Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #74, дата: 01 август 2013 13:39

 

Цитата: Лезгинец
Такибат Махмудову связывают с каспийским мэром-даргинцем Омаровым, уж не знаю правда или нет. Поэтому с некоторых пор некоторые агульцы решили, что они больше даргинцы, чем лезгины.



Такибат Махмудова внесла много негатива в отношения лезгин и агульцев, и поголовное даргинизация началось именно с нее. То ли она была обижена на своего первого муже Лезгина, то еще что, но факт остается фактом.


Комментарий #73, дата: 01 август 2013 13:36

Цитата: Жуванбур
Т.е. ты чистокровный АГУЛЕЦ?

_____
Да


Комментарий #72, дата: 01 август 2013 13:35

Цитата: AGUL
Я в третьем поколении живу в городе и знаю историю своего тухума своего села и жителей этого села и тех которые разъехались и все они считают себя квардальцами

Цитата: AGUL
К примеру члены нашего тухума Башунай коренные жители и основатели села Курдал в разные промежутки времени переезжали в различные села
 

Т.е. ты чистокровный АГУЛЕЦ?


Комментарий #71, дата: 01 август 2013 13:30

Цитата: Гияр
AGUL, Вам лезгинство никто не навязывает, в отличии от тех, кто навязывает агульство лезгинским Шейхам laughing А то что вы где то сталкивались , кто называл вас ЯХУЛАМИ и на основании этого писать псевдо-аналитические статьи и выдавать как истину последней инстанции то же как то нехорошо, мягко говоря. Вот я например знаю огромное количество агульцев по происхождению, на севере РФ, где работают много наших земляков, которые представляются лезгинами. И что?
Цитата: Гияр
AGUL, Вам лезгинство никто не навязывает, в отличии от тех, кто навязывает агульство лезгинским Шейхам laughing А то что вы где то сталкивались , кто называл вас ЯХУЛАМИ и на основании этого писать псевдо-аналитические статьи и выдавать как истину последней инстанции то же как то нехорошо, мягко говоря. Вот я например знаю огромное количество агульцев по происхождению, на севере РФ, где работают много наших земляков, которые представляются лезгинами. И что?

_____________________________
Вы с каждым разом придумываете новую лож! Где и когда я писал статью ? я лиш коментировал и подтвердил слова в одной из статей что есть такое в народе на что вы бурно начали возмущаться, то что шейхи лезгинские еще большой вопрос от того что все сми об этом трубят еще ни о чем не говорит Ваши активисты нет нет да напишут что Низами Гянджеви лезгин, Фет Али-хан с подпиской Лезгинский,  Мирза Казим-Бек лезгин Даниял Илисуйский тоже лезгин, Ихрек Раджаб недавно правда стал рутульским а раннее был лезгином , Месроп Маштоц албанец=лек=лезгин . Есть тенденции к присваиванию у вас от этого ни куда не деться. Знаем мы то время когда ни кто нам не навязывал лезгинство и весь южДага был подписал в лезгины это исторический факт а то что кто то зовется лезгином это его право флюгеры и приспособленцы есть везде, как у нас так и у вас , видал я лезгин которые в документах азера были и кумык был на моей памяти ну что тут скажешь кисель. Будем дальше продолжать кто кого встречал на своем веку ?


Комментарий #70, дата: 01 август 2013 13:17

Красавчики вы вообще )) это где мои аргументы ниже плинтуса пали ? Этот весь разговор стал ни о чем когда элементарно отсутствует уважение к аппоненту накинуль на меня как "волки" и элементарно не хотите услышать я не вижу ни каких здровомыслящих аргументов с вашей стороны , Появился один троль который неоднократно своими высказываниями гадил на наш народ обвинял во лжи  а потом там невзночай извинился  Сейчас вообще  хочет что я поклялся Всевышним из за того что он не верит да мне как то по далдау  кто верит кто не верит я не собираюсь имя Всевышнего сводить к обыденности и клясться по любому  поводу в интеренете непонятно перед кем . Придет время наши слова или подтвердятся и окажутся ложными и каждый оснется на едине со своей совестью. Я сторонник версии агульской вы лезгинской живите себе кто мешает есть наука пусть они докажую , вот Шериф хочет взяться за перевод Тарихи Яраги пусть ему помогут с переводом это хоть станет реальным шагом к преодолению тайны шейха. Мне не принципиально его этническое происхождение я рад и горжусь что был такой человек у нас в Дагестане был и активно вел людей по истине за справедливое дело это стоит много он вышел за грани конкретного этноса и стал международной фигуров . Разговор начался из за того что некие акаунты в статье про совсем другого человека грамотно перевели стрелку в сторону Яраги знаю спорную ситуацию и тем самым подожгли костер раздора. Уже второй день этот диалог не заканчивается и поэтому я решил оставить этот некому не нужный спор есть более важные дела


Комментарий #69, дата: 01 август 2013 13:16

Цитата: Гияр
AGUL вообще интересная личность. Первым шедевром его "транслогической" мысли была статейка, где якобы лезгины агульцев называют ЯХУЛАМИ.
 

В некоторой степени это правда. Некоторые яркинские старики действительно, не сильно парясь, называла всех нелезгин, находящихся в той стороне, яхулами - агульцев, лакцев, аварцев. Думаю, некоторым АГУЛьцам этот момент особенно приятен, что их, агульцев, хоть в чем-то приравнивали с лакцами и аварцами. Но называли так просто по небрежности, хотя безусловно яхул - это прежде всего лакцы. Им ужасно нарвится, что у них есть звуки х1 и г1, при этом забывая, что таким количеством звука ф не может похвастать ни один дагестанский народ, а в аварском, даргинском, лакском, чеченском этого звука нет вообще. Кроме того, именно у агульцев полностью отсутствует грамматический класс в языке, как у лезгин. А между тем, грамматический класс есть во всех, даже самых мелких языках Дагестана, в т.ч. в языках лезгинской подгруппы (по четыре класса в будухском, крызском, рутульском, цахурском). И даже в северном наречии таб-ского языка есть два грамм-х класса. Никакое соседство с лакцами и даргинцами не помогло агульцам сохранить грамм-кий класс, потому что агульцы исторически были вовлечены именно в лезгинское этнопространство. И песни до сих пор в некоторых агульских селениях (особенно в Курахском районе) поют на лезгинском языке. Песни с даргинскими мотивами появились в связи с тем, что в политэлиту Дагестана пробились агульцы, плотно завязанные на даргинцах. Магомедсалих Гусаев - полударгинец, женат на даргинке, т.е. фактически был потерян для агульского народа. Такибат Махмудову связывают с каспийским мэром-даргинцем Омаровым, уж не знаю правда или нет. Поэтому с некоторых пор некоторые агульцы решили, что они больше даргинцы, чем лезгины. Все, чем гордятся агульцы - это то, что они живут в горах, типа горцы такие суровые, жесть вообще.)))) Хотя самыми высокогорными в Дагестане все равно являются лезгины.


Комментарий #68, дата: 01 август 2013 13:16

AGUL,
Вам лезгинство никто не навязывает, в отличии от тех, кто навязывает агульство лезгинским Шейхам laughing

А то что вы где то сталкивались , кто называл вас ЯХУЛАМИ и на основании этого писать псевдо-аналитические статьи и выдавать как истину последней инстанции то же как то нехорошо, мягко говоря. Вот я например знаю огромное количество агульцев по происхождению,  на севере РФ, где работают много наших земляков, которые представляются лезгинами. И что? laughing 


Комментарий #67, дата: 01 август 2013 12:58

Цитата: Гияр
AGUL вообще интересная личность. Первым шедевром его "транслогической" мысли была статейка, где якобы лезгины агульцев называют ЯХУЛАМИ. Почему то ссылался опять таки на тех же Гелхенцев, на происхождение которых он же претендует. wink Думаю нам стоит еще ждать таких статей. Ну чтоже позабавимся. laughing

______________________________

Вижу я вы не хотите остановиться и сделать сабур , хорошо я отвечу .
Да я писал что лезгины нас называют яхулар не отказываютсь от своих слов про Гелхенцев я и слова не сказал вы тут лжоте нагло. Сам не раз слышал от лезгин курахского р-на как нас за глаз называют яхулар я не говорил про пограничные села так как они знакомы с нами и не могут спутать , так же на агулов опять таки за глаза называют яхулами и стальские лезгины и прочие кто живут на плоскости. Я не утвержжал что все поголовно нас так зовут но этот практикуется в жизни не раз всталкивался с этим , нам как лезгинство не нежно так и лакство (яхульство) не нужно каждый сам по себе. В отличие от многих тут сидящих я знаю прикрасно свое родство и на чужое не притендую


Комментарий #66, дата: 01 август 2013 12:34

AGUL вообще интересная личность.  Первым шедевром его "транслогической" мысли была статейка, где якобы лезгины агульцев называют ЯХУЛАМИ.  Почему то ссылался опять таки на тех же Гелхенцев, на происхождение которых он же претендует. wink 
Думаю нам стоит еще ждать таких статей. Ну чтоже позабавимся. laughing  


Комментарий #65, дата: 01 август 2013 12:25

Для любой нормальной дискуссии необходим хоть какой-то уровень, я уж не говорю про научную дискуссию с ее требованиями. Но когда уровень аргументации оппонента, простите, ниже плинтуса, о чем вообще может идти речь? Эта публика, страдающая отсутствием элементарного здравомыслия, неспособна понять, что подобный уровень аргументации неизменно вызывает лишь насмешки. Представьте себе, что завтра кто-нибудь выступит с утверждениями, что корни, к примеру, Усугского, оказывается, из Ашара! Это по отцу. А мать его родом из Хпеджа.. Все это будет "подтверждено" соответствующими ссылками на "предания дедов" и визит в Ашар "сагратлинских мюридов". Всё, дело в шляпе! Мухаммад Усугский - агул по языку, но лезгин по происхождению! Докажите обратное, если сможете!

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия