Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агульский шейх Дагестана

Мухаммад Усугский - гордость агульского народа



Богатый на события девятнадцатый век подарил Дагестану много славных сынов, чьи имена на слуху и у нынешнего поколения дагестанцев. Это шейх Мухаммад Ярагский, шейх Джамалуддин Газикумухский, имам Гази-Мухаммад, имам Шамиль, ученый Хаджи Насрулла Кабирский и многие другие.

Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чем говорят.

К числу таких исторических деятелей Дагестана в первую очередь следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.

 Имам Шамиль

На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на могиле его возведен небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто.

Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности ее обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Магомеда с зеленой лентой вокруг околыша – вот все, что сохранилось от него.

Для того, чтобы попытаться узнать о нем чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причем одним из тех, кто до конца оставался ему верным.

После пленения великого имама он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.

 Шейх Мухаммад Ярагский

Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел.

А супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер.

Примерно такой же информацией о нем обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором, он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском.

 Усуг

Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.

А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского:

"...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.

 Имам Гази-Мухаммад

О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (верховный духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:

1) Курали-Магому в сел. Яраге,

2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса,

3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху и

4) Магома-Дебира в сел. Арчу;

 Усуг

Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.

В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.

По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.

В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.

Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие будто бы на поддержание себя с семейством.

Зиярат Мухаммада Усугского в родном селе

В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою ученость и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма ученом и действительном мусульманине.

Усуг 

Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ..."

Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трех муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое происходили из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.

О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается как один из наиболее образованных людей того времени.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Праздничный мавлид прошел в мечети «Бабуль-Абваб» города Дербент

Нет Яраги в лезги отечестве

Дагестану передан на хранение волос пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Татарские внуки лезгинского шейха

Комментарии (104)
Комментарий #44, дата: 01 август 2013 00:26

Tahar,
неа надо сейчас себя возносить как святых а нас обвинять в воровстве. В недавнее время например в лезгины был записан  рутульский поэт Ихрек Реджеб.сейчас к счастью лезгинские активисты сами это поправляют, видели мы и о  том что Низами Гянджеви лезгин, Фет Али-хан с подпиской Лезгинский,  Мирза Казим-Бек лезгин Даниял Илисуйский тоже лезгин, даже попадалось мне на глаза и то что армян Месроп Маштоц в действительности был албанцем а в скобочках так незаметно было написано лезгин ))


Комментарий #43, дата: 01 август 2013 00:19

Tahar,
___________________________
Больше всего возмущает, что агулы говорят о Ярагском не как о деятеле, отдаленные предки которого, возможно, когда-то переселились в Яраг из агульского села, а как о деятеле, национальность которого - агулец!!!
___________________________
Масло масленое))
 Ярагский стал Ярагским шейхом именно в Яраге его отец стал алимом в Яраге , это село взрастило из них сильных алимов видных религиозных деятеле,  останься в у нас возможно это и не было гадать не будем. Мы его считаем в первую очередь потомком квардальских агулов чьи предки вышли из села с проповеднической миссией.


Комментарий #42, дата: 01 август 2013 00:18

Tahar,
Теперь ты понимаешь дорогой земляк всю абсурдность этих выпадов типа "докажи что он агул"  а как это сделать если кладбище с плитами где покоятся его предки практически уничтожено большевиками и нет надмогильных надписей. Это же и вас касается. Не является доказательством его лезгинской принадлежности только то что он прожил в лезгинском селе.
Как ты можешь так смело говорить что их не существует я поражаюсь вашей слепой упрямости. Это не вчера-сегодняшний хабар о нем еще говорил мой дед хорошо знавший историю (1890-1976), соседние села тоже знают это предание к тому же лет 30 назад сагратлинские мюриды приехали в село чтоб посмотреть исконную родину шейха, это информация легко проверится при желании и она была за долго до статей ненавистных вам историков Рамазановых. Все что мы тут говорим и пишем друг другу все останется на нашей совести.

Соглашусь что нет( по крайней мере мне они не известны) реальных фактов которое можно пощупать потрогать посмотреть....  которые могли бы всех убедить в 100% агульской версии, так их и нет и у вас. Да и ни кто вас не заставляет верить нам пусть наша точка зрения остается как альтернативная версия вашей. Я склонен шейха Яраги считать "лезгином по языку и агулов в происхождении"  как об этом писали Рамазановы.
Я ранее уже согласился с тем что агулы не застрахованы от ассимиляции сам лично знаю не мало таких примеров, которые себя ощущают больше лезгинами чем агулами но в тоже время они не отрицают своих исторических корней. Это произошло не намеренно. К примеру члены нашего тухума Башунай коренные жители и основатели села Курдал в разные промежутки времени переезжали в различные села( есть наша ветвь в Тпиге, Гелхене, Оружбе, Мака, в Азербайджане), Оружбинские ассимилировались с местными говорят на лезгинском переженились на лезгинках их старики подтверждают и не отрицают связи с нами знают кто они и откуда и при каких обстоятельствах покинули село, в Азербайджане село Зых жил наш родственник алим Башунайрин Муса в селе его звали как Лезги Муса, был там же и его ровесник тоже алим Муса только азербайджанец, он был на лет 20 старше моего деда его потомки до сих пор живут там говорят на лезгинском но знают где их корень. Так что вы тут перечислили мне не в новинку я знаю это на примере своего тухума. Какие бы не были вливания, нация у человека идет по мужской линии так было всегда ,другое дело если он ассимилировался и уже ощущает себя с иной стороны ему это удобно и это уже другой разговор.


Комментарий #41, дата: 31 июль 2013 23:38

www.blog.bnkomi.ru/post-5177/

Здесь речь о ваших земляках, братьях Махмудовых, которых могут несправедливо осудить на пожизненное за то, что они якобы являются заказсиками поджога Торгового дома "Пассаж". Если вам небезразличная их судьба, поставьте "Класс". И следите за новостями о Пассаже. Меня интересует не столько судьба Махмудовых (хотя и это тоже), просто возможно их оправдание даст хоть какой-то шанс уже осужденным "исполнителям" Алексею Пулялину и Антону Коростелеву.


Комментарий #40, дата: 31 июль 2013 22:25

Каждый народ хочет гордиться своими славными деятелями - и крупный, и малочисленный. Но никому не позволено беззастенчиво и нагло приписывать себе выдающихся деятелей других народов. Не надо уподобляться азерам, нагло ворующим и присваивающим культурное наследие коренных народов Восточного Закавказья.


Комментарий #39, дата: 31 июль 2013 22:24

AGUL,
И это Ваша аргументация?! Ведь Вы же взрослый человек.. Как можно "документально" подтвердить этническое происхождение Ярагского, который родился во 2 половине 18 в.?? Вы вообще отдаете себе отчет в том, что пишете? То есть Вы хотите сказать, что агулы признАют тот факт, что Ярагский - лезгин, лишь в том случае, если будут найдены свидетельство о рождении Мухаммада Ярагского с указанием его лезгинской национальности или надмогильные памятники его предков, где после каждого имени в скобках будет высечено "ЛЕЗГИН"? До какого же абсурда Вы договорились!
Никаких "преданий дедов" об агульском происхождении Ярагского не существует! Все это выдумки, появившиеся в новейшее время. Я так говорю вовсе не потому, что мне якобы противна сама мысль о его связях с агулами (Ваше высказывание пусть останется на Вашей совести), а потому, что нет никаких достоверных данных о том, что Ярагский имел в каком-то поколении агульские корни. Почему я должен верить в выдуманные кем-то хабары? Заметьте, я не отрицаю саму возможность того, что у Ярагского были отдаленные нелезгинские предки, например, даргинские, аварские, агульские или лакские. Но ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО И ТАК, то ровным счетом ничего не меняет в факте того, что Ярагский лезгин. Каких только корней не приписывают имаму Шамилю! Даже кумыкские. Но Шамиль - аварец, кто бы что ни говорил. Он родился и вырос в Гимрах, он был гимринцем, несмотря на то, что ему приписывают кумыкские, гидатлинские и Бог знает какие еще корни. Все хотят примазаться к славе Шамиля. Кстати, лезгины этого никогда не делали! У нас есть свои великие личности.
Наличие каких-либо иноэтнических корней у любого человека не делает его автоматически человеком другой национальности. У композитора Ширвани Чалаева есть прямые табасаранские корни, которые он сам признает, но сам себя он считает лакцем. Он лакец и точка. Магомед Толбоев имеет лезгинские корни, но он аварец и точка. Неужели Вы не в состоянии этого понять и принять??? Отец ректора политехнического института Тагира Исмаилова родом из Ихрека, но мать его - ахтынская лезгинка и сам он вырос в Магарамкенте. Ни в одной анкете, ни в одном публичном выступлении Исмаилов не называл себя рутульцем, а исключительно лезгином. И это несмотря на то, что отец из Ихрека! Раз он сам себя без всякого принуждения считает лезгином, значит, он лезгин. И точка.
Больше всего возмущает, что агулы говорят о Ярагском не как о деятеле, отдаленные предки которого, возможно, когда-то переселились в Яраг из агульского села, а как о деятеле, национальность которого - агулец!!! А что если корни "гипотетического агульского предка" Ярагского, в свою очередь, родом из какого-нибудь лезгинского села??? Ведь это же возможно? Даже и в этом случае Ярагский - агулец?????

 


Комментарий #38, дата: 31 июль 2013 19:00

Хибихан, дай-ка свой телефон, я с тобой перетереть хочу.


Комментарий #37, дата: 31 июль 2013 18:58

А закатальско-белоканские аварцы? Их там около ста тысяч, так их вообще сгнобили там. Почему такие смелые агульцы не ставят аварцам это в упрек? Боязно? Почему же такие гордые агульцы не ставили вопрос об отделении от лезгин в 30-х годах. Почему пришлось ждать волевого решения от аварца Даниялова, которому судьба агульцев, конечно же, была совершенно параллельна, его интересовало ослабление лезгин? Проиграли от этого все!

А когда аварцы что-то говорят про лезгин, так они имеют в виду всех юждаговцев. Для них агульцы и рутульцы как были лезгинами, так и останутся навеки. А то, что в последнее время агульцы стали откровенно и беззастенчиво петь даргинские песни, вот оно истинное лицо "гордых" агульцев.


Комментарий #36, дата: 31 июль 2013 18:48

AGUL,
Лезгины географически находятся в центре близких им народам по языку, культуре и истории. Вы окиньте взглядом ореал проживания лезгин и окружающих их народов. Тем не менее, лезгины единственный в Дагестане, да вообщем на Кавказе народ, территория проживания которого растягивается с высочайщих гор до берега моря. Лезгины единственный народ, который как стена оберегает остальной Дагестан от влияния и экспансии того же Азербаджана вот уже более 1000 лет. Политика расслоения лезгиноязычных народов принадлежала именно Азерским пантюркистам. И те малые этносы, которые позарились якобы на самоопределение в пределах Дагестана, были первыми предателями лезгин вообще. Если бы не было лезгин, то агульцы исчезли бы как этнос с помощью тех же азеров, как рутульцы в Азербайджане по последней переписи. "Успехи" азербайджанцев в ассимиляции которыми  вы так восхищаетесь, это составная часть того что вы делаете к примеру на этом сайте. Отделение от материнской платы не сулит малым народам райскую жизнь. Сегодня к сожалению  малые эносы урбанизируются  и растворяются в городской среде, теряя свой язык , и к этому лезгины не имеют никакого отношения (надеюсь с этим вы согласны)
Сказать, что агульский язык ( на мой взгляд самый близкий к лезгинскому) имеет будущее было бы лукавством. Хоть лезгинскому языку предвещают судьбу регионального, но он изобилует взаимствованиями. Только лезгино-агульский языковой гибрид даст толчок к сохранению как лезгинского составляющего языка, так и агульского.

А так уважаемый пишите письма wink wink wink  


Комментарий #35, дата: 31 июль 2013 18:45

Цитата: AGUL
Зачем говорить неправду, Яраги не изучен, нет документов подтверждающих его лезгинские корни не остались могилы его родственников известны только те которые были выгравированы на могильной плите если память не изменяет его сына. Да он с лезгинского села Яраг да он знал лезгинский, но его этническое происхождение документально не подтверждено пока что. У нас есть предания от дедов в которых упоминается что Яраги является потомков наших алимов которые вышли из села.
 

Наглые вы все-таки ЦЕНЗУРА! wink Послушай, в истории Дагестана Магомеда Ярагского знают как Ярагского. В своей единственной опубликованной книге сам Ярагский назвал своего прадела "Нюзюр ал-Яраги", т.е. Нюзюр из Ярага. Это раз. Весь Кавказ его знает как Магомеда Ярагского. Это два. Нет ни единого доказательства того, что он агулец, кроме вашей агульской болтовни о каких-то стариках, которые "вспомнили" о нем только в начале 90-х годов, когда паршивый историк агулец Рамазанов придумал эту ересь. Это три.

 

А теперь ваши доказательства в студию! Если нет, то делайте рот на замок и не распространяйте как бабы фитну.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия