Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #84, дата: 01 август 2013 14:35

 

Цитата: AGUL
Да Да Да вы самые самые у нас спуститесь с небес давайте поговорим серьезно. Ни какой политики расслоения не существует так как мы изначально не являлись единым народом. Еще со времен Кавказской Албании были 26 народов которые в последствии дали начало 10 народам севАЗ и южДага. Все вы их знаете. И не надо на себя брать такую миссию спасителя мы не вчера на свет появились или как любят говорить "отпочковались" )) не одно тысячелетие уже живем в своих горах и ни чего не случилось разве что только численность изрядно уменьшилась из за многочисленных набегов и карательных походов монголов къажар и прочих интервентов.

 
В средние века после распада Кавказской Албании существовало государство Лакз (Лекз) по обоим берегам Самура, которое по всеобщему мнению ученых включало предков всех современных лезгиноязычных народов .кроме табасаранцев. Это государство существовало как минимум 500 лет. За это время вполне естественно предположить, что сложился единый  народ с единым языком-ЛЕКИ.Именно потомками леков являются все современные народы лезгинской группы.
Что касается Кавказской Албании, которая существовало более 1000 лет.Задайся себе вопросом: могло ли это  государство так долго существовать, если бы оно было просто союзом разноязычных племен, как утверждают многие нечистоплотные так называемые историки сегодня? Конечно же,нет. Уже в первые века нашей эры логично было предположить, что там сложился единый язык! Но дагестанских историков это не устраивает по известной причине . Страбон писал о начальной истории Кавказской Албании, когда говорил, что там проживает население, говорившее на 26-ти, то ли языках, то диалектах, а может и наречиях одного и того языка. Сведений мало. А когда сведений мало  выводы должны опираться на исторической логике! 

Все народы лезгинской группы-это ветки одного дерева. Потому их и объединили ученые в одну группу и назвали его по названию самого крупного из них народа. 



Комментарий #83, дата: 01 август 2013 14:25

Tahar

Это ты говоришь не существует а я и многие другие говорят об обратном . Я согласен признать что Ярагский в первую очередь был мусульманином стоявшим выше племенных отношений у него были другие идеалы в отличие от сегодняшних земляков которые так и стараются навесить в первую очередь на него ярлык, made in Lezgistan, не многие живут его заветами .
Я еще раз повторяю то что я написал про яхулов это было комент к одной статье я не утвержаю что все лезгины поголовно называют нас яхулами это не так когда вы научитесь внимательно читать ?! Я знаю кто такие яхулы кто такие агулы кто такие лезгины. Про тухумы кураха тоже знаю читал ранее вы мне америку этим не открыли Поражаюсь вашей наблюдательностью нашли ошибку вабабай сума сойти лучше бы внимательно все читали бы


Комментарий #82, дата: 01 август 2013 14:16

Цитата: Жуванбур
Цитата: AGUL Да Ну что ж, пришло время расставить все точки над i. Итак, ты чистокровный квардальский агулец из рода Башунаяр. Вот выдержка из статьи, размещенной на сайте села Квардал: www.kvardal.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=3

6 "В настоящее время проанализировав те данные которые дошли до нас, подняв архивные документы пришли к выводу ,что тухум Башунаяр пришел из нынешнего Чародинского района в котором и до сих пор проживает народ говорящий на лезгиноязычном диалекте, народ тот - аршо или арчинцы, которые не потеряли своего языка. ... После тухума Башунаяр в Квардале поселился тухум Кацахар. Говорят, что они прибыли в горы из вилаята Шам. ... Попозже в Квардале оказались тухумы Кужаяр (из Лакии) и Мирзаяр (из сел. Ашты), и Бугаяр (из сел. Буркихан)". Таким образом, в Квардале чистокровными агулами являются только люди рода Бугаяр, пришедшие из агульского села Буркихан. Остальные: Башунаяр - арчинцы (или аварцы) Кацахар - сирийские арабы Кужаяр - лакцы Мирзаяр - даргинцы. Так кто же ты?

____________________________________________

Я ожидал этого . Отвечу вам если вы прочли всю стаью то должны были заметить селу около 2 тыс. лет это не малый срок и мы являемся основателями его. Ранее я писал что сегодняшние 10 народов есть потомки тех 26 албанских племен это научно доказано, мы сохранили в памяти этот древний перезд и не отричаем того что прибыли с земель некогда густо населенными племенами Албании , сегодня эти земли за арчинцами и аварцами. В этногенезе любого из ныне существующих народов а мы говорим про густо населенный Дагестан приняло участие ни одно племя. Можете почитать литературу. В виду того что племена были родственны и не было языкового барьера(2тыс лет назад) наши предки без труда обосновались на новом хорошо укрепленном месте. В период исламизации к нам присоединились Кацахар остальные после монгольских и персидких нашествий Все они переняли язык на котором говорило село азык тот был агульский не арабский ни лакский ни лезгинский а агульский . Говорили бы на лезгинском были бы лезгинами как и Гелхенцы но мы пограничные села всегда знали кто есть кто.

Я дал полный расклад о себе кто я откуда с каккого тухума где родился и жил а  кто же вы ? Жуванбур Гияр Лезгинец Tahar Анти сасанид ? Меня обвиняете во лжи и нечестии а сами наговариваете на меня мило улыбаясь пишите всяке сплетни про Такибат это чтоли мужкие речи ?


Комментарий #81, дата: 01 август 2013 14:14

Никакой "спорной ситуации" не существует. Никакой "агульской версии"  тем более не существует. Есть нелепые фантазии некоторых представителей агульской национальности относительно национальной принадлежности лезгинского шейха. Эти люди стремятся вовлечь весь агульский народ в абсолютно непродуктивную и заведомо проигрышную возню вокруг имени великого сына лезгинского народа.
Если вам, как вы пишете, "не принципиально его этническое происхождение", почему бы просто не согласиться с тем очевидным фактом, что Ярагский - лезгин и не талдычить без конца однажды заученную сказку?
Если лезгины называли агулов "яхулами", то как вы объясните тот факт, что в лезгинских селах, в частности, в Курахе, есть отдельные тухумы, именуемые "агъулар" и "яхулар"? В лезгинском языке под "Яхул шегьер" всегда подразумевался ни Тпиг, ни Рича, ни Буркихан, а исключительно лакский Кумух.
Чтобы заслужить "уважение к аппоненту", нужно чтобы этот "аппонент" сначала хотя бы научился писать это слово грамотно. Начните с малого. 


Комментарий #80, дата: 01 август 2013 13:56

Жуванбур,
ай красавчик! оказывается, AGUL вовсе не агул.)))))


Комментарий #79, дата: 01 август 2013 13:53

AGUL,
laughing ой аман я бюсь тебяя жееее.


Комментарий #78, дата: 01 август 2013 13:51

И из какого из пяти квардальских родов был Ярагский? wink


Комментарий #77, дата: 01 август 2013 13:49

Цитата: AGUL
Да
 

Ну что ж, пришло время расставить все точки над i. Итак, ты чистокровный квардальский агулец из рода Башунаяр.

Вот выдержка из статьи, размещенной на сайте села Квардал: www.kvardal.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=3
6

 

"В настоящее время проанализировав те данные которые дошли до нас, подняв архивные документы пришли к выводу ,что тухум  Башунаяр пришел из нынешнего Чародинского района в котором и до сих пор проживает народ говорящий на лезгиноязычном диалекте, народ тот - аршо или арчинцы, которые не потеряли своего языка. ... После тухума Башунаяр в Квардале поселился тухум Кацахар. Говорят, что они прибыли в горы из вилаята Шам. ...

Попозже в Квардале оказались тухумы Кужаяр (из Лакии) и Мирзаяр (из сел. Ашты), и Бугаяр (из сел. Буркихан)".

 

Таким образом, в Квардале чистокровными агулами являются только люди рода Бугаяр, пришедшие из агульского села Буркихан. Остальные:

Башунаяр - арчинцы (или аварцы)

Кацахар - сирийские арабы

Кужаяр - лакцы

Мирзаяр - даргинцы.

 

Так кто же ты?

 

 

 



Комментарий #76, дата: 01 август 2013 13:44

Гияр,

Цитата: Гияр
Подтвердите документально wink wink wink

назови свое полное имя тухум где живешь я по возможности приеду ИншаАллагь с документами и ты прочтешь это русскими буквами в докементах моих родителей и дедов и бабушек . Может еще что то показать не стесняйся говори


Комментарий #75, дата: 01 август 2013 13:40

 

Цитата: AGUL
Группа: Активисты Публикаций: 0 Комментариев: 51 Цитата: ЖуванбурТ.е. ты чистокровный АГУЛЕЦ? _____Да

 Подтвердите документально wink wink wink




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия