья.

Джамаат селения Джаба Ахтынского района считает его своим земляком и их предположения относительно происхождения Хаджи-Давуда также обоснованы. Жители селения Джаба гордятся именем Хаджи-Давуд аль-Джабали, с арабского - «горный - выходец из горной местности».

Где бы ни родился Хаджи-Давуд, важно одно – он был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – иманом (верой) которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Хаджи-Давуд в стенах ДГУ

Видеопроект МД ФЛНКА "Страницы лезгинской истории". Выпуск №1 - Хаджи-Давуд

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (43)
Комментарий #23, дата: 06 апрель 2013 09:51
ЗАбаньте этого козла ОН так будт продолжать нести лезгинофобскую чушь пока вы его не забаните.

Комментарий #22, дата: 06 апрель 2013 02:26
Юбу несет чушь провокатор!!!

Комментарий #21, дата: 06 апрель 2013 00:03
воистину нет предела человеской глупости,сами хоть понимайте че царапайте индейцы?откройте глаза пошире,встряхните свои боязливые ,порочные сердца и быть можете вы _дети мрака увидите свет во мне))) а быть может я и есть мечь отца нашего Давуда и лидерь муджахедов Лезгинии?!!!

Комментарий #20, дата: 05 апрель 2013 22:47
ABU,
Странно что вы не назвали всех армянами. Восполняйте этот пробел.

Комментарий #19, дата: 05 апрель 2013 22:43
Zaman,
Заман, речь не о 21 тысячи семей, а о 57 тыс семей. Давайте представим что в каждой семье по 3 человека=171 тыс человек минимум. Под видом беженцев в основном заселяют курдов. Говорят есть негласное соглашение между Турцией и Азербайджаном, что после перемирия многих участников курдско турецкого конфликта переселят на север Аз. Переселенцев обеспечат всем что нужно для полной оседлости. И за одно лезгин и аварцев тоже успокоят. Ведь переселяемые курды непростые, а с большим опытом в военных сопротивлениях с турецкими войсками. И все эти кочевники оседают на лезгинских землях под молчаливое согласие так называемой лезгинской интелигенции и любителей теплых сортиров. А что скажет "святой" ABU по этому поводу?

Комментарий #18, дата: 05 апрель 2013 20:15
Ракьун,ты обоснованный лжец и фитнач...у тебя душа_предателя...верняк говорю...ты даже не можешь назвать причину твоей ненависти ко мне и также как не могут назват свой не обоснованный наезд на меня ,подпевалщики посеянного тобою фитна_мулейли и гияр...вы из породы фитначей и лицемеров..в душе вы_предатели...ЧИТАЙТЕ МОИ ПОСТЫ И ЧИТАЙТЕ ВАШИ..хотя че вам обяснит,вы же людишки жалкого нрава.

Комментарий #17, дата: 05 апрель 2013 19:51
АБУ не лезгин, он просто косит под лезгина, Десь он пытается перевести тему с патриотизма на уничижение и самобичевание. Азербайджан боится возрождения лезгин поэтому и засылает таких выродков на наши сайты как я сказал игнорируйте его, Админы здесь все равно никакие.

Комментарий #16, дата: 05 апрель 2013 17:42
У нас плохих людей не больше и не меньше, чем у других народов- не преувеличивайте масштабы. Вся проблема в отсутствии четко выстроенной идеологии и ориентиров. А это явилось следствием лишения лезгин собственной истории или исторической памяти (кому как будет удобно). Конец 80-х годов прошлого столетия отмечен подъемом лезгинской мысли и интересом к историографии. Естественно, это не устраивало других- попытки помешать вернуть историю лезгинам идут и сейчас.
Вам наверное будет интересно узнать, ответ Абдулакима Бутаева известному в Дагестане "писателю" Б.Узунаеву:
"В №47 от 21 ноября 2008 года еженедельника «Республика» помещена статья Багаутдина Узунаева «Чем лезгины хуже англичан?!». Насколько я понял из статьи, это отзыв на реакцию некоего «неравнодушного читателя», в котором автор всеми правдами и неправдами безуспешно старался доказать, что один из выдающихся политических и государственных деятелей в истории Дагестана Хаджи-Давуд Мюшкюрский был грабителем и разбойником. Автор не приводит в своей статье ни одного источника или архивного материала, показывающего, что Хаджи-Давуд занимался грабежами и разбоями." http://gazeta-nv.info/content/view/1618/216/
Недруги замечают, что с лезгинами происходит "неладное" и сомнительно, что они оставят свои попытки по перепрограммированию. Один из таких приемов, кроется в "разбавлении" земель исторического проживания лезгинских народов людьми со стороны. Только, что стало известно, что власти Азербайджана планируют заселить около 20 тыс. вынужденных переселенцев с Карабаха в Северные районы республки (Гянджа, Балакен, Барда, Исмаиллы, Габала, Куба и т.д.). Чем-то подобные акции по переселению напоминают незаконные постройки израильтян на палестинских землях, но с одним отличием- израильтяне селят своих сограждан поближе к линии фронта, а в Баку считают, что лучше беженцев селить подальше от мест их исторического проживания. Но в принципе общая цель преследуется одна- разбавлении местного населения пришлыми.
Лучше думать об этих проблемах, чем искать мнимых врагов внутри нашего народа. Стукачи, невежды и т.п. были и будут во все времена и у всех народов. Но у нас нет времени копаться в их мутных мыслях. Пусть каждый делает то что должен делать, а время расставит все по своим местам.

Комментарий #15, дата: 05 апрель 2013 15:35
Я с вами в полностью согласен, у нас самом деле не осталось агъсакалов, они у нас превратились на серых шакалов, нашему молодежью не кому показывать путь, примерно в селение Пирал Кусарского района более 100 стукачей против своего народа, против своего села работают, как мне жалко тех матерей таких дешевых продажных тварей 9 месяцев носили под своим сердцем, СугьанаТагъала пускай таких тварей проклинает и в этой жизни и в ахирате!!!

Комментарий #14, дата: 05 апрель 2013 13:14
Причина трагедии нашего народа-эт фитначи и лицемеры..вот как фы думаете_когда в махачкале собрались так называемые аксакалы лезгинского народа,так почему они не пришли к единому мнению??? да потому что среди них были горе фитначи и нет сомнения что их скверный нрав испортили и свели на нет все чистое которое осветили пару аксакалов-патриотов...и эти лицемеры который не могут прийти к единному ради народа,смеют еще назват себя аксакалами нашего народа..Агьузубиллягь до чего мы дожили?



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия